Что такое домкрат. Что такое домкрат?

Что такое домкрат. Что такое домкрат?

– Гидравлические, реечные домкраты для промышленности. (Подробнее)

Что такое домкрат, типы домкратов, устройство домкрата, принцип действия домкрата гидравлического

Что такое домкрат? Это стационарный, переносной или передвижной грузоподъемный механизм для подъема и фиксации на заданной высоте тяжелых предметов. Домкрат может использоваться как самостоятельное устройство при выполнении ремонтных или строительных работ, так и в составе более сложных механизмов (кранов, подъемников, прессов и т.д.)

Как правило, домкрат у многих ассоциируется со сменой колес автомобиля. На самом деле он применяется гораздо шире. Домкрат может выполнять как сложнейшие операции, например перемещать пролеты моста, так и более легкие: поднять и держать корпус автомобиля при ремонтных работах. Также с помощью современного домкрата можно натянуть провода на линиях высокого напряжения, сжать мощную пружину, протолкнуть через грунт трубу водопровода, разрушить старое перекрытие в здании и многое другое. Без домкрата невозможен подъем и перемещение крупных блоков или отдельных частей монтируемых сооружений, узлов или деталей оборудования. В отличие от других подобных ему устройств(например, лебедки)он более компактен, прост в обслуживании, надежен в эксплуатации. Еще одно его отличие в том, что при работе домкрат всегда располагается непосредственно под грузом.

По типу привода различают домкраты ручные и электрические. По принципу действия и конструктивным особенностям домкраты делятся на реечные, винтовые, гидравлические (в том числе специальные) и пневматические. Грузоподъемность некоторых домкратов достигает сотен тонн, высота подъема варьируется от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Простые и удобные реечные домкраты :

Основной деталью реечного домкрата является грузонесущая стальная рейка с опорной чашкой для груза. Важная особенность реечного домкрата это низкое расположение подъемной площадки. Нижний конец рейки (лапа) имеет прямой угол для подъема грузов с низко расположенной опорной поверхностью. Поднятый на рейке груз удерживается стопорными устройствами.

По типу передаточного механизма реечные домкраты делятся на рычажные и зубчатые. В первом случае рейка выдвигается качающимся приводным рычагом, во втором – шестерней, вращаемой приводной рукояткой. Домкраты грузоподъемностью до 6 тонн имеют одноступенчатую передачу, от 6 до 15 тонн-двухступенчатую, свыше 15 тонн-трехступенчатую.
Домкраты работают как в вертикальном , так и в горизонтальном положении. Эти приспособления простыи удобны в обслуживании, ремонтопригодность их высокая. Еще к их достоинствам относят большой рабочий ход и высоту подъема, компактность, плавность хода, высокий КПД (до 0,85).

Надежные и устойчивые винтовые домкраты:

Главная деталь винтового домкрата это винт с шарнирно закрепленной грузоопорной чашкой, приводимый во вращение рукояткой. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт. В зависимости от направления вращения рукоятки винт поднимает или опускает откидной подхват. Удержание груза в нужном положении происходит за счет торможения винта, что обеспечивает безопасность работы. Для горизонтального перемещения груза используется домкрат на салазках, снабженных винтом. Грузоподъемность винтовых домкратов- до 15т. Основные преимущества винтовых домкратов: значительныйрабочий ход и высота подъема, малый вес, низкая цена. Винтовой домкрат в большенстве случаев надежен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба и при его подъеме гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относят прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.

Мощные гидравлические домкраты:

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают на жидкости. Такие домкраты различаются по конструкции (одно-и двухплунжерные) и по типу привода (ручные периодического действия или электрические непрерывного действия). Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер)и рабочая жидкость (как правило, гидравлическое масло). Корпус является направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. Усиление от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. при движении вверх жидкость из резервуара подается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего целиндра, видвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют всасывающий и нагнетательный клапаны.
К достоинствам гидравлических домкратов относится жесткость конструкции, устойчивость, плавность хода, точность торможения, большая грузоподъемность, компактность, небольше усилие на приводной рукоятке, высокий КПД (0,75-0,8).Устройство гидравлического домкрата позволяет поднимать грузы с минимальной высоты почти у основания конструкции. Это расширяет сферу его применения по сравнению с механическим домкратом. К недостаткам можно отнести малую скорость, небольшую высоту подъема за один рабочий цикл, сложность конструкции (перевозить и хранить гидравлический домкрат можно только в вертикальном положении, иначе рабочая жидкость может вытечь из резервуара). Еще одна трудность это невозможно точно отрегулировать высоту опускания. Кроме того, у таких домкратов могут произойти значительно более серьезные поломки, чем у механических подъемных устройств.
Грузоподъемность гидравлических домкратов колеблется в пределах от 2 до 200т. Вариации упомянутых устройств множество-это и класические бутылочные(одноштоковые и телескопические), и подкатные, и специальные домкраты-ромбовые, двухуровневые и зацепные. Принципиальное отличие домкратов гидравлических специальных от обычных заключается в том, что они предназначены для подъема тяжелых грузов на значительную высоту, достигающую несколько метров. Более того, домкраты специального назначения позволяют фиксировать и удерживать грузы на этой высоте.
Гидравлический одноштоковый домкрат бутылочного типа отличает простота конструкции и удобство эксплуатации, что расширяет область его применения и позволяет эффективно выполнять работы любой сложности.
Разновидность гидравлического домкрата-домкрат подкатной. Из низкого стального корпуса на колесиках плунжером выдвигается рычаг с подъемной пятой. Как правило, такой домкрат оснащается длинной приводной ручкой, за счет чего снижается рабочее усилие. Но подкатной домкрат работает только на ровном и твердом покрытии. Чтобы домкраты, равно как и другой гидравлический инструмент, служили долго и надежно, надо четко соблюдать правила эксплуатации. Именно из-за нарушения инструкций и возникает подавляющее количество поломок. В частности, нужно следить, чтобы в рабочую жидкость не попадали грязь и песок, а также контролировать уровень масла в баке.

Пневматические незаменимы в случае небольшого зазора между опрой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом , неровном или болотистом грунте. Пневматические домкраты активно используют при проведении ремонтных и строительно-монтажных работ на любых объектах. Пневматический домкрат- излюбленный инструмент автолюбителей. По мизерности физических затрат с ним не сравнится, пожалуй, ни одно другое подобное устройство. Главный недостаток пневматических домкратов- их высокая стоимость. На нее влияют относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметезацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек. Для полноты картины, пожалуй, стоит поговорить и о стеклодомкратах, или в просторечии-присосках. Их используют для переноски и монтажа стекол, глазурованной кафельной плитки и пластика. Стеклодомкрат представляет собой пластиковый корпус с резиновой подошвой. В зависимости от количества присосок названные приспособления подразделяют на одно-, двух- и трехсекционные.

Какому домкрату отдать предпочтение?

При выборе необходимо учитывать грузоподъемность- максимальное усилие, развиваемое домкратом. Немаловажное значение имеет высота подхвата-расстояние по вертикали от опорной площадки до подхватав его нижнем рабочем положении.
Другие важные характеристики: высота подъема, рабочий ход. Нужно обратить внимание на то,какое усилие требуется при поднятии груза. Нужно учесть, насколько домкрат устойчив, то есть способен сохранять рабочее положение под воздействием различных факторов. Не упадет ли он из-за неправильной установки, неровной рабочей поверхности, сильного порыва ветраи т.д. Устойчивость в основном зависит от площади опорной площадки и от жесткости ее соединения с другими деталями домкрата.
И наконец, ещеодин важный момент. Тот или иной тип домкрата следует выбирать в зависимости от того, какую работу необходимо выполнить. Кроме того, этот инструмент, как, впрочем, и любой другой, требует не только сноровки, но и бережного к себе отношения.

