Как создать детский проект (из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками)
Работая учителем начальных классов, меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков, и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на, возникающие в процессе обучения, вопросы и проблемы. Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что наиболее интересным и продуктивным способом стимулирования и развития данных навыков является проектная деятельность.
Так как я работаю в гимназической среде, но в общеобразовательных классах, то проектная деятельность моих учеников помогает развивать, реализовывать их потенциал. Возраст младших школьников благоприятен для того, чтобы максимально развить их задатки. Я попробовала создавать детские проекты в 4 классе начальной школы, опыт оказался весьма удачным, и я продолжила работу с детьми уже со 2, 3 -го класса.
Моей целью в данной работе с детьми являлось развитие навыка поиска информации и развитие детско-родительских отношений. Поэтому я целенаправленно в учебное и внеурочное время развивала данные навыки. Потому, что вне урока поддерживать познавательный интерес гораздо важнее, чем узкопредметную направленность. Хотя в учебном процессе, как и в любом другом виде деятельности, можно всегда выявить проблему или явление, которые заинтересуют ребенка, при умелом направлении, создании условий, можно исследовать данную проблему и оформить детскую работу в научный проект. Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно мне нравится то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, ратует за развитие ребенка как личности и за успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты. Приятно видеть, как на школьных научно-практических конференциях поддержать детей приходят родители, бабушки, родственники. Такая направленность, несомненно, и в дальнейшем будет способствовать развитию и росту ребенка, как личности.
Наиболее предпочитаемые мной методы работы с детьми при создании проектов такие, как: беседа (диалог), наблюдение, реализуются в процессе совместной деятельности, когда я помогаю, направляю, намечаю план работы совместно с родителями. Иногда родители сами могут организовать поэтапно работу детей, другим надо помочь. Современные условия поиска информации многогранны, начиная с газет, журналов, и заканчивая Интернет-ресурсами, что позволяет реализовать самые грандиозные идеи и проекты. Естественно, начиная работу с ребенком, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых, но для начальной школы проект может быть упрощен. В зависимости от того, какой конечный продукт вы планируете-сделать иллюстрированную книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить стенгазету, составить памятку, сделать мультфильм, очистить территорию от мусора, провести выставку и т. д., и зависит само исследования. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской
работе важен только эксперимент. Виды проектов тоже различны: комплексные, межгрупповые, творческие, индивидуальные, исследовательские.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом.
Многие специалисты в этой области (Сергеев И. С. [2])считают, что проект-это “пять П”:
Проблема-Проектирование (планирование)-Поиск информации-Продукт-Презентация. Шестое “П” проекта-его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Для тех, кто впервые захочет сделать свой проект, я хочу кратко поделиться своими изысканиями.
Примерный план по созданию детского проекта по этапам:
На подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования, конкретизировать её. Я всегда стараюсь предложить ученику интересные темы, здесь самое важное-заинтриговать, заинтересовать ребенка, “заразить” идеями, нарисовать в его сознании радужные перспективы его работы. Примерные темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными, главное-конкретизировать их. Например, тема “Нечистая сила в сказках” довольно объемна, а вот “Кощей Бессмертный-главный представитель нечистой силы” или “Царь чудовищ-Василиск”-более конкретны. Чем уже тема, тем плодотворнее работа. Интересные темы проектов: “Народные сказки”, “Мои любимые игрушки”, “Домашний питомец”, “Волшебные предметы в сказках”, “Моя любимая Национальная игра”и т.д.
Ориентировочный этап-это определение целей и задач проекта, выбор предмета или объекта проектирования. Ученик должен четко представлять, что он проектирует, для чего и зачем он это делает. Например, в проекте ” Царь чудовищ-Василиск “, предметом проекта является Василиск. Эта работа имеет такую цель: доказать, что Василиск является самым главным среди чудовищ.
Задачи проекта:
-Изучить информацию об этом Чудище.
-Выявить у него те характерные особенности, которые делают его великим среди всех представителей нечистой силы.
Третий этап самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают поисковые навыки. Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет. Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты. Например, в проекте “Тувинские народные сказки”, изучив историю вопроса, моя ученица потом поделилась со мной, а впоследствии и с одноклассниками, весьма редкими фактами, такими, как: тувинские сказки были подарком для маленьких на Новый год, некоторые сказители знали до 300 сказок и были в каждой юрте желанными гостями, для непрерывного повествования сказок в Новогоднюю ночь жители заранее запасали еду и дрова и т. д.
