Катионная битумная эмульсия для дорожного строительства
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве тонкослойных поверхностных обработок дорожных одежд, для приготовления холодных смесей, при строительстве и ремонте дорожных покрытий и т.п. Катионная битумная эмульсия для дорожного строительства содержит битум нефтяной дорожный БНД 60/90, соляную кислоту, хлорид кальция, неонол АФ 9-8, каучуковую добавку СВБ-М, являющуюся раствором в индустриальном масле полибутадиенового каучука с вязкостью по Муни не менее 25, катионный эмульгатор КАДЭМ-ВТ, изготовленный из кислот растительного или животного происхождения фракции C 16-C20 и полиэтиленполиамина, имеющего аминное число, мг HCl/г не менее 150 и кислотное число, мг КОН/г 0-6 и воду, при следующем содержании компонентов, мас.%: битум БНД 60/90 45,00-65,00, каучуковая добавка СВБ-М 1,1-1,7, катионный эмульгатор КАДЭМ-ВТ 2,50-3,50, хлорид кальция 0,08-0,12, соляная кислота 0,40-0,60, неонол (моноалкилфенол) 0,50-0,70, вода – остальное. Достигается повышение сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами как кислых, так и основных пород, увеличение времени распада эмульсий, необходимого для приготовления и укладки различных эмульсионно-минеральных смесей: плотных, пористых, для поверхностных обработок, повышение свойств битумного вяжущего: эластичности, улучшение интервала пластичности и температуры хрупкости. 4 табл.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве тонкослойных поверхностных обработок дорожных одежд, для приготовления холодных смесей, при строительстве и ремонте дорожных покрытий и т.п.
В этих целях в мировой практике широкое применение получили битумные эмульсии катионного типа, позволяющие равномерно распределять вяжущее более тонкими слоями, упрощать технологию производства работ ввиду возможности применения эмульсий в холодном состоянии, проводить работы в сырую прохладную погоду и т.п.
Одним из компонентов битумных дорожных эмульсий являются вязкие дорожные битумы, выпускаемые в нашей стране по ГОСТ 22245-90, которые зачастую не соответствуют этому ГОСТу, в частности, по таким показателям как устойчивость при низких и повышенных температурах (температуры хрупкости и размягчения), отличаются низкими адгезионными свойствами, отсутствием эластичности, что безусловно сказывается на качественных показателях эмульсий. Кроме того, используемые для приготовления эмульсий отечественные эмульгаторы, как правило, не позволяют получать эмульсии класса ЭБК-3, необходимый класс для получения различных эмульсионно-минеральных смесей (ЭМС): плотных, пористых, литых и др. для устройства слоев покрытий дорожных одежд.
В связи с этим для повышения качественных показателей дорожных битумных эмульсий целесообразно использовать различные полимерные и поверхностно-активные вещества, способные модифицировать как дисперсную фазу эмульсий (битумы), так и дисперсионную среду (вода + эмульгатор + стабилизирующие добавки).
Основным недостатком известных катионных битумных эмульсий являются сравнительно низкие показатели стабильности, однородности и сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами, сложность регулирования скорости распада.
Известен состав битумной катионной эмульсии для дорожного строительства, включающий битум, соляную или уксусную кислоту, аминный эмульгатор и воду (а.с. СССР 1359281, кл. С 08 L 95/00, С 04 В 26/26). Эмульсия обладает стабильностью при хранении.
Однако недостатком данной эмульсии является то, что она, обладая высокой степенью обволакивания, имеет низкий показатель адгезии (не более 50% площади).
Известен состав катионоактивной эмульсии для дорожного строительства, включающей соляную или уксусную кислоту, аминный эмульгатор и воду (патент RU 2184753 С1, С 08 L 95/00, С 04 В 26/26). Эмульсия обладает улучшенным показателем сцепления пленки вяжущего с минеральным материалом при сохранении повышенной стабильности при хранении.
Однако недостатком этой эмульсии является низкие значения рН растворов эмульсии в пределах в основном 1,1-1,7 (в основной массе 1,1-1,5). Согласно “Пособию по приготовлению и применению битумных дорожных эмульсий” к СНиП 3.06.03-85, п.3.29 готовый раствор должен иметь водородный показатель рН в пределах 1,8-2,2. Значения рН меньше 1,8 свидетельствуют об избытке кислоты, что отрицательно влияет на адгезию эмульгированного битума. Особенно к минеральным материалам кислых пород (к сожалению, в патенте не указан характер используемого минерального материала). Кроме того, все используемые в этой работе ПАВ в качестве эмульгаторов синтезированы авторами в лабораторных условиях и промышленного производства не имеют.