Общепринятые характеристики домкратов:

Грузоподъемность домкрата – характеризует максимально возможный вес поднимаемого груза.
Высота подхвата – минимальное расстояние между опорной поверхностью (землей, полом) и подхватом (опорной точкой домкрата) в нижнем рабочем положении, соответственно – нижней кромкой груза. В автомобильном разрезе это клиренс.
Высота подъема – максимальное расстояние от опорной поверхности до подхвата в верхнем рабочем положении.
Рабочий ход – расстояние между нижним и верхним рабочим положением подхвата.
Собственный вес – вес домкрата в рабочем состоянии.
Для некоторых видов домкратов актуальна так же характеристика передаточного числа – например соотношение площади плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических домкратах. От него зависит усилие на рукоятке домкрата с ручной подкачкой или мощность двигателя электрического насоса.

Устройство гидравлического домкрата.

Принцип действия гидравлического домкрата.

Как следует из названия, принцип действия таких домкратов использует жидкость, а точнее – принцип сообщающихся сосудов. В качестве рабочей жидкости обычно используют гидравлическое масло . Смотрим на схему:

На иллюстрации – типичная конструкция так называемого бутылочного гидравлического домкрата. Качая насос вручную или с помощью электричества, пользователь заполняет маслом нижнюю часть цилиндра и поднимает поршень вверх. Характерная и необходимая деталь такого домкрата – перепускной клапан, состоящий, в свою очередь, из всасывающего и нагнетательного клапанов. Именно они позволяют создавать и поддерживать давление в рабочем цилиндре. Всасывающий расположен на патрубке резервуара и препятствует возврату жидкости в резервуар при опускании плунжера насоса. Нагнетательный, соответственно – на патрубке цилиндра, он не дает гидравлической жидкости покинуть цилиндр при подъеме насосного плунжера. Открывая клапан с помощью винта можно сбросить давление и опустить груз на землю. Собственно – надежная и проверенная временем конструкция.
Достоинства.
Важная особенность гидравлики – несжимаемый рабочий материал, то есть жидкость. Отсюда – плавность подъема и опускания, фиксация груза на необходимой высоте и точность торможения. Кроме этого, гидравлические домкраты обладают высоким, до 80%, КПД и значительной, до 100 и более тонн, грузоподъемностью при относительно малом усилии на плунжере насоса.
Недостатки.
Как это обычно бывает, недостатки проистекают из достоинств. Гидравлические домкраты относительно медлительны – один рабочий цикл насоса соответствует небольшой высоте подъема. Еще один недостаток – сложность хранения и транспортировки. Вертикальный гидравлический домкрат можно хранить и перевозить только в вертикальном положении иначе рабочая жидкость может покинуть отведенный ей объем и произвольно растечься по окружающей действительности.

Домкрат

Домкрат (от голл. dommekracht) – устройство для подъема и непродолжительного удержания груза. При замене штатного или покупке дополнительного автомобильного домкрата нужно учитывать особенности конструкции, от которых зависят не только удобство работы, но и его возможности.

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В комплектацию автомобилей старых выпусков входили винтовые и реечные домкраты с грузоподъемностью от 500 кг. Под такие домкраты с откидывающимся подхватом на кузове автомобиля должны быть предусмотрены специальные гнезда-проушины, которые часто бывают забиты грязью и льдом или деформированы, что затрудняет их применение. Неправильная установка приводит к повреждению боковых поверхностей крыльев, дверей или порогов. Кроме того, если пороги и гнезда ослаблены коррозией, возникает опасность падения автомобиля, к тому же далеко не все поставляемые вместе с автомобилем домкраты имеют приемлемую устойчивость и приспособленность к различным ситуациям.
На сегодняшний день из огромного разнообразия современных домкратов можно выбрать устройства, удовлетворяющие требованиям как автомобилиста, намеревающегося возить его с собой и использовать только для своей машины, так и крупного автосервиса, в котором постоянно обслуживаются автомобили разных классов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность (обозначается в килограммах или тоннах) – максимальное усилие, которое способен развить домкрат. Она должна быть не менее грузоподъемности штатного домкрата или половины снаряженной массы автомобиля.
Опорная площадка – нижняя опорная часть домкрата. Ее размеры должны обеспечивать минимальное вдавливание в грунт при заданной грузоподъемности, а выступы (форма) поверхности – предотвращать боковое скольжение домкрата.
Подхват – часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль или поднимаемый груз. На винтовых или реечных домкратах для старых моделей отечественных автомобилей представляет собой откидывающийся стержень, на других, как правило, жестко закрепленный кронштейн (подъемную пяту).

Минимальная (начальная) высота подхватаmin) – наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки (дороги) до подхвата в его нижнем рабочем положении. Начальная высота должна быть небольшой, для того чтобы домкрат вошел между дорогой и элементами подвески или кузова.
Максимальная высота подъемаmax) – наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту. Недостаточная величина Нmax не позволяет использовать домкрат для поднятия транспортных средств или прицепов, у которых места, предназначенные для установки домкрата, находятся на большой высоте.
Максимальный рабочий ход домкрата (Lmax) – наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения. Если этот параметр недостаточен, домкрат может не «оторвать» колесо от дороги.
Усилие на приводной рукоятке – сила, которую необходимо прикладывать при поднятии груза. Зависит от веса поднимаемого автомобиля и типа домкрата. У некоторых видов меняется в процессе подъема.
Устойчивость – способность домкрата сохранять рабочее положение под действием сил, стремящихся сдвинуть автомобиль в продольном или поперечном направлении. Эти силы возникают при наклоне самого домкрата, из-за порыва ветра, уклона дороги и т.д. Устойчивость в основном зависит от размера опорной площадки и особенностей конструкции.
Универсальность – приспособленность домкрата для поднятия автомобилей всех типов при различных дорожных условиях, а также при ремонтных работах: в качестве силового элемента, для демонтажа шины и т.д.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ БУТЫЛОЧНЫЕ ДОМКРАТЫ

Имеют грузоподъемность от 2 до 100 т и более, бывают одно- и многоплунжерными (телескопическими). Несущими элементами являются не только корпус и выдвигаемый плунжер (поршень), но и специальная жидкость (рабочее тело). Корпус – это одновременно и направляющий цилиндр для плунжера, и резервуар для рабочей жидкости. Подъемная пята у домкратов грузоподъемностью до 20 т находится в верхней части винта, ввернутого в плунжер. Это позволяет при необходимости, выворачивая винт, увеличить начальную высоту домкрата.
Усилие от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. При ее движении вверх жидкость из резервуара поступает в полость насоса, а при нажатии выдавливается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратное перетекание жидкости предотвращается клапанами. Для опускания груза открывается запорная игла и рабочая жидкость вытесняется из полости рабочего цилиндра обратно в резервуар.
Существуют конструкции гидравлических домкратов, где для привода насоса используется электродвигатель, подключаемый к бортовой сети автомобиля, или пневмопривод.
При выборе гидравлического бутылочного домкрата необходимо учитывать не только его грузоподъемность, но и высоты подхвата и подъема, так как рабочего хода при достаточной грузоподъемности может не хватить для поднятия автомобиля. Они требуют контроля за уровнем жидкости, состоянием и герметичностью сальников. При не частом использовании таких домкратов рекомендуется при хранении не затягивать до конца запорный механизм. Их работа возможна только в вертикальном положении и только, как и для любых гидравлических домкратов, для подъема, а не для удержания груза.

Читайте также:  Как сделать своими руками освещение для аквариума. Как выбрать и установить лампы для аквариума своими руками

(+) Невысокое усилие на приводной рукоятке, жесткость конструкции.
(-) Сложность устройства, большие вес и начальная высота, зачастую недостаточная устойчивость, небольшой рабочий ход (у одноплунжерных).

ПОДКАТНЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Представляют из себя низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству работы способствуют съемные площадки, изменяющие высоты подхвата и подъема. В компактных моделях рукоятка делается складной и не является многофункциональной.
Подкатные гидравлические домкраты можно разделить на три группы.

ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Их грузоподъемность – до 3 т.
(+) Быстрота подъема, большой рабочий ход.
(-) Хрупкость конструкции.

ДЛЯ АВТОСЕРВИСОВ И ШИНОМОНТАЖНЫХ МАСТЕРСКИХ

Имеют грузоподъемность до 4 т. Могут иметь педаль предварительного подъема для быстрого получения нужной высоты подхвата.
(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, быстрота подъема, большой рабочий ход.
(-) Возможность работы только на ровном и твердом покрытии.

ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦАВТОТЕХНИКИ (ИНКАССАЦИЯ, АВТОПОГРУЗЧИКИ И Т.П.)

Имеют грузоподъемность от 2 до 20 т.

Также могут снабжаться педалью предварительного подъема и допускают использование дополнительных приспособлений, например раздвижной траверсы для поднятия стороны автомобиля. У некоторых моделей с помощью приводной рукоятки можно поднимать или опускать груз, а также перевозить домкрат.

(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, высота подъема при использовании дополнительных приспособлений может доходить до 1 м.
(-) Большой вес (от 60 до 225 кг), затруднена оперативная подготовка домкрата к работе.

ПОДКАТНЫЕ НОЖНИЧНЫЕ ДОМКРАТЫ

Подъем осуществляется за счет выдвигания поршня из гидроцилиндра, при этом изменяется угол между шарнирно закрепленными рычагами. Иногда имеют два уровня подхвата, что дает возможность приподнимать автомобили с небольшим дорожным просветом на значительную высоту. Могут снабжаться карданной системой управления, клапаном давления и ручкой для переноски. Грузоподъемность таких домкратов обычно составляет от 4 до 7 т.
(+) Жесткость конструкции, мобильность, невысокое усилие на приводной рукоятке, небольшая начальная высота, значительная высота подъема.
(-) Большой вес, высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Подъем груза производится подачей сжатого воздуха. Эти домкраты могут быть выполнены в подкатном варианте, имеют низкую начальную высоту подхвата и грузоподъемность от 2 до 40 т. Применяются только как автосервисное оборудование.
(+) Хорошая устойчивость, отсутствие для подъема усилия со стороны человека, небольшая начальная высота, значительная грузоподъемность.
(-) Большой вес, высокая стоимость, возможность работы только с компрессорным оборудованием.

РОМБИЧЕСКИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Грузоподъемность таких домкратов составляет 1-2 т. Имеют в качестве несущих элементов четыре шарнирно соединенных рычага в виде ромба.
Подъем производится при изменении углов между рычагами, что увеличивает расстояние между опорной площадкой и подхватом. Для удобства хранения и транспортировки ромбические домкраты могут поставляться в пластиковом кейсе.
(+) Жесткость конструкции, невысокое усилие при подьеме, большая опорная поверхность.
(-) Значительный вес.

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЕ ДОМКРАТЫ

Имеют два уровня подхвата – один расположен на верхнем торце цилиндра, а второй обеспечивается площадкой, связанной с его нижней границей. Такие домкраты предназначены для работы с тяжеловесной техникой и имеют грузоподъемность от 5 до 25 т.
(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, невысокое усилие на приводной рукоятке, малая начальная высота, значительная высота подъема.
(-) Большой вес, высокая стоимость.

РЕЕЧНЫЕ ДОМКРАТЫ HIGH JACK

Конструкция этих домкратов насчитывает более 100 лет. Основной несущий элемент такой конструкции – рейка с отверстиями. По рейке передвигается механизм с маталлическими пальцами, которые перещелкиваются и поднимают подхват, как по лестнице.
Переключатель «верх-низ» позволяет перемещаться в нужном направлении на одно отверстие рейки при каждом ходе приводной ручки, к тому же возможно пошаговое опускание под нагрузкой. Использование удлиненной ручки позволяет снизить усилие при подъеме.
Для безопасной работы с домкратами этого типа необходимо соблюдать соответствующие требования инструкции по эксплуатации (должна поставляться в комплекте с домкратом). Такие устройства с большой высотой подъема пользуются популярностью у любителей езды по бездорожью, так как его неустойчивость используется для освобождения застрявшего автомобиля из колеи, а конструкция домкрата позволяет задействовать его в качестве лебедки. Реечные домкраты High Jack имеют грузоподъемность 3 т.
(+) Большие рабочий ход и максимальная высота, постоянное усилие на протяжении всего рабочего хода, неприхотливость в эксплуатации, универсальность.
(-) Большие вес и габариты.

НАДУВНЫЕ ДОМКРАТЫ

Представляют собой воздухонепроницаемую оболочку (подушку), которую для подъема автомобиля наполняют через шланг отработавшими газами из выхлопной трубы.
Их можно разместить под автомобилем независимо от расположения опорных домкратных мест на кузове. Опасаться надо лишь соприкосновения с элементами выхлопной системы, имеющими высокую температуру. Надувной домкрат работает на любом типе дорожного покрытия, даже на снегу или в грязи, и имеет грузоподъемность до 4 т, при этом подъем автомобиля занимает менее одной минуты. Оставлять под нагрузкой их можно не более чем на 5-10 минут, например для замены колеса.
В комлекте поставляются два коврика, улучшающие защиту от загрязнения и повреждения подушки, а также сумка для компактного хранения устройства.
(+) Хорошая устойчивость, простота использования, компактность в транспортном положении, минимальная начальная высота, малый вес (2-3 кг), быстрота подъема (до 1 мин).
(-) Требования к отсутствию утечек в системе выпуска отработавших газов. После работы на грязной дороге часть поверхности подушки и коврики загрязняются и требуют очистки.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Работая с домкратами, необходимо соблюдать основные правила техники безопасности.
При замене колеса и при производстве ремонтных работ с вывешиванием автомобиля требуется:
зафиксировать колеса с противоположной домкрату стороны в обоих направлениях, для этого можно использовать специальные башмаки;
после поднятия кузова на необходимую высоту, независимо от конструкции домкрата, установить под несущие элементы кузова (пороги, лонжероны и т.д.) надежную подставку. Ни в коем случае не работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате!
устанавливать домкрат таким образом, чтобы при поднятом автомобиле возможность соскользнуть или сорваться была минимальной.

Как выбрать домкрат

Домкрат – помощник автомобилиста в борьбе со многими неприятными ситуациями. Приподнимая транспортное средство, он позволяет водителю провести ремонт, заменить пробитое на трассе колесо или вывезти из колеи забуксовавший автомобиль. На рынке представлено несколько типов домкратов, отличающихся габаритами, принципом действия, характеристиками и стоимостью. Как не ошибиться при выборе устройства, подходящего именно вашему авто?

Виды домкратов

Назначение домкрата – поднять и зафиксировать груз на определенной высоте. Для работы подъемники оснащают разными приводами: механическими, гидравлическими или пневматическими.

Механический домкрат приходит в действие за счет прикладываемых человеком усилий. Чтобы заставить это устройство поднимать или опускать автомобиль, водителю придется вращать рукоятку или двигать рычаг. В зависимости от конструкции механические домкраты разделяются на винтовые и реечные.

В винтовом домкрате винт соединен с червячным редуктором. Он преобразует вращательное движение в поступательное и передает его гайке, заставляя устройство двигаться вверх или вниз. Такие подъемники могут иметь разную конфигурацию: вертикальную или ромбическую.