Все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует младшего школьника к дальнейшему изучению темы.
Особенно мне запомнился первый проект в моей практике “Царь чудовищ-Василиск”. Ученик, который занимался данным проектом, так заинтересовал одноклассников неизвестным чудищем из сказок, что многие ребята стали искать информацию, затем делились полученными знаниями. Лучшего результата нельзя было ожидать!
Последний этап-это оформление работы, подготовка к защите, вопросам. Ученик должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу.
Для лучшего восприятия работы необходимо представить наглядность-иллюстрации, схемы, чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные презентации и т. д.
Требования к оформлению детских проектов можно найти в литературе по данной теме или на сайте фестиваля педагогических идей.
Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации.
Источники информации:
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа.-2005.-№9.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-М., 2005.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа.-2004.-№2.
Пример детского проекта, выполненный ученицей 2 класса МОУ гимназии № 5 города Кызыла-Ивановой Дашей.
Проект “Барби-самая популярная кукла для девочек”
В настоящее время самой популярной игрушкой среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет назад, является кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка.
В настоящее время кукле отводится интересная роль, в которой главное место занимает познание окружающего мира. Ведь играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение. Предметом изучения моего проекта стала одна из красивейших кукол современности-кукла Барби.
Сейчас существует много разных видов кукол.
А самая распространенная кукла, которую знают все дети, это-кукла Барби.
Мне показалось интересным найти, изучить историю возникновения Барби и донести до других эту информацию.
Я считаю, что практически у каждой девочки есть Барби, и мне кажется, что данная кукла самая популярная.
2) Основная часть.
В наше время каждая девочка знает, кто такая Барби. Это любимая игрушка девочек-изящная кукла ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и красивой фигурой.
Барби любит наряды и автомобили, всегда улыбается и довольна жизнью. С ней можно играть в семью, дом, работу, спорт – во все, что угодно. Барби появилась на свет в 1959 году в Америке. Ее “родители” – супруги Рут и Элиот Хэндлер, основатели фирмы игрушек “Маттел” (Mattel). Вместе с японскими дизайнерами они придумали ту самую Барби, которую сегодня можно увидеть во всех магазинах. А свое имя, уменьшительное от Барбара, она получила в честь их собственной дочери.
Американские девочки, увидев эту куклу на нью-йоркской выставке-продаже, сразу же захотели иметь ее у себя дома. Ведь она была в отличие от других игрушек сразу взрослой. За первый год было продано 351000 кукол по три доллара за штуку. Постепенно у Барби стали появляться разнообразные наряды, мебель, дом, автомобили, ролики, велосипеды. В 1961 году Барби перестала быть одинокой – у нее появился друг Кен. Барби стала так популярна, что многие известные женщины захотели увидеть себя в образе этой куклы. Так начали выпускаться копии реальных людей. Популярная певица Мадонна, например, заказала целых пять кукол, похожих на себя.
Наряды для Барби сегодня шьют самые известные модельеры. Для нее существуют и украшения (в том числе и очень дорогие). У Барби есть роскошный дом, семья с маленьким ребенком, множество автомобилей и даже самолет. Недавно она обзавелась сотовым телефоном и компьютером – ведь Барби – современная девушка. Для американцев она стала национальным символом.
Восемнадцать раз Барби летала в космос вместе с американскими космонавтами, и все полеты были удачными. Многие девочки мечтают стать такими, как она – красивыми и счастливыми.
Во многих странах (в том числе и России) проводятся конкурсы на лучшее платье для Барби. Девочки сами придумывают и шьют эти платья, а победителям предоставляется возможность учиться у известных модельеров.
Каждую минуту в мире продается две Барби.
Кто сегодня не знает Барби, эту изящную куклу ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и красивой фигурой?
В нашей стране первые Барби появились в 1980-е годы и сразу стали очень популярны.
Барби всегда мила и жизнерадостна. Это помогает ей решать проблемы кукольной жизни.
3) Задачи исследования.
-Экспериментальным путём при помощи анкетирования доказать, что самая популярная на сегодняшний день кукла Барби.
-При помощи анкет так же доказать, что Барби имеет практически каждая девочка.
4) Методика исследования.