Наиболее близким аналогом предлагаемому изобретению является битумная дорожная эмульсия [Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. ГОСТ 18659-81. Опубликовано: Государственным комитетом СССР по делам строительства. Москва. 14 стр.], содержащая битум, катионный эмульгатор, кислоту и воду. В качестве катионоактивного эмульгатора используют ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных солей аммония, массовая доля битума с эмульгатором составляет 45-55%.
Недостатком такой эмульсии является сложность регулирования скорости ее распада и вязкости, недостаточная стабильность, сцепляемость с минеральными материалами, и недостаточно низкая температура хрупкости битума, невысокий интервал пластичности вяжущих и отсутствие в нем свойств эластичности [ГОСТ 22245-90].
Задачей изобретения является улучшение сцепления пленки вяжущего с минеральными материалами как кислых, так и основных пород, увеличение времени распада эмульсии, необходимого для приготовления и укладки различных эмульсионно-минеральных смесей (плотных, пористых, для поверхностных обработок), повышение свойств битумного вяжущего: эластичности, улучшение интервала пластичности, температуры хрупкости и др.
Сущность изобретения заключается в том, что катионная битумная эмульсия для дорожного строительства, содержащая битум нефтяной дорожный, катионный эмульгатор, соляную кислоту, хлорид кальция и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит неонол АФ 9-8 и каучуковую добавку СВБ-М, являющуюся раствором в индустриальном масле полибутадиенового каучука с вязкостью по Муни не менее 25, в качестве катионного эмульгатора – катионный эмульгатор КАДЭМ-ВТ, изготовленный из кислот растительного или животного происхождения фракции C16-C20 и полиэтиленполиамина, имеющего аминное число, мг HCl/г не менее 150 и кислотное число, мг КОН/г 0-6, при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум БНД 60/90 45,00-65,00
Катионный эмульгатор КАДЭМ-ВТ 2,50-3,50
Каучуковая добавка СВБ-М 1,1-1,7
Хлорид кальция 0,08-0,12
Соляная кислота 0,40-0,60
Неонол АФ 9-8 (моноалкилфенол) 0,50-0,70
Использование раствора СВБ-М (см. таблицу 1) позволяет улучшить физико-механические свойства вяжущего (СВБ-М – синтетический высокомолекулярный полибутадиеновый каучук – модифицированный):
– растяжимость при 25°С увеличивается в 1,3 раза, при 0°С – более чем 20 раз;
– интервал пластичности повышается в 1,2 раза;
– понижается температура хрупкости в 2 раза.
Каучук, содержащийся в добавке в активном состоянии, химически взаимодействуя с активными центрами асфальтенов битума, образует с последними сопряженную асфальтено-полимерную структуру. В результате создается новая система химически связанных друг с другом макромолекул, которые теряют способность растворяться, вяжущее приобретает улучшенные физико-механические показатели (температура хрупкости, растяжимость, эластичность и т.п.).
Использование в качестве эмульгатора поверхностно-активной добавки “Катионного реагента КАДЭМ-ВТ (катионный адгезив – эмульгатор – высокотемпературный)” позволило получать устойчивые эмульсии и почти в два раза сократить расход эмульгатора по сравнению с дорогостоящими эмульгаторами зарубежного и отечественного производства. Стоимость КАДЭМ-ВТ на 10-15% ниже отечественных и в 2-3 раза зарубежных.
В качестве стабилизаторов эмульсии использовался наиболее часто употребляемый в этих целях хлорид кальция и дополнительно вводимый водорастворимый полимер неонол АФ 9-8 (моноалкилфенол).
Использование неонола совместно с синтетическим высокомолекулярным каучуком (СВБ-М) и ПАВ – эмульгатором КАДЭМ-ВТ позволяет направлено регулировать в широких пределах некоторые эксплуатационные свойства катионных битумных эмульсий: скорость распада, вязкость, сцепляемость с минеральными материалами, снижение температуры хрупкости и создание эластичных свойств вяжущего, что в комплексе позволяет получать необходимый класс эмульсий, в данном случае класс ЭВК-3, для эмульсионно-минеральных смесей, повышая их трещиностойкость, водо- и коррозионную устойчивость.