Винтовой домкрат ромбического типа состоит из четырех металлических профилей, соединенных сверху и снизу с опорными площадками. В середине изделия располагается винт с резьбой – при его вращении угол наклона профилей меняется, устройство принимает форму ромба и поднимает груз кверху.

Такие модели просты и надежны, отличаются компактностью и невысокой стоимостью. Высота подъема винтовых ромбических домкратов обычно не превышает 40 см, а максимальная нагрузка составляет 1,5-2 тонны, поэтому они востребованы в основном среди владельцев легковых машин.

Другой тип механического подъемника – реечный домкрат. Он состоит из опоры, вертикальной стойки-рейки с отверстиями, перемещающегося по ней подъемного механизма и рычага, приводящего устройство в движение.

Такие домкраты выдерживают нагрузку до 10 тонн и способны поднимать грузы на высоту, превышающую 1 метр. Устройство подходит не только для ремонтных работ: оно способно приподнять автомобиль и помочь ему выбраться из грязи на бездорожье. Крепить реечный домкрат можно не только под днище, но и к силовому обвесу. Если у машины пластиковый бампер, подъемник цепляют за колесный диск с помощью специальных крюков. Благодаря этим свойствам реечный домкрат стал незаменимым приспособлением для водителей, часто путешествующих по проселочным дорогам.

Конструкция гидравлического домкрата состоит из металлического корпуса с рабочей жидкостью (обычно маслом), одного или двух выдвижных плунжеров (поршней), нагнетательного насоса и клапанов. Чтобы привести в действие такую модель, водителю придется двигать рычаг – в отличие от механических домкратов, это практически не потребует усилий. Гидравлические подъемники делятся на два типа:

Бутылочный домкрат получил название благодаря своей форме, напоминающей большую металлическую бутылку. Такие модели устойчивы, а их грузоподъемность начинается от 2 и достигает 20 тонн – этого достаточно, чтобы поднять КамАЗ. А вот высота подъема у устройств небольшая – в пределах 50 см. Особенность бутылочных домкратов: специальные требования к эксплуатации. Водителю придется периодически проверять герметичность клапанов и следить за уровнем масла, перевозить и хранить подъемник только в вертикальном положении.

К гидравлическим моделям относится и подкатной домкрат. Его название тоже связано с внешним видом: подъемник напоминает низкую металлическую тележку с колесами, на которой установлен гидравлический плунжер, масляный насос и механический рычаг. Подкатной домкрат – удобное, но достаточно громоздкое приспособление, вес которого может достигать нескольких десятков килограмм. Устанавливать это устройство можно только на твердой ровной поверхности, поэтому его в основном используют в автосервисах и ремонтных мастерских.

Выпускают также пневматические домкраты. Их конструкция представляет собой подушку из плотного материала, которая поднимает машину, надуваясь при поступлении газа из баллона или выхлопной трубы автомобиля. Такая модель компакта (в сложенном виде), не требует усилий от водителя, может использоваться на любых покрытиях, поднимает вес до 4 тонн и подходит для машин с низким клиренсом. Главный недостаток пневматического домкрата – стоимость, которая существенно выше, чем цены на механические и гидравлические подъемники.

Технические характеристики

Выбирая домкрат, нужно не только определиться с типом привода, но и убедиться, что характеристики устройства подходят для вашего автомобиля. К самым важным из них относятся:

  • грузоподъемность;
  • высота подъема;
  • высота подхвата.

Грузоподъемность показывает, на какой максимальный вес груза рассчитан домкрат. Чтобы определить этот параметр, нужно посмотреть в ПТС значение «снаряженной массы» авто и прибавить сверху запас в 100-200 кг – ведь во время поломки в багажнике или кузове могут находиться тяжелые вещи.

Высота подъема – расстояние, на которое домкрат способен поднять транспортное средство. У большинства моделей этот параметр варьируется в пределах от 30 до 50 см, что вполне достаточно для замены колеса.

Высота подхвата – минимальное расстояние, с которого может работать подъемник. В первую очередь эта характеристика важна для машин с низким клиренсом (дорожным просветом), у которых расстояние от дороги до днища менее 10 см.

Критерии выбора

Чтобы совершить правильный выбор, водителю необходимо учитывать как характеристики домкрата, так и особенности своего автомобиля. Если вы владелец седана или хетчбека, путешествующий преимущественно по асфальтированным трассам, оптимальным решением станет покупка механического [url=”http://www.dns-shop.ru/catalog/17a90f6716404e77/domkraty/?p=1&i=1&f=bfhv&f=3owg]винтового домкрата ромбической формы. Благодаря небольшому весу и габаритам его удобно возить с собой, а грузоподъемности устройства вполне хватит для стандартного легкового авто.

Охотникам, рыболовам и любителям сафари на внедорожниках будет полезен реечный домкрат с большой высотой подъема. Он пригодится не только для ремонта, но и поможет выбраться из колеи даже завязшему по кромку дверей автомобилю – ведь конструкция такого подъемника позволяет цеплять его не только за днище, но и за силовой бампер.

Грузоподъемность реечных домкратов достаточно высока, а вот их устойчивость оставляет желать лучшего. По этой причине передвигающимся по трассам водителям микроавтобусов и малотоннажных грузовиков лучше приобрести удобный [url=”http://www.dns-shop.ru/catalog/17a90f6716404e77/domkraty/?p=1&i=1&f=bfhu&f=3owh&f=2-6]гидравлический бутылочный домкрат, выдерживающий нагрузку в пределах 2-6 тонн. Для более крупных грузовых транспортных средств выпускают [url=”http://www.dns-shop.ru/catalog/17a90f6716404e77/domkraty/?p=1&i=1&f=bfhu&f=3owh&f=8-20]бутылочные домкраты, способные поднимать от 8 до 20 тонн.

Для тех, кто занимается ремонтом в гараже, удачным приобретением станет [url=”http://www.dns-shop.ru/catalog/17a90f6716404e77/domkraty/?p=1&i=1&f=bfhu&f=3owi]подкатной гидроподъемник. Он прост в работе, но тяжел и габаритен, поэтому возить его с собой не слишком удобно.

Владельцы авто с низким клиренсом могут приобрести пневматический или ромбический винтовой домкрат – высота подхвата у некоторых из них составляет всего 9-10 см.

Если в выборе устройства решающую роль для вас играет стоимость, сориентироваться поможет следующая информация.

Домкраты «БелАК» — FAQ

Компания «БелАвтоКомплект» — производитель автозапчастей инструмента и дополнительного оборудования для автомобилей российских марок производит и продаёт на рынке РФ и стран СНГ гидравлические и механические домкраты грузоподъёмностью от 1 до 100 тонн. В нашем ассортименте присутствуют гидравлические бутылочные, винтовые ромбические, гидравлические подкатные и многие другие виды домкратов. С их полным ассортиментом, техническими параметрами и способами применения вы можете ознакомиться на нашем сайте по адресу: www.belak.ru. В рамках данной статьи мы коснёмся наиболее часто задаваемых вопросов касающихся наших домкратов и постараемся ответить на них в максимально доступной форме. Для начала мы расскажем, что такое домкраты, для чего они предназначены и каких основных видов бывают.

Общая информация о домкратах

Домкра́т (от нидерл. dommekracht) — устройство для поднятия различных грузов. Принципиальным отличием домкрата от других подъёмных механизмов (лебёдок, кранов и т. д.) является то, что домкрат располагается снизу, а не сверху поднимаемого груза, что позволяет обойтись без различных вспомогательных сооружений, цепей и канатов.

Читайте также:  Что такое ик. Что такое инфракрасное излучение

Существует легенда, что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, для разрушения ворот в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.