Чтобы изучить интерес к современным куклам, вместе с мамой мы составили анкету для девочек, которая проводилась во 2-3 классах. В анкетировании участвовали 100 девочек 9-10 лет. Анкета состояла из 6 вопросов о куклах. .На задание отводилось 4-6 минут. По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых вариантов ответов и переведено в процентное соотношение.
Такт же мы попросили девочек нарисовать своих любимых кукол.
5)Анализ результатов анкетирования.
На первый вопрос о своей любви к куклам-15 девочек из 100 (15%) не любят играть в куклы. Остальные 85 человек (85 %) ответили положительно. Это значит, что большинства современных девочек игра в куклы-любимое занятие.
На второй вопрос о количестве кукол показал следующие результаты: только у 2%(у 2 детей) совсем нет кукол, остальные 63% (63 человека) имеют до 10 кукол и 35 % девочек имеют больше 10 кукол. Это значит, что у современных девочек много игрушек.
В третьем вопросе речь шла о наличии кукол. Можно было выделить несколько вариантов ответа. Большинство девочек-98% девочек указали наличие у них Барби, 20 % имеют Беби Борн, Братц есть у 45% детей, российские куклы имеют только 10% опрошенных, другие виды кукол есть у 9 % детей. В результате можно сказать, что среди других видов большинство девочек имеет куклу Барби.
В 4-м вопросе о том, какую куклу считаешь красивой, Барби указали-50 % (25 человек), Винкс-20%, Братс-15%, Бэби Борн-3%, другие-12%.Это говорит о том, что в настоящее время половина всех считает Барби лучшей.
Изучив ответы 5 вопроса, можно сказать, что у девочек есть все предметы обихода, туфли, платья, одежда, предметы мебели, дома и даже машины. Имеют много данных принадлежностей-79 % (79 девочек),только один предмет называют 20 детей (20%) и 1человек не имеет ни одного наименования. Значит, дети очень любят играть в куклы, раз у них имеется много предметов интерьера для кукол.
Шестой вопрос предполагал наличие у девочек кукол-подружек, кукольных семей. Большой процент девочек-87% отметил существование у кукол Барби подружек, детей, семей. Что лишний раз подтверждает мою гипотезу.
6) Выводы. Заключения.
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
Моя гипотеза полностью подтвердилась. Большое количество девочек, практически 90 % , играют в куклу Барби. Барби является самой популярной куклой современности, у девочек есть много аксессуаров для них.
Кукла сегодняшнего дня символизирует собой стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина, семья. Только тот факт, что Барби в этом году исполняется 50 лет, говорит о ее популярности. В последнее время появились журналы, раскраски, книжки-поделки, компьютерные игры, главная героиня которых – Барби.
Играя в Барби, каждая из нас придумывает, “строит” свою будущую жизнь. Главная особенность Барби – это уже взрослая молодая и красивая женщина. Вот почему многим девочкам хочется быть похожей на неё.
Выступление из опыта работы «Использование метода проектов в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Ирина Трещёва
Выступление из опыта работы «Использование метода проектов в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Такая уж у нас профессия, такая уж у нас судьба, у взрослых людей, прописанных в мире детства — всегда жить его заботами и волнениями. В этом мы с вами счастливые люди: живем в нестареющем, неугомонном мире, и нам открывать его порывы и стремления. Совсем недавно, примерно 5 – 10 лет назад, открывать детям тайны окружающего мира было намного легче, чем сейчас.
Ведь современная реальность такова, что всё вокруг так стремительно меняется, что порой мы не успеваем сами постичь новые тайны и открытия, а обязаны вовлечь в этот процесс своих малышей. Мы с нашими воспитанниками живём в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А нам, воспитателям, которые каждый день открывают для малышей чудеса окружающего мира, предстают для них «волшебниками из прекрасной сказки под названием жизнь», очень важно понимать, что наша задача на современном этапе сделать их (наших детей) успешными. Научить умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
(Слайд 4).При этом нужно отметить такой важный факт, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, но существует проблема – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к обучению.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я сделала вывод о том, что проблема развития познавательных способностей детей на данный момент активно изучается ведущими специалистами и находится в активной разработке, методов и путей активизации детской деятельности предлагается множество, но для педагогов нашего ДОУ основополагающими стали следующие положения:
1. Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею.
2. Познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения.
3. Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.
4. Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации.
В основу планирования моей педагогической деятельности с детьми легли рекомендации программ «Радуга», «Из детства в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой, а также парциальных программ и педагогических технологий: «Мой мир» (автор С. А. Козлова, «Искусство видеть мир» под редакцией И,А. Лопатиной, «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева, «Наш дом — природа» (автор Н. А Рыжова). Методические рекомендации этих программ позволяют развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательная активность.
Основная методическая проблема, над которой я работаю на протяжении последних пяти лет – это осуществление комплексного, а сейчас интегрированного подхода при развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Для меня, как для любого современного педагога, проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка одна из главных образовательных задач. Я придерживаюсь такого мнения, что у каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Заповеди, которыми я руководствуюсь в своей работе с детьми:
• У каждого ребенка свой срок и час постижения окружающего.
• Поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.
• Стараться избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Сравнивать результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других.
• Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему — то научить.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, я сформулировала цель своей работы.
ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно– исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели я обратила внимание на специфику задач в разные периоды дошкольного детства.
• В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
• В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Я для ребёнка выбираю путь получения им знаний, но только таких, которые, как говорил Л. Н. Толстой, «обретены усилиями мысли, а не памятью». Ни для кого не является секретом то, что когда ребенок сам действует с предметами и объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми я отдаю практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Тезис современного понимания метода проектов, для меня как для педагога, сводиться к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
В нашем ДОУ метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, мы называет его создание системной «паутинкой», где учитываются все виды детской деятельности. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я особое внимание уделяют организации предметно – развивающей среды в группе. Я считаю, что среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
В своей практике работы с детьми я отдаю предпочтение групповым, интегративным, среднесрочным, комбинированным проектам. В моей группе ведётся работа по проекту «Весёлая азбука», была проведена работа по проектам «Моя родословная» и «Мой домашний любимец». Особенно запомнился проект «Моя родословная», в котором перед детьми старшего дошкольного возраста ставилась проблема – что мы не знаем о своей семье или хотим узнать подробнее? Каждым ребенком на начальном этапе реализации проекта была самостоятельно инициирована идея. Например:
Илья Усачёв – «Почему я Усачёв?»
Катя Маньшина – «А моя семья тоже может иметь свой герб?»
Юра Катыхин – «Чем занимались люди раньше»
В этом учебном году мы продолжаем работу над нашим долгосрочным проектом «Весёлая азбука», сегодня вы увидели продукт презентацию данного проекта «Моя азбука», закончиться работа по данному проекту проведением праздника «По дороге к азбуке». Данный проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей. Но и их родителей. Системная «паутинка» по реализации проекта включает в себя интеграцию ОО «Социализация»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»; «Познание» и «Музыка». Презентация проекта состоит из создания книги «Моя азбука», из участия в логопедическом досуге «По дороге к Азбуке», создании коллажей «Моя любимая буква».
Таким образом, подводя итоги моей работы я рекомендую всем помнить, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ
Проектная деятельность школьников
Что такое учебный проект для ученика и для учителя
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы – это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Вид проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Как научить ребёнка работать над проектом?. Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают. – презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемkvarkenososh.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Как научить ребёнка работать над проектом?. Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают.” — Транскрипт:
1 Как научить ребёнка работать над проектом?
2 Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Проект
3 раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися; умение презентовать свою работу. Что такое проект? Для ученика
4 Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация. Что такое проект? Для учителя
5 Чему учит проектирование: строгости и четкости в работе; умению планировать свои изыскания; формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Проектирование – это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.
6 o Монопредметный; o Межпредметный – прослеживает связи двух, реже трех учебных предметов, например, литературы и истории, географии и биологии; o Надпредметный – не выделяет для реализации отдельные предметные области, а способствует формированию метапредметных знаний и ключевых компетенций. Классификация по предмету:
7 Классификация по количеству участников: o Индивидуальный; o Групповой (работа в небольшой группе обычно от 23 до 7 человек); o Коллективный (работа с целым классом или несколькими группами).
8 Классификация по ведущей компетенции: o Исследовательский (ведущая компетенция – учебно-познавательная); o Информационный (ведущая компетенция – информационная); o Коммуникативный (ведущая компетенция – коммуникационная); o Социальный (ведущая компетенция – социально- трудовая); o Развивающий (ведущая компетенция – саморазвитие).
9 План создания проекта: 4 этапа: 1.Подготовительный 2.Ориентировочный 3.Организационный 4. Продуктивный
10 Особенности организации Тема проекта – выбирается из содержания учебных предметов; – близка и понятна детям; – находится в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта 1-2 урока; 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей. Оценка выполнения проекта Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
11 Проект – это пять «П»: -роблема, -роектирование -оиск информации, -родукт, -резентация.
12 Требования к проектам В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно. Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.
13 Структура учебно- исследовательской работы: I.Введение. 1.Актуальность. 2.Объект исследования. 3.Предмет исследования. 4.Цели и задачи исследования. 5.Гипотеза. 6.Практическое значение работы. II.Основная часть (теоретическая). III.Практико-ориентированная часть (проведение эксперимента, диагностика). IV.Выводы.
14 Как сформулировать цель? Цель звучит ёмко и отражает тему проекта: написать.. ··написать.. составить.. · составить.. сделать.. · сделать.. выяснить.. · выяснить.. доказать.. · доказать.. разработать… · разработать… убедить.. · убедить..
15 Как сформулировать задачи? Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… изучить… описать… описать… установить установить выявить… выявить… сформулировать… сформулировать… привлечь… привлечь… исследовать… исследовать…
16 Как сформулировать гипотезу? Гипотеза – это предвидение событий. Гипотезы – обычно начинаются словами: предположим… – предположим… – допустим… – возможно… – возможно… – что, если…
17 Методы исследования ПонаблюдатьПрочитать Найти в Интернете Спросить у взрослыхПровести опыт
18 Рефлексия: Я узнала… В ходе работы удалось научиться… Порадовалась тому, что… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Выражу свое мнение, свою позицию…
19 Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.
20 Формы презентации проектов демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п.
21 Литература Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа С Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог Кузнецова Л.М. Параллельный мир//Школьный психолог С Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, Цукерман Г.Л., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Издательство «Учебная литература», 2008.
22 Исследовательские умения Менеджерские умения Оценочные умения Рефлексивные умения Презентационные умения Информационные умения Коммуникативные умения Развитие школьников в процессе проектной деятельности
23 Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата. Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний. Сплоченность участников команды. Получение удовлетворения от сделанного. Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.
Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Зачем нужен индивидуальный итоговый проект
Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:
- Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
- карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
- инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
- дневник работы над проектом;
- план консультаций с преподавателем или тьютором.
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.
- Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
- Информационные проекты — проекты, призванные научить добывать и анализировать информацию. Ученики изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в интернете или локальных сетях, телеконференция).
- Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней.
- Игровой проект — когда участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта для привлечения публики к решению проблемы проекта.
2. Каким должен получиться проект
Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
- Сайт;
- видеофильм;
- экспозиция и экскурсия по ней;
- коллекция;
- модель, макет;
- художественное произведение;
- мультимедийный продукт;
- постановка;
- праздник;
- справочник
- учебное пособие
- экскурсия или интерактивная экскурсия;
- бизнес-план;
- карта, атлас;
- пакет рекомендаций;
- путеводитель;
- справочник;
- учебное пособие.
3. Привлекай родителей
Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
4. Как оценить свою работу
Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
- Планировать свою деятельность, распределять время
- Организовывать рабочее пространство
- Доделывать всё до конца
- Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
- Выделять главное, существенное
- Правильно оформлять проект
- Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
- Прислушиваться к разным мнениям
- Доказывать свою точку зрения
- Создавать презентацию
- Другое
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
- Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
- Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
- Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднения?
- Чему вы научились в ходе работы над проектом?
- Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
- Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
- Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
- Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
- Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
- Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?
5. Как организовать защиту проекта
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
консультация (2 класс) на тему
КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sozdat_detskiy_proekt.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПРОЕКТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ)
Работая учителем начальных классов, меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков, и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на, возникающие в процессе обучения, вопросы и проблемы. Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что наиболее интересным и продуктивным способом стимулирования и развития данных навыков является проектная деятельность.
Так как я работаю в гимназической среде, но в общеобразовательных классах, то проектная деятельность моих учеников помогает развивать, реализовывать их потенциал. Возраст младших школьников благоприятен для того, чтобы максимально развить их задатки. Я попробовала создавать детские проекты в 4 классе начальной школы, опыт оказался весьма удачным, и я продолжила работу с детьми уже со 2, 3 -го класса.
Моей целью в данной работе с детьми являлось развитие навыка поиска информации и развитие детско-родительских отношений. Поэтому я целенаправленно в учебное и внеурочное время развивала данные навыки. Потому, что вне урока поддерживать познавательный интерес гораздо важнее, чем узко-предметную направленность. Хотя в учебном процессе, как и в любом другом виде деятельности, можно всегда выявить проблему или явление, которые заинтересуют ребенка, при умелом направлении, создании условий, можно исследовать данную проблему и оформить детскую работу в научный проект. Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно мне нравится то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, ратует за развитие ребенка как личности и за успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты. Приятно видеть, как на школьных научно-практических конференциях поддержать детей приходят родители, бабушки, родственники. Такая направленность, несомненно, и в дальнейшем будет способствовать развитию и росту ребенка, как личности.
Наиболее предпочитаемые мной методы работы с детьми при создании проектов такие, как: беседа (диалог), наблюдение, реализуются в процессе совместной деятельности, когда я помогаю, направляю, намечаю план работы совместно с родителями. Иногда родители сами могут организовать поэтапно работу детей, другим надо помочь. Современные условия поиска информации многогранны, начиная с газет, журналов, и заканчивая Интернет-ресурсами, что позволяет реализовать самые грандиозные идеи и проекты. Естественно, начиная работу с ребенком, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых, но для начальной школы проект может быть упрощен. В зависимости от того, какой конечный продукт вы планируете сделать иллюстрированную книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить стенгазету, составить памятку, сделать мультфильм, очистить территорию от мусора, провести выставку и т. д., и зависит само исследования. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской
работе важен только эксперимент. Виды проектов тоже различны: комплексные, межгрупповые, творческие, индивидуальные, исследовательские.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом.
Многие специалисты в этой области (Сергеев И. С. [2])считают, что проект-это “пять П”:
Проблема-Проектирование (планирование)-Поиск информации-Продукт-Презентация. Шестое “П” проекта-его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Для тех, кто впервые захочет сделать свой проект, я хочу кратко поделиться своими изысканиями.
Примерный план по созданию детского проекта по этапам:
На подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования, конкретизировать её. Я всегда стараюсь предложить ученику интересные темы, здесь самое важное -заинтриговать, заинтересовать ребенка, “заразить” идеями, нарисовать в его сознании радужные перспективы его работы. Примерные темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными, главное-конкретизировать их. Например, тема “Нечистая сила в сказках” довольно объемна, а вот “Кощей Бессмертный-главный представитель нечистой силы” или “Царь чудовищ-Василиск” – более конкретны. Чем уже тема, тем плодотворнее работа. Интересные темы проектов: “Народные сказки”, “Мои любимые игрушки”, “Домашний питомец”, “Волшебные предметы в сказках”, “Моя любимая Национальная игра”и т.д.
Ориентировочный этап-это определение целей и задач проекта, выбор предмета или объекта проектирования. Ученик должен четко представлять, что он проектирует, для чего и зачем он это делает. Например, в проекте ” Царь чудовищ-Василиск “, предметом проекта является Василиск. Эта работа имеет такую цель: доказать, что Василиск является самым главным среди чудовищ.
-Изучить информацию об этом Чудище.
-Выявить у него те характерные особенности, которые делают его великим среди всех представителей нечистой силы.
Третий этап самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают поисковые навыки. Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет. Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты. Например, в проекте “Тувинские народные сказки”, изучив историю вопроса, моя ученица потом поделилась со мной, а впоследствии и с одноклассниками, весьма редкими фактами, такими, как: тувинские сказки были подарком для маленьких на Новый год, некоторые сказители знали до 300 сказок и были в каждой юрте желанными гостями, для непрерывного повествования сказок в Новогоднюю ночь жители заранее запасали еду и дрова и т. д.
Все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует младшего школьника к дальнейшему изучению темы.
Особенно мне запомнился первый проект в моей практике “Царь чудовищ-Василиск”. Ученик, который занимался данным проектом, так заинтересовал одноклассников неизвестным чудищем из сказок, что многие ребята стали искать информацию, затем делились полученными знаниями. Лучшего результата нельзя было ожидать!
Последний этап-это оформление работы, подготовка к защите, вопросам. Ученик должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу.
Для лучшего восприятия работы необходимо представить наглядность – иллюстрации, схемы, чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные презентации и т. д.
Требования к оформлению детских проектов можно найти в литературе по данной теме или на сайте фестиваля педагогических идей.
Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа.-2005.-№9.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа.-2004.-№2.