Анализ известных технических решений показал, что применение в составе катионных битумных эмульсий каучуковых и стабилизирующих добавок в сочетании с поверхностно-активными реагентами известны. Однако их применение не обеспечивает битумным эмульсиям такие свойства, которые они проявляют в заявляемом решении, а именно получение эмульсии с регулируемыми сроком распада и вязкостью, со значительным увеличением сцепления вяжущего с минеральными материалами, как основного, так и кислотного характера, улучшенной температурой хрупкости и эластичности битумного вяжущего, что в целом повышает коэффициент водостойкости, прочностные характеристики смесей на их основе и долговечность дорожного покрытия. Таким образом, данный состав компонентов придает катионной битумной эмульсии иные свойства, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию “существенные отличия”.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90. В таблице 2 представлены его физико-механические свойства. По показателям свойств исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.
2. Катионный реагент КАДЭМ-ВТ.
Использовался катионный реагент КАДЭМ-ВТ производства ОАО НИИПАВ, г. Волгодонск. Реагент КАДЭМ-ВТ изготавливается из кислот растительного или животного происхождения фракции C 16-С20 и поли-этиленполиамина.
По органолептическим и физико-химическим показателям реагент КАДЭМ-ВТ удовлетворяет требованиям и нормам, указанным в таблице 3.
Синтетический высокомолекулярный полибутадиеновый каучук, модифицированный СВБ-М.
Синтетический высокомолекулярный полибутадиеновый каучук СВБ-М представляет собой полибутадиен с преимущественным содержанием винильных звеньев. Продукт получается путем полимеризации бутадиена в растворе под действием катализаторов смешанного типа с последующим выделением каучука из раствора и его модернизации различными маслами (индустриальным, минеральным и др.).
В работе использовался масляный раствор в индустриальном масле полибутадиенового каучука, содержащего 45,8% винильных звеньев с вязкостью по Муни не менее 25 у.е. с концентрацией каучука 19,7 мас.%.
4. Неонол (водорастворимый моноалкилфенол).
Неонол (оксиэтилированный моноалкилфенол) получен на основе тримеров пропилена (изонила). Использовался в работе неонол АФ 9-8, где 9 – число атомов углерода в алкильном радикале, 8 – усредненное число молей окиси этилена в алкильном радикале. Выпускается неонол АФ 9-8 ОАО НижнеКамскнефтехим и относится к водорастворимым неионогенным поверхностно-активным веществам (НПАВ), имеет температуру застывания от -2 до +2°С, плотность при 20°С – 1062±3 кг/м 3 . Внешний вид неонола АФ 9-8 – прозрачная маслянистая жидкость от бесцветного до желтоватого цвета с рН=7±1. Массовая доля присоединенной окиси этилена 61,5±1,5%.
Вода для приготовления эмульсий использовалась с жесткостью 6 мг-экв/л.
6. Соляная кислота.
Соляная кислота соответствует требованиям ГОСТ 857-88, марка Б.
7. Хлорид кальция.
Хлорид кальция соответствует ГОСТ 450-77.
Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были приготовлены 5 вариантов составов катионных битумных эмульсий.
Приготовление катионной битумной эмульсии производили в следующем порядке. Добавка СВБ-М вводилась в разогретый до 120-130°С битум и перемешивалась в течение 5 минут в лабораторной установке для модифицирования битумов. На основе подготовленного таким образом вяжущего (битума с добавкой СВБ-М) приготавливалась катионная битумная эмульсия путем смешения модифицированного битума с эмульсионно-водным раствором (вода + эмульгатор КАДЭМ-ВТ + соляная кислота + неонол АФ 9-8 + хлористый кальций) и совместного диспергирования при температуре 90-95°С.
Образцы приготовленных эмульсий испытывались в соответствии с ГОСТ 18659-81, показатели свойств модифицированного СВБ-М битума – по ГОСТ 22245-90. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице 4.
Из данных таблицы 4 следует, что катионная битумная эмульсия предлагаемого состава обеспечивает повышение сцепления вяжущего с минеральными материалами кислых и основных пород, увеличивает время распада эмульсий, что необходимо при работе с ЭМС, повышает вязкость эмульсий, понижает температуру хрупкости, увеличивает интервал пластичности и создает эластичные свойства битумного вяжущего.
Катионная битумная эмульсия для дорожного строительства, содержащая битум нефтяной дорожный, катионный эмульгатор, соляную кислоту, хлорид кальция и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит неонол АФ 9-8 и каучуковую добавку СВБ-М, являющуюся раствором в индустриальном масле полибутадиенового каучука с вязкостью по Муни не менее 25, в качестве катионного эмульгатора – катионный эмульгатор КАДЭМ-ВТ, изготовленный из кислот растительного или животного происхождения фракции С16-С20 и полиэтиленполиамина, имеющего аминное число, мг HCl/г не менее 150 и кислотное число, мг КОН/г 0-6, при следующем содержании компонентов, мас.%:
Эмульсия ЭБК-1 БРИТ
ЭБК-1 — битумная эмульсия, полученная путем диспергирования битума в эмульгаторах, растворенных в воде. Представляет собой однородный состав с малой вязкостью, который применяют при строительстве дорог. Ее использование позволяет улучшить качество покрытия, сделать его надежнее и долговечнее. ЭБК относят к классу быстро распадающихся. ПрименениеЭБК-1 предназначена для создания слоев дорожных покрытий, а также использования в качестве подгрунтовки. Использование:
В отличие от ЭБА ЭБК подходит для кислых и щелочных пород камня, обеспечивая одинаково хорошую сцепляемость. Эмульсия должна соответствовать ГОСТ 52128-2003. СоставЭБК представляет собой жидкость темно-коричневого цвета. Основа эмульсии — дорожный нефтяной битум. помимо этого в нее входят:
Компоненты эмульсии ЭБК-1 подбираются с учетом госстандартов. Смешивание осуществляется в специальной установке, его выполняют в несколько этапов. ПроизводствоЭБК-1 получают путем разделения битума на мелкие частицы в водном растворе эмульгатора. Сырье загружают в резервуар коллоидной роторной мельницы, где происходит его дробление и соединение с разведенным эмульгатором. Битум применяют в чистом виде или в модифицированном, то есть, дополненном термоэластопластами. За счет этого удается улучшить его свойства. Функция эмульгаторов заключается в стабилизации ЭБК-1. Благодаря им исключено разделение взвеси на отдельные компоненты. Происходит это за счет образующейся вокруг каждой капли защитной пленки. Чаще всего для стабилизации используют соединения аммония и имидазолины. Именно от их концентрации в эмульсии зависит период ее распада. В ЭБК-1 она составляет 5 минут, процесс завершается соединением вяжущих веществ с щебнем. Характеристики и преимуществаБитумная эмульсия ЭБК-1 рассчитана на холодную технологию — без подогрева щебня или гравия. Материал не склонен к возгоранию и не содержит токсичных веществ. Другие достоинства:
Благодаря замене битума на ЭБК-1 удается повысить эксплуатационные характеристики дорожного полотна. Оно способно выдерживать большую нагрузку и дольше прослужить без капитального ремонта. Преимущества эмульсии очевидны:
Применение: обработка основания (30% эмульсии), посыпка щебнем с последующей обработкой остатками ЭБК-1. Простое применение, доступная цена и низкий расход — главные причины, по которым целесообразно использовать эмульсию. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БИТУМНОЙ ЭМУЛЬСИИ «БРИТ» Наименование показателей Требования по ГОСТ Р 52128-2003 ЭБК-1 ЭБК-2 ЭБК-3 ЭБПК-1 ЭБПК-2 Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: Эмульсия битумная катионнаяБитумная эмульсия катионная (ЭБК) для дорожных работ – это однородная мелкодисперсная жидкость темно-коричнего цвета, основные компоненты которой вода, битум и катионный эмульгатор, которые не смешиваются между собой. Дополнительно, в зависимости от класса ЭБК в состав вводят специальные компоненты – полимеры, ПАВ, разжижители и другие. Битумная эмульсия катионная обладает более привлекательными эксплуатационными качествами, чем анионного типа, вследствие высокого сцепления с обрабатываемыми поверхностями и универсальности – взаимодействует с материалами и щелочной, и кислой природы. Мы не будем вдаваться в физико-химические тонкости процесса соединения, но в результате обработки покрытия получается тонкая, но очень прочная пленка на его поверхности, служащая отличным гидроизоляционным средством. Стоимость услуг
Битумная эмульсия катионная показывает очень высокие адгезионные свойства, а ее низкая вязкость позволяет легко и быстро обрабатывать бетона и камня без их предварительного нагревания и сушки. Отличительное качество эмульсий этого типа – экономичность (отсутствие расходов на нагрев состава) и безопасность при выполнении работы (смесь полностью негорючая). А еще, битумная эмульсия катионная экологически более безопасная, чем горячий битум и расход ее на 30% ниже. Классы битумных катионных эмульсийКатионные битумные эмульсии разделяются на три класса – по скорости распада компонентов (смешиваемости с минеральными материалами), которая зависит от типа эмульгатора. Его количества, уровня рН и способа эмульгирования.
Все классы ЭБК благодаря наличию в их составе воды совмещаются с влажными твердыми материалами. Это позволяет применять их на влажных дорожных покрытиях и работать с минеральными материалами естественной влажности Компания «Елизар» производит битумные катионные эмульсии с помощью диспергирующих устройств (коллоидных мельниц) в любых объемах и осуществляет доставку в Москве и по регионам. Наша цена на битумные эмульсии – самая выгодная – от производителя. Купить ЭБК любого класса можно на сайте или заказать по телефону. Всё об асфальтировании / Справочник / Битумная эмульсияОбщие сведения о битумной эмульсииБитумная эмульсия (эмульгированный жидкий битум) — искусственный строительный материал получаемый путём смешения в специальных установках водного раствора эмульгатора и нефтяного битума. Представляет собой однородную текучую (с консистенцией молока) жидкость коричневого или тёмно-коричневого цвета. Эмульсия — это дисперсия (т. е. равномерное распределение) мелких капель одной жидкости в другой. Капли рассеиваемой жидкости обычно имеют диаметр от 1 до 100 мкм (0,001–0,01 мм). Особенность заключается в том, что при обычных условиях такие жидкости друг с другом не смешиваются (например, масло и вода). Непосредственно в процессе перемешивания эти вещества могут образовывать эмульсию, однако после того, как перемешивание прекратится, эмульсия быстро потеряет стабильность и разделится (мелкие капли одной жидкости притянутся друг к другу и со временем образуют сплошную пленку). С 01.04.2014 года в Украине на битумные эмульсии начал действовать новый стандарт ДСТУ Б В.2.7-129:2013 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия». Действующий до этого стандарт ДСТУ Б В.2.7-129:2006 «Строительные материалы. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия» утратил свою актуальность. Стандарт распространяется на битумные дорожные эмульсии используемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорог, ремонте дорожных покрытий и асфальтировании. Отличие битумной эмульсии от других видов битумаРазличные виды битума широко применяются в дорожно-строительной отрасли в качестве вяжущего материала при производстве различных типов смесей используемых для асфальтирования дорожных покрытий, ремонта дорог, поверхностной обработки дорожных оснований и покрытий. В обычных условиях (при температуре воздуха от 20 до 30 °С) битум представляет собой твердый или сильно вязкий материал непригодный для какого-либо применения. Для того, чтобы его можно было использовать он должен быть переведен в жидкое состояние, что может быть достигнуто 3 способами:
Основными преимуществами битумной эмульсии перед горячим и разжиженным битумом являются:
При асфальтировании дорог с применением горячих и теплых асфальтобетонных смесей которые приготовлены на горячем битуме (щебеночно-мастичные смеси, горячие уплотняемые или литые смеси), дорожное покрытие затвердевает и набирает прочность по мере остывания уложенной смеси. Асфальтированное покрытие устроенное с помощью асфальтобетонных смесей приготовленных на разжиженном битуме (холодные органоминеральные смеси), набирает прочность не в процессе остывания, а за счет испарения легких углеводородных фракций содержащихся в растворителе. Асфальтобетонные и другие дорожно-строительные смеси приготовленные на эмульгированном битуме (литые эмульсионно-минеральные смеси, Сларри-Сил, Микросюрфейсинг, холодный асфальт и асфальтогранулобетон) набирают прочность в процессе распада эмульсии на битум и воду (реакция распада инициируется за счет химического взаимодействия эмульгатора с минеральным материалом). Назначение и область применения битумной эмульсииНазначение битумной эмульсии обусловлено ее свойствами. Она легко наносится на различные поверхности (в том числе и вертикальные) проникая благодаря невысокой вязкости в поры материалов, также она хорошо смешивается с минеральными материалами (щебень, гравий, песок, минеральный порошок) прочно связывая их между собой. Таким образом эмульгированный нефтяной битум выполняет 2 основные функции:
Существует множество сфер промышленности в которых может применяться битумная эмульсия, однако основными ее потребителями являются гражданское строительство (гидроизоляции фундаментов, стен и полов), гидротехническая (гидроизоляция гидротехнических и подземных сооружений) и дорожно-строительная отрасль. Для дорожно-строительной отрасли использование битумной эмульсии стало неотъемлемой частью, так как она применяется во множестве технологий ямочного ремонта дорог, поверхностной обработки асфальтированных покрытий и создания слоев износа, мембранных технологий, а также при приготовлении асфальтобетонных смесей. Основные направления в которых применяется эмульгированный битум следующие:
Битумная эмульсия может использоваться не только при строительстве асфальтобетонных дорожных покрытий, но и при создании цементобетонных дорог. Введение в цементобетонную смесь битумной эмульсии является одним из способов повышения физико-механических свойств цементобетона (водостойкости, морозо- и трещиностойкости). Типовой состав битумной эмульсии и технология ее производстваБитумные эмульсии применяемые в дорожно-строительной отрасли являются, как правило, эмульсиями прямого типа («масло в воде» — М/В), в которых битум (от 30 до 70 %) в виде мельчайших частиц равномерно распределен в воде. В эмульсиях обратного типа («вода в масле» — В/М), вода диспергирована в битуме (массовая доля которого составляет от 70 до 80 %). Компонентный состав эмульгированного битумаТиповой состав битумной дорожной эмульсии включает 5 основных компонентов: 1. Битум (массовая доля в эмульсии от 30 до 70 %). В большинстве случаев для приготовления эмульгированного битума применяется вязкий нефтяной дорожный битум различных марок (БНД 90/130, БНД 130/200 и др.). С целью повышения физико-механических свойств битумной эмульсии вместо обычного нефтяного битума может использоваться полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), которое имеет более высокие эксплуатационные и физико-механические показатели по сравнению с обычным битумом. 2. Вода (массовая доля в эмульсии от 15 до 70 %). 3. Эмульгатор (массовая доля в эмульсии от 0,15 до 3 %). Эмульгаторы — вещества, обладающие способностью придавать битумной эмульсии стабильность (препятствовать ее распаду). В качестве эмульгаторов используются поверхностно-активные вещества (ПАВ) растворимые в обеих фазах эмульсии (воде и битуме) или в одной из них (только в воде или только в битуме). Чаще всего при изготовлении эмульгированного битума применяются именно водорастворимые эмульгаторы, к которым относятся так называемые анионактивные и катионактивные ПАВ. В зависимости от того, какой из этих двух типов ПАВ применялся при приготовлении битумной эмульсии, она будет называться анионной (ЭБА — эмульсия битумная анионная) или катионной (ЭБК — эмульсия битумная катионная). В более редких случаях вместо поверхностно-активных веществ могут применяться твердые высокодисперсные минеральные порошки (глины, окислы, карбонаты, сульфаты, цемент, сажа и др.). 4. Стабилизатор (массовая доля в эмульсии от 0,05 до 0,5 %). В качестве стабилизатора используется водный раствор хлорида кальция или другие растворимые соли (применяется только в катионных эмульсиях). 5. Кислота (массовая доля в эмульсии от 0,5 до 3 %). Этот компонент необходим для повышения стабильности эмульсии. В большинстве случаев применяется соляная кислота (реже уксусная или ортофосфорная). В качестве дополнительных компонентов в состав битумной эмульсии могут включаться различные растворители, разжижители, полимеры, а также модифицирующие добавки. Модифицированная битумная эмульсия — битумная эмульсия приготовленная на модифицированном битуме или в состав которой входят модифицирующие добавки (латекс, полиэтилен, эпоксидная смола, синтетический каучук, синтетическая смола и др.). Технология производства эмульгированного битумаПроизводство битумной эмульсии как правило, осуществляется на эмульсионной установке, хотя существуют и другие диспергирующие устройства. Эмульсионные установки могут быть периодического (порционного) или непрерывного действия. Установка периодического действия допускает определенный контроль и управление процессом производства эмульсии со стороны оператора. В установке непрерывного действия все процессы (нагревание воды, дозировка материалов…) осуществляется в полуавтоматическом или автоматическом режиме. Главным рабочим органом эмульсионной установки является коллоидная мельница. Именно с ее помощью происходит диспергирование битума в воду и последующее смешивание всех компонентов эмульсии. Перед диспергированием битум нагревается до 100–160 °С, водная фаза нагревается до 30–70 °С (для растворения эмульгатора и для достижения нужной температуры эмульгирования после перемешивания с битумом). Срок хранения готовой эмульсии от 1 до 2 месяцев (в зависимости от типа и марки битумной эмульсии). Хранится она в вертикальных цилиндрических емкостях при температуре воздуха не ниже 5 °С. Транспортировка готовых битумных эмульсий может осуществляться с помощью автогудронаторов, битумовозов, железнодорожных цистерн или автоцистерн, а также в металлических бочках. Классификация битумных эмульсийПосле смешивания с минеральным материалом (при приготовлении смесей для асфальтирования) или после нанесения битумной эмульсии на какую-либо поверхность (при подгрунтовке покрытия и поверхностной обработке), она должна превратиться в сплошную битумную пленку для того, чтобы выполнять свою функцию в качестве вяжущего или в качестве защитного покрытия. Такой процесс преобразования называется распадом. Распад битумной эмульсии — отделение битума от воды с образованием непрерывной битумной пленки. Может происходит в результате испарения воды (в случае с анионной эмульсией) или за счет химического взаимодействия с минеральным материалом (в случае с катионной эмульсией). Скорость распада битумной эмульсии — время в течении которого битум отделяется от воды и образует сплошную пленку. Скорость распада зависит от компонентного состава эмульсии, размера частиц битума, реакционной способности эмульсии, температуры воздуха и влажности, а также других параметров. В зависимости от скорости распада эмульсии бывают:
В зависимости от применяемого эмульгатора
Для повышения эксплуатационных показателей битумной эмульсии ее приготовление может осуществляться не на обычных нефтяных битумах, а на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). В этом случае полученная эмульсия имеет следующую маркировку:
Анионные битумные эмульсии распадаются в процессе испарения воды и этот процесс в значительной мере зависит от погодных условий (температуры и влажности воздуха), что усложняет его применением в дорожном строительстве. В силу этих причин, в подавляющем большинстве случаев в дорожно-строительной отрасли предпочтение отдается именно катионным битумным эмульсиям (ЭБК) процесс распада которых определяется характеристиками минерального материала (щебня, гравия, песка, минерального порошка) с которыми данная эмульсия взаимодействует. Катионная эмульсия позволяет более точно прогнозировать скорость распада, что является важным фактором при производстве работ. Большая Энциклопедия Нефти и ГазаКатионная битумная эмульсияКатионные битумные эмульсии стабильны в кислой среде, анионные – в щелочной. Преимущество катион-ных эмульсий состоит в том, что они обладают хорошей сцепляемостью с сильно – увлажненными каменными материалами любого типа. [1] Катионные битумные эмульсии стабильны в кислой среде, анионные – в щелочной. Преимущество катионных эмульсий состоит в том, что они обладают хорошей сцепляемостью с сильно увлажненными каменными материалами любого типа. [2] Применение катионных битумных эмульсий для строительства слоев износа с шероховатой поверхностью. [3] Поскольку у большинства заполнителей, используемых в дорожном строительстве, преобладающая часть отрицательных зарядов находится на поверхности, катионные битумные эмульсии являются обычно более подходящими для применения, чем анионные. Положительные заряды на каплях катионной эмульсии притягиваются к отрицательным зарядам на поверхности заполнителя, в то время как имеется лишь очень ограниченное количество положительных зарядов, которые могут притянуть к себе отрицательно заряженные битумные капли анионной эмульсии. [4] Существует несколько способов устройства поверхностной обработки, из которых наиболее прогрессивным и популярным является строительство шероховатого слоя износа с использованием катионных битумных эмульсий и фракционированного щебня. [5] Поэтому образующаяся в результате взаимодействия с кислыми минеральными материалами пленка вяжущего, устойчивая к отслаивающему действию воды, значительно тоньше и не обеспечивает когезионной связи поверхности зерен с массой битума. Катионные битумные эмульсии снимают эту проблему, т.к. в них элементы дисперсной фазы – капельки битума – заряжены положительно и притягиваются к отрицательным центрам на поверхности минерала. Кроме того, присутствующие в дисперсионной среде таких эмульсий свободных ионов эмульгатора приводит к гидрофобизации обрабатываемой поверхности. [6] Применение битумных эмульсий значительно упрощает технологию ремонта и позволяет проводить работы как ранней весной, так и поздней осенью при температуре воздуха не ниже 5 С. При использовании эмульсий появляется возможность использования влажных материалов, т.к. и в этом случае катионные битумные эмульсии обеспечивают быстрое формирование пленки вяжущего, высокую адгезию пленки к поверхности большинства заполнителей и, в целом, хорошее качество ремонтных работ. [7] Сцепление битума с минералами кислой природы ( гранитный щебень, песок речной и морской) неудовлетворительное137, так как поверхность материала удерживает количество битума, недостаточное для обеспечения надежного сцепления зерен минерала между собой, т.е. битум в этом случае не выполняет функцию связующего материала. Это требует разработки специальных способов корректировки адгезионных свойств нефтяных битумов, к которым можно отнести, прежде всего, введение адгезионных присадок в битумы и использование в качестве вяжущего катионных битумных эмульсий . [8] Эмульсии битума и дегтя являются подобно латексам водными дисперсиями. Как и следовало ожидать, эти две эмульсии могут легко смешиваться в одну при правильном выборе системы ее стабилизации. В противном случае получают исключительно плохие результаты, например, если к катионной битумной эмульсии добавляют обычный анионный латекс. Трудно также получить стойкий продукт, если смешивать латексы с битумными эмульсиями, стабилизованными каолином. [9] Приготовленная эмульсия распыляется на поверхность каменного материала через стандартный маточник с форсунками, установленный на отечественных автогудронаторах. В этом маточнике необходимо предусмотреть отдельный подвод подщелоченного до рН 8 – 10 водного состава. Концентрация щелочи в воде устанавливается в зависимости от требуемой скорости распада и составляет 0.1 – 1.0 % масс. Процесс заключается в одновременном нанесении катионной битумной эмульсии и водного состава, при контакте с которым эмульсия разрушается на обрабатываемой поверхности с установленной скоростью. Подбор состава эмульсии и подщелоченной воды каждый раз осуществляется в лабораторных условиях на модельных смесях материалов для каждого конкретного случая. В этом методе также важно не допускать резкого распада эмульсии, т.к. во многих случаях это исключает возможность некоторого проникновения эмульсии вглубь обрабатываемой поверхности для образования когезионно прочной связи вяжущего с заполнителем. В случае классических катионных эмульсий требуется несколько большее время для полного выделения воды, а при использовании безводных распыляемых вяжущих и, особенно, разжиженных нефтяными фракциями битумов, требуются недели для формирования слоя и испарения разжижителей и пластификаторов. [10] Приведенный здесь обзор ни в коей мере не претендует на полноту охвата широкого спектра новейших разработок в области разработки компонентного состава битумных эмульсий. С сожалением можно констатировать, что разработке катионоактивных эмульгаторов в нашей стране вплоть до последнего времени внимания практически не уделялось. Это привело к тому, что в настоящее время практически все ( более 95 %) катионные битумные эмульсии , производимые в России, имеют в своем составе импортные, а не отечественные поверхностно-активные продукты. [11] Битумная эмульсия: виды, характеристики, применениеБитумная эмульсия – это эмульгированный жидкий битум, получаемый путем смешивания битума и водного раствора эмульгатора. Смесь однородная, с консистенцией молока, обладает хорошими клеящими свойствами. Базовый цвет – коричневый, оттенки – от светлых до темных. Низкая вязкость эмульсий позволяет осуществлять обработку каменных материалов без прогрева. Кроме того, уровень выбросов вредных веществ в атмосферу значительно ниже, по сравнению с применением горячих битумов. Характеристики эмульгированных битумов регламентирует ГОСТ Р 52128-2003. Состав эмульсионного материалаВ строительстве используются битумные эмульсии, в состав которых входят:
Размер частиц, входящих в состав смеси, обычно не более 1,5 мкм. Характеристики битумной эмульсииДля правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см 3 (1050 кг/м 3 ), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала. Примерный расход битумной эмульсии на 1 м 2 покрытия из асфальта:
Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:
Виды битумных эмульсийПо типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:
Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:
Материалы по составу эмульгатора – анионные, катионные, неионные. Анионные составы содержат отрицательно заряженные частицы. Такие смеси использовать сложно, поскольку наполнители также имеют отрицательно заряженные ионы. Наиболее эффективными являются катионные битумные гидроизоляционные материалы, хорошо совместимые с большинством наполнителей. Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работахЭти материалы применяются для следующего:
Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин. |