Виды домкратов их основные отличия

Винтовые домкраты

Такое устройство состоит из основания, одного или двух подъёмных винтов и специальной зубчатой гайки с трапециевидной резьбой. В зависимости от направления вращения гайки подъёмные винты выдвигаются или задвигаются внутрь основания. В результате чего груз, находящийся на свободном конце подъёмного винта, поднимается или опускается.
Винтовой домкрат надёжен в эксплуатации благодаря тому, что груз фиксирует трапецеидальная резьба и при его подъёме гайка вращается вхолостую. Кроме того, эти устройства прочны, устойчивы и могут работать без специальных подставок.

Реечные домкраты

Бывают рычажные и зубчатые. Рычажные снабжены качающимся приводным рычагом, который выдвигает рейку. В зубчатых домкратах вместо рычага установлена шестеренка, вращающаяся с помощью приводной рукоятки. Для удержания груза в нужном положении применяется храповик с “собачкой”. Основная деталь обоих типов реечных домкратов — грузонесущая рейка с опорной чашкой, груз на которой удерживается с помощью стопорных устройств.
Реечные домкраты просты и удобны в обслуживании, ремонтопригодность их высокая, грузоподъёмность составляет от 2 до 20 т.

Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты поднимают груз с помощью жидкости. Поршень (плунжер) домкрата перемещается посредствам создающей давление рабочей жидкости — гидравлического масла. Рабочая жидкость перекачивается насосом из резервуара в гидроцилиндр и груз поднимается. Для опускания груза жидкость выпускается обратно в резервуар.
Для гидравлических домкратов характерны: большая грузоподъёмность, небольшое рабочее усилие, высокий КПД, плавность хода, жёсткость и компактность конструкции. К недостаткам можно отнести относительно большую начальную высоту подъёма, сложность конструкции и меньшую, по сравнению с механическими собратьями, ремонтопригодность.

Пневматические домкраты

Пневматический домкрат — это плоская резинокордная оболочка из особой усиленной ткани. Она способна увеличиваться по высоте при подаче в неё сжатого газа с помощью компрессоров или из резервуаров высокого давления.
Главный недостаток пневматических домкратов — их цена. Из-за сложности технологий производства и довольно узкой применяемости невозможно выпускать крупные промышленные партии таких домкратов по низкой цене. Также следует отметить, что пневмодомкрат нельзя использовать при заглохшем двигателе, и он небезопасен при сдувании.

Комбинированные домкраты

Помимо указанных выше основных типов домкратов бывают ещё комбинированные типы. Например: пневмогидравлические, в которых сжатый воздух приводит в действие насос и накачивает гидравлическую жидкость, электро-механические в которых применяется электрический привод и стандартная винтовая конструкция, и так далее. Но, всё же, основных типов домкратов только 4 (не считая обычного рычага, который также можно назвать домкратом).

Какие домкраты выпускает «БелАвтоКомплект» под маркой «БелАК» и их особенности

Компания «БелАвтоКомплект» выпускает домкраты двух типов: винтовые и гидравлические. Винтовые домкраты представлены одним классом — винтовые ромбические домкраты. Гидравлических домкратов значительно больше. Под маркой «БелАК» выпускаются гидравлические бутылочные одно и двух клапанные домкраты, бутылочные двухштоковые домкраты. Часть из них пакуется в кейсы, часть в картонные коробки. Также в товарном портфеле «БелАвтоКомплект» присутствуют гидравлические подкатные домкраты грузоподъёмностью в две и три тонны.

Формат данной статьи не позволяет подробно рассказать обо всех производимых нами домкратах, но далее мы постараемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся устройства и эксплуатации домкратов «БелАК». Надеемся, что эта информация будет вам полезна.

FAQ — домкраты «БелАК»

Чем отличаются одноклапанные гидравлические домкраты от двухклапанных?


Одноклапанный домкрат
Двухклапанные домкраты помимо основного запорного клапана имеют дополнительный — предохранительный. По сути, он работает как перепускной клапан в гидросистеме, и когда давление жидкости превышает расчётное, для заданной системы, он открывается и сбрасывает гидравлическую жидкость обратно в резервуар. С практической точки зрения это означает, что при попытке поднять двухклапанным домкратом груз, превышающий его максимальную грузоподъёмность, домкрат не сломается, а просто не будет работать. Предохранительный клапан будет сбрасывать рабочую жидкость обратно в резервуар, и груз не будет подниматься. В одноклапанном домкрате такого предохранителя нет.
Двухклапанный домкрат

Он будет работать даже при серьёзном превышении грузоподъёмности, но при этом, скорее всего, очень быстро сломается, а груз может упасть и причинить вред оператору и его имуществу.

Внешне определить одноклапанный домкрат или двухклапанный можно по наличию на основании второго клапана. Он отрегулирован на заводе изготовителе точно под максимальную грузоподъёмность домкрата. Как правило, предохранительный клапан закрывают красным колпачком с надписью «Не вскрывать». Запрещается вскрывать и пытаться самостоятельно регулировать предохранительный клапан. Это может привести к поломке домкрата.

Какой максимальный вес может поднимать гидравлический домкрат? Можно ли поднять домкратом, например, 6 тонн груз в 6500 кг? Это ведь всего на 10% больше. Он же должен поднимать такой вес?

Нет, не должен. Указанная на домкрате грузоподъёмность является максимальной. При производстве все компоненты домкрата рассчитываются именно на нагрузку равную максимальной грузоподъёмности и при превышении её, даже на 100 кг, домкрат может сломаться. Строго запрещается превышать указанную максимальную грузоподъёмность домкратов. Если вы не знаете точно, какова будет масса поднимаемого груза – выбирайте двухклапанный домкрат, он будет значительно безопаснее, но помните, что существенное, в несколько раз, превышение максимальной грузоподъёмности может повредить даже его. Если масса поднимаемого груза точно известна и не превышает максимальной грузоподъёмности выбранного домкрата можно обойтись одноклапанным домкратом. Он легче, компактнее и несколько дешевле.

Можно ли самому менять масло в гидравлических домкратах «БелАК»? Можно ли его доливать и какое масло для этого использовать?

Менять масло в гидравлических домкратах самостоятельно можно, но мы, всё же, рекомендуем обращаться к услугам профессионалов — сотрудников специализированных ремонтных мастерских. При этом доливка гидравлической жидкости не допускается. Только полная замена с промывкой. При необходимости заменить или долить масло обязательно полностью сливайте старое масло и используйте специальную промывочную жидкость для промывки домкрата.

Что касается марки гидравлической жидкости, то для домкратов «БелАК» подойдёт любое гидравлическое масло. При выборе руководствуйтесь условиями эксплуатации домкрата. Подбирайте гидравлическую жидкость по температурному диапазону, в котором будет использоваться домкрат. Заводская гидравлическая жидкость в домкратах «БелАК» может использоваться в температурном диапазоне от – 40 до +50 градусов Цельсия.

Можно ли использовать гидравлические домкраты «БелАК» в зимних условиях, и при каких минимальных температурах?

Можно. Минимальная температура, при которой домкраты «БелАК» сохраняют работоспособность — минус 40 градусов Цельсия. При необходимости использования домкрата при более низких температурах необходимо заменить в нём гидравлическое масло на менее вязкое.

Как правильно транспортировать и хранить гидравлические бутылочные домкраты?

Гидравлические бутылочные домкраты должны транспортироваться и храниться только в вертикальном положении. Запрещается хранить и перевозить домкраты в горизонтальном положении либо перевёрнутыми основанием вверх. Это может вызвать утечку гидравлической жидкости, порчу имущества и выход домкрата из строя. Также следует оберегать домкраты от попадания на них агрессивных веществ и воды. Это может повредить ЛКП домкратов. В остальном, домкраты не требуют каких-либо особых условий хранения или транспортировки. Хранение и транспортировка в зимний период осуществляется точно также как и в летний.

Двухштоковые домкраты – что это такое и в чём их особенности?

Двухштоковые (другое название «двухплунжерные») или телескопические домкраты — это гидравлические домкраты бутылочного типа, имеющие телескопический шток (плунжер), состоящий из двух ступеней, выдвигающихся из корпуса последовательно автоматически под действием гидравлической жидкости. Обычный бутылочный домкрат имеет одноступенчатый шток (плунжер).
К особенностям двухштоковых домкратов можно отнести более высокую, по сравнению с обычными, максимальную высоту подъёма груза при одинаковой начальной высоте. Но двухштоковая конструкция имеет и ряд недостатков: мене устойчивая конструкция, более высокая цена за счёт сложности конструкции, высокая чувствительность к длительному нахождению поршня в выдвинутом состоянии. Гидравлическая жидкость при длительном нахождении обоих штоков в выдвинутом положении может «завоздушиваться» (в систему попадают пузырьки воздуха, что, впоследствии, может привести к неполному опусканию штоков).

Какие домкраты «БелАК» лучше всего подходят для шиномонтажных мастерских?

Для шиномонтажных мастерских лучше всего подходят гидравлические подкатные домкраты. В нашем ассортименте есть две модели профессиональных подкатных домкратов для шиномонтажей. Это: подкатной гидравлический домкрат БАК.00533 грузоподъёмностью 3 тонны и подкатной низкопрофильный гидравлический домкрат БАК.00534 той же грузоподъёмности. Именно эти две модели мы рекомендуем применять в профессиональных шиномонтажных мастерских и автосервисах.

Почему низкопрофильный подкатной домкрат «БелАК» так дорого стоит?

На самом деле, цена низкопрофильного подкатного домкрата БелАК совсем не завышена. Она может показаться таковой, если сравнивать с другими подкатными трёхтонными домкратами в общей массе, но если мы внимательно посмотрим на технические характеристики этого домкрата, такие как: двойной гидравлический насос, карданный привод клапана, заниженную высоту подхвата (всего 8 сантиметров) и максимальную высоту подъёма в 505 мм, и сравним цену с аналогичными по характеристикам домкратами других производителей, то увидим, что домкрат «БелАК» на 10-20% дешевле аналогов других марок.

Технические характеристики подкатного низкопрофильного трёхтонного домкрата БАК.00534:

1. Максимальная грузоподъёмность: 3000 кг.
2. Высота подхвата: 80 мм.
3. Высота подъёма: 505 мм.
4. Габаритная длина: 700 мм.
5. Габаритная ширина: 350 мм.
6. Длина рукоятки: 1150 мм.
7. Диаметр чаши (внутр.): 90 мм.
8. Масса изделия: 32,5 кг.
9. Тип привода запорного клапана: карданный
10. Количество гидравлических насосов: 2 шт.
11. Тележка: с поворотными задними колёсами.
12. Артикул: БАК.00534

В рамках данной статьи мы попытались рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся домкратов марки «БелАК» производимых компанией «БелАвтоКомплект», и дать на них максимально развёрнутые ответы. Если вашего вопроса нет в приведённом списке, вы можете задать его своему менеджеру отдела продаж, либо воспользоваться формой обратной связи на сайте www.belak.u и задать его нашему специалисту сервисной поддержки напрямую.

Приобретайте домкраты «БелАК» используйте их на рабочем месте или в быту и делитесь своим пользовательским опытом с другими людьми на наших страницах в социальных сетях:

Типы и устройство домкратов

Домкрат – это специальное устройство, которое используют с целью поднятия и удержания грузов различного типа. В отличие от других похожих грузоподъемных приспособлений (таль, лебедка), домкрат расположен внизу груза, при этом никаких дополнительных сооружений, цепей и канатов для функционирования устройства не требуется.

Прежде всего, использование домкратов имеет отношение к ремонту автомобильного транспорта (наиболее распространенный вариант – когда нужно поменять колесо). В то же время, такое оборудование можно применять и для работы с любыми другими объектами. Особенно это актуально тогда, когда надо получить беспрепятственный доступ к нижней части груза.

Современный рынок предлагает большой выбор подобного оборудования. О видах домкратов и их назначении мы и поговорим сейчас.

Виды домкратов с фото

Если говорить об основных видах домкратов, то тут выделяют следующие:

Есть также и другие разновидности, но эти три – самые популярные.

Особенности и виды реечных домкратов

Если говорить о домкратах реечного типа, то ключевым несущим элементом в них выступает зубчатая рейка. По ней и движется храповой механизм, к которому прикреплен откидной подхват. Наличие переключателя позволяет менять направление движения.

Стоит отметить: Ключевая особенность таких моделей состоит в том, что они способны поднимать груз на достаточно большую высоту. Например, модель HI JACK 3Т-1350ММ имеет ход рейки в 135 см.

Грузоподъемность может быть разной. Преимущественно, такое оборудование рассчитано на работу с объектами весом в 3-5 тонн. В то же время, есть модели, способные работать с достаточно крупногабаритными грузами (вплоть до 20 тонн). Последние модели нашли широкое применение при обслуживании железнодорожного транспорта.

Среди основных преимуществ подобного оборудования можно выделить:

  • большой рабочий ход;
  • максимальную высоту подъема;
  • простоту конструкции.

Именно благодаря этому реечные домкраты механического типа приобрели наибольшую популярность в наши дни.

В то же время, не лишены они и некоторых недостатков. Прежде всего, тут необходимо подчеркнуть их достаточно большие габариты и солидный вес.

Типы гидравлических домкратов

Если говорить о типах домкратов, то, несомненно, самыми мощными из них являются гидравлические (исходя из особенностей формы, их еще называют гидравлическими домкратами бутылочного типа). Такие модели с легкостью могут работать с объектами весом в 20, 25 и даже 50 тонн. И это еще не предел. Например, домкрат гидравлический ДГ-100, PRO JACK отлично подходит для поднятия грузов в 100 тонн.

В результате, это обуславливает сферу их использования: гидравлические домкраты разных видов широко применяют во время ремонта грузовых авто и остальной тяжелой техники.

Состоит подобное оборудование из таких основных элементов, как корпус, выдвигаемый поршень (плунжера) и рабочая жидкость. Схема гидравлического домкрата бутылочного типа выглядит так:

При этом корпус служит сразу для двух целей: в качестве направляющего цилиндра для плунжера, а также резервуара для масла. В поршне находится винт с подъемной пятой, так что при повороте винта можно увеличить предельную высоту подъема.

Устройство домкрата бутылочного типадомкрата бутылочного типа предполагает, что усилие передается от приводной рукояти через рычаг к насосу. Во время движения вверх жидкость перетекает в полость насоса и выдвигает плунжер (обратно не перетекает благодаря клапанам). Чтобы опустить груз, следует отвернуть запорную иглу, тогда жидкость вернется в резервуар.

Среди основных типов выделяют:

  • одноплунжерные;
  • многоплунжерные.

Стоит отметить: Несмотря на свою достаточно большую надежность, такое оборудование – очень прихотливое. Нужно постоянно заливать масло в домкрат бутылочного типа, проверять герметичность сальников. Кроме того, хранить устройство можно исключительно в вертикальном положении.

Читайте также:  Что такое маф. Что такое малая архитектурная форма. Как сделать малые архитектурные формы своими руками

Кроме того, не рекомендуется выполнять ремонт домкрата бутылочного типа своими руками в силу сложности конструкции. Лучше обратиться за помощью к профессиональным специалистам, которые имеют соответствующие сертификаты (ознакомиться с документацией компании «Грузовая механика» вы можете на сайте).

Из основных достоинств модели выделять:

  • высокую жесткость конструкции;
  • хорошие показатели устойчивости;
  • максимальную грузоподъемность;
  • небольшие усилия при работе с грузами.

Из недостатков домкрата бутылочного типа выделяют достаточно солидную стоимость и большую начальную высоту подъема.

Домкраты подкатные

Такие устройства используются, в основном, в гаражах или автосервисах. Если применять подкатные домкраты прямо на дороге, то высока вероятность поломки оборудования. Они представляют собой измененные гидравлические домкраты (отличаются низким стальным корпусом с небольшими колесиками). Рукоять с подъемной пятой выдвигается поршнем.

Основные плюсы – отличная устойчивость и малая начальная высота. В то же время, работать с таким оборудованием можно исключительно на ровном и твердом покрытии.

Виды винтовых домкратов

Такой домкрат – это устройство, привод которого выполняется за счетвращательных и поступательных движений. Устройство домкрата предполагает наличие двух несущих элементов: стального корпуса и винта малого диаметра. От рукоятки усилия передаются на винт с помощью конических шестерней. Так и осуществляется движение вниз или вверх.

Стоит отметить: Такие устройства отличаются достаточно небольшой грузоподъемностью (0,5-2 т). В результате, наиболее часто их используют для поднятия транспортного средства с одной из сторон.

В силу простоты своей конструкции, а также малому усилию, которое требуется для поднятия груза на заданную высоту, такие виды механических домкратов нашли широкое применение, как в специализированных автомастерских, так и у обычных автовладельцев.

Если говорить о том, какие виды домкратов бывают, то винтовые механизмы делятся на устройства с:

  • вращающимся грузоподъемным винтом;
  • не вращающимся грузоподъемным винтом.

Из основных плюсов моделей стоит подчеркнуть:

  • малое и стабильное усилие на приводной рукояти;
  • неплохой рабочий ход;
  • доступную стоимость;
  • небольшой вес.

Но есть у него и минусы. Сюда стоит отнести недостаточную устойчивость, малую площадь опоры и не слишком компактный размер.

Итак, мы привели только основной перечень типов домкратов. На самом деле их намного больше. Более подробно узнать о каждой модели вам поможет консультант компании «Грузовая механика».

Подготовка к работе с домкратом

Не допускаются к работе домкраты при обнаружении:

  • неисправности зубьев на реечных и винтовых моделях;
  • повреждений корпуса на гидравлических домкратах.

До поднятия грузов следует проверить устройство в холостую. При полной нагрузке ход должен быть плавным, без заеданий. В ином случае домкрат нельзя использовать во время поднятия грузов.

В любом случае, не стоит пренебрегать техникой безопасности, иначе это может привести как к повреждению груза, так и к получению травм.

Домкрат. Назначение, виды, характеристики и выбор

Точное позиционирование габаритных деталей по высоте, техническое обслуживание автомобилей с необходимостью подъема его кузова, узлов и агрегатов над опорной поверхностью требуют наличия специально разработанного для этих целей механизма под названием домкрат.

Это устройство знакомо каждому автолюбителю.

Кроме того, большинство его разновидностей можно встретить в сервисных центрах и шиномонтажках.

Назначение и принцип действия домкрата

Основное назначение домкрата – подъем опирающегося на него груза на небольшую высоту.

Работа механизма наиболее показательна в гидравлических моделях, где в основе лежит принцип сообщающихся сосудов и реализуется закон Паскаля.

Все виды домкратов объединяет одно свойство – использование при работе рычага в том или ином виде.

Для гидравлических моделей это, соответственно, гидравлический рычаг.

По своей сути домкрат – технически несложный механизм.

От других грузоподъемных устройств он отличается мобильностью и тем, что располагается непосредственно под грузом, а при работе не требует вспомогательных устройств, например, цепей или канатов.

  • В строительстве, например, при подъеме частей сооружения, больших блоков.
  • При ремонте автомобилей. Незаменим при выполнении шиномонтажа, где его используют для приподнимания кузова автомобиля, что позволяет освободить колесо от веса транспортного средства.

  • Как подъемник для перемещения, монтажа габаритных деталей и оборудования на опоры.

Каждый из видов домкратов имеет уникальную конструкцию, и создан под выполнение конкретных задач.

Устройство и характеристики

Классический гидравлический домкрат состоит из следующих элементов:

  • Резервная емкость с рычажной системой, посредством которой выполняется нагнетание рабочей жидкости в основной цилиндр.
  • Рабочий цилиндр с поршнем, который поднимается с поступлением достаточного объема жидкости.
  • Подхват – верхняя часть поршня, предназначенная для упора в поднимаемый объект. Этот элемент зачастую дополнен передвигающейся по высоте относительно штока поршня насадкой, предназначенной для предварительного упора подхвата без задействования гидравлической системы.
  • Опорное основание – подошва корпуса.

Кроме того, в конструкции предусматривается наличие нескольких клапанов:

  • Клапан накачки – отвечает за перемещение жидкости из резервной емкости в рабочий цилиндр, блокируя ее обратное движение.
  • Предохранительный клапан – предотвращает перегрузку домкрата. Работает, как перепускной клапан в гидросистеме.

Материал

Тут все зависит от конструкции и грузоподъемности домкрата.

Подкатные модели для легковых автомобилей зачастую алюминиевые, в то время как для грузовых гидравлических вариантов используется закаленная сталь и чугун.

Материал и его толщина напрямую влияют на грузоподъемность механизма в целом.

Размеры, вес и грузоподъемность домкратов

Грузоподъемность домкрата – его основная характеристика, которая определяется конструкцией.

Как правило, чем больше размеры этого механизма, тем большая его грузоподъемность.

Так бутылочная гидравлическая модель с грузоподъемностью 2 тонны при своей небольшой высоте (в среднем 150 — 180 мм) весит 2 – 3 кг.

В это же время рассчитанный на эту же грузоподъемность реечный длинный вариант может иметь высоту до 1 метра и более, а его вес составляет около 10 — 15 кг.

Все упирается в конструкцию и назначение изделия.

Наиболее грузоподъемные среди домкратов – гидравлические, где отдельные модели способны поднимать и удерживать вес до 100 тонн.

Винтовые же обладают наименьшей грузоподъемностью – до 1 тонны.

Ход штока

Еще одна характеристика, которая обязательно учитывается при выборе – высота подъема домкрата.

Представляет она собой максимальное расстояние между верхней точкой подхвата и опорой изделия.

Является суммой следующих характеристик:

  • Высота подхвата – наименьшее расстояние между верхней точкой подхвата и опорой основания. Проводя параллель с автомобилем – его клиренс.
  • Рабочий ход штока – наибольшее расстояние между верхним и нижним положением домкрата (по вертикали).

Ход штока напрямую определяет высоту, на которую возможно осуществить подъем груза относительно первоначальной точки расположения.

Виды домкратов и их цена

По принципу работы различают следующие основные виды домкратов:

Механический

Технически простое подъемное устройство, которым в большинстве случаев комплектуются легковые автомобили. В основе работы лежит приложение механического усилия по перемещению рабочего механизма, например, винтовой шпильки.

Гидравлический

Работает посредством перекачивания в рабочую полость жидкости, например, гидравлического масла или тормозной жидкости. Одноклапанные модели оборудуются исключительно клапаном, препятствующем обратному оттоку жидкости, а двухклапанные варианты дополнительно оснащаются перепускным страховочным клапаном, который предотвращает повреждение самого домкрата в случае превышения допустимой нагрузки.

Пневматический

Подъемный механизм приводится в действие накачиванием в его полость воздуха.

Некоторые модели способны работать от выхлопных газов автомобиля (подключаются к выхлопной трубе), промышленный же воздушный вариант требует наличия производительного компрессорного оборудования.

Электрический

Это больше не вид домкрата, а способ приведения в действие рабочего механизма. Иными словами, даже механические модели, где механическое усилие прикладывает вал электродвигателя, можно считать электрическими. Некоторые модели могут работать от автомобильного прикуривателя.

Электрогидравлический

Гидравлика приводится в действие электроприводом. Яркий пример предыдущего пункта. Некоторые модели оснащаются в дополнение и ручным приводом.

Пневмогидравлический

Гидравлика приводится в действие воздушным компрессором.

По конструкции выделяются следующие типы домкратов:

Ромбический

Инструмент пантографного типа – чистая механика.

Подъемная часть напоминает формой ромб, где каждая сторона подвижно соединяется с соседней.

Боковые противоположные углы смыкаются вращением шпильки, из-за чего верхний и нижний углы расходятся.

Другие названия — трапециевидный домкрат, трапеция.

Цена – от 600 руб.

Таблетка

Гидравлическая часть в виде низкопрофильного цилиндра, подключается к отдельному гидроприводу.

Стоимость начинается с отметки 3,5 тыс. рублей, и зависит от грузоподъемности.

Реечный

В основе лежит зубчатая рейка, по которой движется подъемный механизм. Еще один представитель механики. Цена – от 3 тыс. рублей.

Клиновой

Приводом может выступать механика или гидравлика.

Другое название – разжимной клин.

Стоимость – в районе 10 тыс. рублей и выше.

Бутылочный

Получил название из-за конструкции с резко выделяющимся основным рабочим цилиндром. В основе работы преимущественно гидравлический принцип.

Такой домкрат часто называют телескопическим, так как шток в исходном положении спрятан в цилиндр, буквально, как колена у телескопической удочки.

Бывает одноштоковый и двухштоковый.

Последний вариант носит еще одно название – двухплунжерный, и примечателен он тем, что ход его штока вдвое превышает этот показатель у аналогичной одноштоковой модели.

Иногда встречаются трехштоковые версии.

Цена – от 500 рублей.

Рычажной

В основе конструкции рейка, которая выдвигается посредством качающегося приводного рычага.

Стоимость – 3 тыс. рублей и выше.

Винтовой

Вращение винта преобразуется в поступательное движение подъемной площадки.

Тянущий

Используют в работе тянущее усилие. Для подъема грузов подвешиваются к прочной опоре.

Используются также для стягивания металлоконструкций, частей корпуса судов. Некоторые модели имеют крюк или другой механизм для фиксации груза, установленный прямо на шток. Цепной вариант предполагает крепление крюка (крюков) к штоку за проушину посредством прочных цепей. Стоимость не редко доходит до 100 тыс. рублей и более.

Подкатный

Классическое исполнение – установленный на станину с колесиками поднимающийся рычаг, оборудованный упорной пятой. Приводится в движение горизонтальным гидравлическим цилиндром.

Такая конструкция получила название “лягушка”.

Еще один вариант – ножничный, где механизм складывается в корпус — станину, подобно ножницам.

В продаже встречаются модели с переключателем режимов подъема и опускания.

Подобный передвижной домкрат используют для работы с автомобилями, бывает коротко-, средне- и длиннобазный, а подбирается в зависимости от глубины расположения пятаков транспортного средства, в которые и упирается подхват при подъеме.

Стоимость – от 1 тыс. рублей.

Домкрат «Сельсона»

Это своеобразная подушка с резинокордной оболочкой, которая при подаче воздуха увеличивается по высоте.

Подобный надувной домкрат стоит достаточно дорого — в районе 30 – 35 тыс. рублей.

По назначению, наиболее популярны следующие домкраты:

Автомобильный. Применяется при ремонте машин, в шиномонтаже.

Кабельный. Грузоподъемный механизм особой конструкции, предназначенный для подъема кабельных барабанов.

Тепловозный. Для подъема товарных и пассажирских вагонов, а также локомотивов.

Путевой. Для подъема отдельных элементов, а также собранной конструкции рельсо-шпальной решетки.

Компенсатор усадки. Винтовой вариант, используемый при строительстве деревянных домов и построек из сруба.

Для мебели. Технически простое изделие в виде рычага, при помощи которого элементы мебели слегка отрываются от пола, а в образованный просвет вставляются так называемые транспортные платформы, входящие в комплект.

Подобные наборы созданы для самостоятельной транспортировки мебели.

Специализированные домкраты

Следующие инструменты используют в основном при ремонте автомобилей:

Опрокидыватель авто

Предназначен для подъема автомобиля с боку, с упором на противоположные установке механизма колеса.

Ремонтная подставка

Также известная, как автомобильная стойка – устройство выполняющее страховочную функцию для дополнительного удержания, поднятого другими устройствами, авто. Подставка опорная под автомобиль предотвращает его падение, жестко фиксируясь на заданной высоте. Для подъема грузов не предназначе

Трансмиссионная стойка домкрат

Используется для установки и демонтажа КПП автомобиля.

Такой трансмиссионный вариант – оборудование специфическое и узконаправленное.

Ямный

Вспомогательный механизм для вывешивания осей авто на яме или ножничном подъемнике. Другое название — канавный домкрат.

По конструктивным особенностям различают:

  • Двухступенчатыйс двумя подхватами, расположенными на разной высоте. Такой двухуровневый механизм бутылочного типа комбинирует в себе классический и низкоподхватный домкрат, описанный ниже.

  • С низкой лапой — имеет минимальную высоту подхвата, вплоть до 20 и менее миллиметров. Характерная особенность – выступающая в сторону подхватная лапа, которая подцепляет груз под его нижний край. Отсюда еще одно название — зацепной домкрат.
  • Низкопрофильный – для поднятия авто с небольшим клиренсом.

Исключительно условно домкраты можно разделить на:

  • Бытовые– относительно дешевые модели, предназначенные для подъема грузов с небольшим весом, в частности – легковых автомобилей. Это так называемые гаражные домкраты – недорогие механизмы, позволяющие производить самостоятельный ремонт транспортных средств в домашних условиях, включая замену колес. В общем речь идет о бюджетных изделиях.
  • Профессиональные– гидравлические усиленные конструкции, предназначенные для быстрого подъема легких и тяжелых грузов. Используются в современных сервисных центрах, ремонтных мастерских и даже на промышленных предприятиях. Сюда входят и узкоспециализированные модели.

Аксессуары

К домкрату в свободной продаже можно найти различные аксессуары, например, резиновую накладку на подхват, опору и адаптер.

Последний представляет собой две опорные площадки, закрепленные на планке, которая, в свою очередь, устанавливается на штоке.

Это своеобразный домкратный “разветвитель”.

Преимущества и недостатки разных домкратов

У каждого типа домкратов есть плюсы и минусы, которые и определяют целесообразность их использования в конкретных ситуациях:

  • Реечные – подходят для работы с низко расположенными грузами, но неустойчивы, имеют небольшую площадь опоры, а также неудобные габариты. Для подъема автомобиля, последний должен иметь специальные выемки в днище.
  • Ромбические винтовые – компактные в сложенном состоянии, надежные, устойчивые. Но для них характерна небольшая высота подъема.

  • Гидравлические – устойчивые, компактные и удобные, обеспечивают быстрый и легкий подъем груза. Кроме того, обладают большим показателем КПД, имеют высокий показатель грузоподъемности. Но требуют регулярного техобслуживания, имеют непродолжительный срок службы, и не способны поднимать груз на большую высоту.
  • Пневматические – простые в эксплуатации, устойчивые на любом грунте. Одновременно подушки легко повреждаются о режущие или острые предметы. При использовании сжатого воздуха требуют отдельного компрессора.

Выбор домкрата следует производить исходя из того, какие именно задачи планируете решать с помощью этого инструмента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Remontpodomy.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: