Маяки с мистическими историями
По всему миру разбросано множество заброшенных маяков, которые долгие годы служили морскими путеводителями. Каждый из них хранит свои уникальные истории и тайны.
Чувство ответственности и бесконечного одиночества всегда преследовало смотрителей маяков, а оторванность от внешнего мира окутывала маяки таинственной и жутковатой атмосферой. Поэтому не удивительно, что многие такие уединённые от всего мира старинные и теперь уже заброшенные сооружения окутывают различные мистические истории.
Тайна маяка Эйлин-Мор
На западном побережье Шотландии, на одном из островов, расположен заброшенный маяк Эйлин-Мор. В 1900 году здесь произошла загадочная история, связанная с исчезновением трех смотрителей маяка. После этого происшествия маяк еще долго носил на себе славу самого мистического в мире.
15 декабря 1900 года проплывавшее мимо острова судно сообщило о том, что с маяка не поступает сигнал. На тот момент там должны были находиться трое смотрителей. Моряки, приплывшие на остров, обнаружили на берегу пустые коробки от провианта, а ворота маяка были закрыты. Кровати трех смотрителей были не заправлены, дождевики остались на месте, а на кухне был перевернут стол. Но самый загадочный факт был в том, что все часы на маяке остановились в одно время. Больше никаких следов, указывающих на местонахождения смотрителей, не нашлось.
Тот факт, что маяк Эйлин-Мор оторван от цивилизации, превратил загадку исчезновения трех смотрителей в мистическую историю, которая стала предметом споров любителей паранормальных явлений. Так или иначе, тайна осталась неразгаданной.
Болезни маяка Талакре
Маяк, расположенный в британском городе Талакре, считает рекордсменом в Англии по количеству мистических историй. Он был заброшен еще в далеком 1840 году. Наиболее часто посетители маяка жалуются на серьезные заболевания, которые проявляются вскоре после посещения. Недомогание чувствуется уже при приближении к нему.
Очевидцы утверждают, что видят призрак, шагающий по дороге к маяку, а также на самом верху фигуру смотрителя, одетого в старинную униформу. При этом сам маяк наглухо закрыт. Как гласит история, смотритель маяка скончался там от лихорадки. Мать четверых детей, фотографировавшая их возле Талакре, утверждает, что всех малышей начало лихорадить. Но по возвращении домой, все признаки болезни пропали.
Девушка с маяка Саутер
Маяк Саутер был построен в одной из деревушек на севере Англии дабы прекратить серию кораблекрушений на рифах. В истории маяка описано крушение корабля в 1838 году, когда людей героически спасала девушка по имени Изабелла Дарлиг. Далее, в архивах фигурирует ее же имя, но уже в 1881 году она записана как жительницу маяка.
С тех пор смотрители постоянно видят призрак девушки и утверждают, что по воздуху летают столовые приборы, резко меняется температура в помещениях, а фантом даже пытается дотронуться до людей. Персонал маяка также не раз становился свидетелем появления призрака смотрителя. Он возникал, одетый в униформу, и через несколько мгновений растворялся в воздухе, оставляя после себя лишь табачную дымку.
Крики маяка Айзек-Кей
Маяк был построен в 1889 году на острове Исаака Кея. В настоящее время он заброшен, но моряки, подплывающие к острову, утверждают, что слышат женский плач и крики. Местные жители объясняют это кораблекрушением, произошедшим в 19 веке, после которого вынесло на берег живого младенца. Больше не выжил никто.
Местные жители верят, что это призрак матери ребенка, которая не может смириться с трагической судьбой и посещает маяк, оплакивая расставание с ребенком. Кроме того, в 1969 году на маяке произошло еще одно необъяснимое явление.
Смотрители маяка пропали, не оставив и следа. По рассказам местных жителей это не первый случай пропажи людей в этом месте – все они стали жертвами фантома.
Одиночество маяка на рифе Святого Джорджа
Маяк на рифе Святого Джорджа в Калифорнии строился целых 11 лет и признан самым дорогим в истории США. Но работать там в качестве смотрителя хотели не многие. Он расположен на очень отдаленном острове, где постоянно бушуют штормовые волны. Добраться туда возможно только на изредка проплывающем судне.
По это причине в качестве смотрителей на этот маяк отправляли сразу пять человек, дабы они не страдали от невыносимого чувства одиночества и постоянного оглушительного шума, бьющихся об стены волн. Кроме того, место, где располагался маяк, было небезопасным для людей. Так, в 1923 году во время шторма волной было смыто пять человек. С тех пор, свет на маяке больше не горит, возможно, продолжая уносить жизни моряков, сбившихся с пути.
Что такое маяк? Классификация и назначение маяков
Сложно переоценить значимость навигационного оборудования для работы судоводителей. Хотя современные приборы, позволяющие определять координаты, имеют множество преимуществ в виде эргономики, точности и функциональности, их недостаточно для поддержки безопасного управления судами в прибрежной зоне. Поэтому на подходах к якорным стоянкам и портам, к примеру, в качестве навигатора используются маяки. Их сигналы позволяют определять точное местоположение судна и при необходимости корректировать маршрут.
Что такое маяк с точки зрения технического исполнения? Как правило, стационарные конструкции или сооружения, обеспеченные средствами визуального наблюдения. Но бывают и другие варианты, отличающиеся также по функциональным возможностям.
Общие сведения о маяках
В сущности, это сигнальные станции, выполняющие задачи навигационного ориентирования. Наиболее распространены береговые маяки, обозначающие надводные или подводные контуры сооружений и опасностей. В состав объекта могут входить капитальные постройки, инженерное оборудование, технологические устройства для сигнализации и коммуникации. Современная станция редко обходится без источников тепло- и энергоснабжения, причем в большинстве случаев их представляют автономные генераторы.
При этом важно различать средства берегового ограждения от конкретных опасностей и непосредственно маяки. Функции локальной ограды выполняют буи, вехи и бакены. Такие навигационные устройства могут быть независимыми от береговой инфраструктуры. А что такое маяк в плане функциональности? В любом исполнении это инструмент навигационной разметки, которая воспринимается штурманом посредством специальных сигналов. Однако цели у таких станций бывают разными.
Назначение маяков
Морские сигнальные станции можно рассматривать и как створное, и как опознавательное средство. В первом случае организуется система, состоящая как минимум из двух маяков, линия между которыми формирует маршрутный контур. Ориентируясь на такие линии, судоводитель меняет или прокладывает курс входа в порт или гавань. Одиночные же станции используются в опознавательных целях и обозначают собой определенную точку – как на земной прибрежной, так и на водной поверхности. Например, маяк на острове непосредственно указывает на часть земной площадки среди моря или океана. Таким же способом обозначаются опасные участки, портовые объекты и т. д. Оба типа маяков отличаются по высоте. Причем размерные параметры имеют и функциональное значение. Так, разница в высотах между створными конструкциями позволяет определять направление движения к тому или иному объекту, расположенному в этом районе.
Как работает маячный излучатель?
Типовая и наиболее распространенная сигнализация маяка представляет собой прожектор, выполненный в особой конфигурации. Для повышения силы излучения в устройстве прибора используется комплекс зеркал и линз, обеспечивающих концентрацию фотонного отражения. В некоторых системах применяется не отражающая, а просвечивающая оптика. Данный эффект достигается составными линзами в сборке, которые вращаются вокруг источника света. В конструкциях прежних поколений в качестве излучателя использовали керосиновые лампы. Они характеризовались независимостью и полной автономностью, но требовали кропотливого обслуживания.
Что такое маяк современного типа? Это сооружения или конструкции, обеспечиваемые источниками импульсного света. Те же прожекторы распространяют световые потоки на оптическую оснастку для более широкого распространения сигнала. Для питания электротехнической инфраструктуры используются дизель-генераторы, солнечные батареи или же местные энергетические подстанции.
Свойства цветовой навигации
Способ подачи света имеет свои особенности и в части цветового оформления, обусловленного стандартизированными требованиями. Спектр излучения делится на несколько сегментов, каждому из которых присваивается определенный оттенок.
В частности, белое свечение указывает на то, что в обслуживаемой зоне на данный момент проход безопасный. Красным обозначаются левые по отношению к безопасной зоне места для прохождения. Напротив, зеленый свет маяка характеризует правую область по отношению к сегменту, где приближается судно. Существуют и принципы «дневной метки», согласно которым сами станции имеют окраску из нескольких полос. Это позволяет визуально различать опасные объекты и башни маяков. В ночное же время применяется система секторных огней. Опять же, за счет управления цветами и подключения разных сегментов свечения штурманам даются сигналы о статусе тех или иных областей в зоне охвата.
Классификация по способу сигнализации
Оптические световые сигналы являются основным, но не единственным способом привлечения внимания штурманов. Кроме них используются акустические, туманные и радиосигнальные устройства. Применяются сирены, диафоны, осцилляторы и другие приборы, обеспечивающие распространение звуковых сигналов. В последнее время активно развиваются технологии радиосигнального оповещения. Что такое маяк с радиостанцией? Чаще всего это пеленговые базы, в рамках определенного частотного диапазона и радиуса определяющие приближение судов. Они могут не только фиксировать местоположение объектов, но и передавать информацию о направлении, производить вычисления по координатам и т. д.
Классификация по месту расположения
Принципиально отличаются два типа маяка – уже упомянутые береговые и плавучие. Первые могут устанавливаться на берегу, на острове или в удаленной от прибрежной линии зоне. Наиболее выигрышные места для таких объектов – возвышенности и открытые визуальному наблюдению участки, где навигационное оборудование сможет работать без помех.
Что касается плавучих станций, то они используются на кораблях и другой водной технике. То есть это не стационарное, а мобильное или даже портативное оборудование. Есть и группа плавучих маяков, которые размещаются в качестве опознавательных устройств на входах в каналы и проливы. Их корпуса оформляются специальным цветом для более выраженного визуального эффекта.
Эксплуатационные требования к маяку
Поскольку на работе сигнальной морской станции лежит высокая ответственность, еще перед разработкой ее проекта утверждаются следующие требования:
- конструкция должна быть видна днем и ночью;
- независимо от времени суток, свет маяка должен отличаться от случайных огней другого назначения;
- в инфраструктуре башни должна предусматриваться туманная сигнализация;
- визуально-опознавательную функцию должны обеспечивать и освещаемые, и неосвещаемые сигнальные метки.
Заключение
Регуляция мореходного движения выполняется комплексным набором средств, особое место среди которых занимает маяк. Подаваемые им знаки и огни минимизируют шансы на потерю курса у приближающихся судов и оптимизируют процессы помощи, если в ней есть необходимость. Существенное место в общей инфраструктуре маяка занимает навигационное оборудование в виде приборов и радиопеленгаторных станций. Нынешний уровень технологического развития позволяет использовать для определения местоположения эффективные устройства, связывающиеся со спутниковыми системами. Но и традиционная опознавательная функция в виде светового рассеивания через оптику сохраняет свою актуальность.
Самые загадочные маяки
Маяки всегда пользовались дурной славой, поэтому постоянно притягивали к себе внимание людей, интересующихся их тайнами и загадками. В далеком прошлом маяк был путеводителем для морских фрегатов, он помогал морякам ориентироваться на местности, при помощи излучения света от своих ламп.
В настоящее время по всему миру очень много заброшенных морских путеводителей. Среди них есть маяки с нормальной репутацией, что называется с чистой совестью, поэтому интерес к ним небольшой, они просто есть, и все тут. Но существуют маяки, у которых дурная слава, их окружает огромное количество тайн, загадок, мистических историй и необъяснимых событий.
Маяк Эйлин-Мор
Маяк Эйлин-Мор – это самый таинственный маяк в мире. Расположен он на заливаемой волнами скале на одном из семи островов Фланнэн в составе Внешних Гебридских островов. А поистине зловещий случай произошел здесь зимой 1900 года. По установленному распорядку маяк должны обслуживать три смотрителя. Еще один смотритель находился на берегу, на станции Бресклит, и сменял одного из дежурных при каждом рейсе на острова.
Первый тревожный сигнал поступил 15 декабря 1900 года. Пароход «Арктор», следовавший из Филадельфии в Лит, сообщил, что сигнала с маяка не поступает. Но каких-либо срочных мер предпринято не было. Судно «Гесперус», обслуживающее маяк, прибыло на остров только 26 декабря в полдень.
Высадившись на острове, команда и смотритель-сменщик Джозеф Мор сразу же столкнулись со странными фактами. На причале виднелся голый флагшток, отсутствовали пустые коробки, предназначенные для выгрузки провианта, а самое главное — никто их не встречал. Капитан подал звуковой сигнал, но никто из смотрителей по-прежнему не появился.
Джозеф Мор обнаружил, что ворота маяка, а также все двери были заперты.
Открыв их, он увидел, что кровати смотрителей не застелены, а часы остановились. Поиски еще больше запутали Мора. Лампы маяка оказались прочищены и заправлены топливом. Все водонепроницаемые плащи были на месте. Учитывая плохую погоду, вряд ли кто-то из смотрителей отважился бы покидать маяк без них. Единственным признаком беспорядка был перевернутый кухонный стол. Никаких вещей или знаков, указывающих на следы трех смотрителей, не было.
Шотландские власти провели официальное расследование, заключение которого было весьма прозаическим: всех трех смотрителей смыла внезапная волна. Но многократные поздние пересмотры дела давали иные интерпретации. До сих пор об этой истории спорят и реалисты, и мистики. Уфологи, например, настаивают на версии похищения пришельцами. Эта идея стала основой одного из эпизодов сериала «Доктор Кто».
Маяк полуострова Стонингтон
Сегодня маяк на полуострове Стонингтон в штате Мэн – одна из туристических достопримечательностей. Сюда даже водят экскурсии, а тем, кто захочет остаться на маяке подольш даже выдают велосипеды для изучения окрестностей. Тем не менее, у маяка есть своя история. Именно здесь в свое время скрывались пираты и, по легенде, прятали клад в бухте рядом с маяком. Смельчаки-ныряльщики и по сей день охотятся за сокровищами и, говорят, даже что-то находят.
Но не только пиратами и кладами знаменит Стонингтон. Здесь мелководье начинается за 2 мили от берега. На пути, ведущем к пристаням штата Мичиган, есть немилосердные рифы. Маяки, расположенные в этих местах, стояли на путях миграции различных животных и назывались «птичьими ловушками».
Стонингтон играет важную роль в перелетах бабочек монарх. В сентябре тысячи бабочек собираются на маяке на кратковременный отдых, прежде чем мигрировать дальше. Это невероятное по красоте зрелище.
Маяк мыса Хаттерас
Этот маяк стоит на мысе Хаттерас около Бакстона в США. Построенный в 1870 году, он и по сей день является самым высоким маяком США и крупнейшим кирпичным маяком мира.
Район Атлантического океана напротив мыса Хаттерас отличается исключительно сложными условиями для навигации из-за мелей, изменчивых течений и штормовых ветров. Здесь сталкиваются холодное Лабрадорское течение и Гольфстрим. Этот район именуют «кладбище Атлантики» из-за тысяч затонувших в этих местах судов.
Более 1000 кораблей нашли здесь приют с 1526 года. Один из самых известных — знаменитый броненосец USS Monitor, затонувший 31 декабря 1862 года.
В деревне Хаттерас даже есть музей под названием «Кладбище Атлантики», где можно увидеть обломки судов, утвари, узнать об истории атлантической навигации и судьбах некоторых моряков, погибших близ мыса.
Маяк Айзек-Кей
Маяк на острове Исаака Кея был построен в 1859, и достигает в высоту 46м. Некоторые говорят, в полнолуние с острова слышны странные звуки. Местные старожилы рассказывают о кораблекрушении, произошедшем в конце 19-ого столетия, в котором выжил только один младенец.
История младенца неизвестна, но говорят, что призрак Леди Грэй, обезумевшей матери ребенка, приходит на остров и вопит от горя каждое полнолуние. А 4 августа 1969 на маяке обнаружили пропажу двух смотрителей, которых впоследствии так и не нашли. Многие островитяне верят, что эти две жертвы не единственные пропавшие по непонятным причинам.
Сейчас эти места открыты для посещения, только убраны лестницы с маяка. Заброшенные здания острова Великого Исаака Кея до сих пор привлекают искателей приключений.
Маяк Эйр
Маяк мыса Эйр в Уэльсе начиная с 1776 года обеспечивал прохождение английских судов. В 1840-м его работа была приостановлена, после чего сооружение пережило несколько попыток восстановления, последняя из которых в 1994 году превратила маяк в изящную белую башню с красной головкой-маковкой.
Этот маяк имеет свои тайны и легенду. Она гласит, что вокруг покинутого строения бродит дух человека, умершего от любви.
Владелец маяка, чтобы поддержать культурную традицию, заказал у местной художницы Анджелы Смит семифутовую скульптуру Хранителя. Выполненная из нержавеющей стали, ожившая легенда снабжена многочисленными отверстиями. Проходящий через них ветер играет на теле Хранителя таинственные мелодии.
Как мы видим, порой даже на обычных, скучных маяках происходят довольно невероятные события, а подчас разыгрываются и самые настоящие мистические феерии
О чем символизирует маяк
Маяк – символ морской романтики и приключений, удивительное архитектурное сооружение, указывающее безопасный путь кораблям среди бушующего моря и острых скал. Символика маяка практически не имеет отрицательных значений.
Что означает маяк как символ
Маяк символизирует надежду, выход из трудной ситуации и правильный путь
В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует – и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше – свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.
/И.А. Бунин. На маяке (1903-1904)/
Маяк — символ верного пути и надежды
Само назначение маяка – освещать путь в темноте судам — делает его символом выбора правильного пути, безопасности и надежности. Маяк символизирует служение и помощь в преодолении опасности. Также маяк является символом пристанища, достижения цели и завершения непростого пути.
В духовном аспекте маяк является символом водительства свыше. По аналогии с «путеводной звездой» маяк символизирует надежду движущимся во тьме и ищущим дорогу, а в переносном смысле свой Путь и предназначение. Об этом же говорит и форма сооружения: маяк является одним из видов башни. А башня в свою очередь олицетворяет ось мира, связь земли с небом, восхождение и духовный рост.
Маяк — символ духовного водительства свыше
Маяк – символ мощного света, разгоняющего тьму, помогающего найти верный выход из трудной ситуации. Кстати, эквивалент света, испускаемого фонарями современных маяков, составляет приблизительно 20 миллионов свечей.
Таким образом, маяк является универсальным символом верного направления и в прямом, и в переносном смысле.
Линзы Френеля позволяют светить маяку как 20 миллионов свечей
Маяк – символ стойкости
Маяки, будучи расположены очень близко к морю, а иногда и посреди воды, являются очень крепкими и выносливыми архитектурными сооружениями. Хранители маяков называют маяки, расположенные в открытом море «адом», те, что возведены на островах «чистилищем», а находящиеся на берегу «раем».
Изменчивое море может бешено обрушивать на маяк свои волны, но маяк остается устойчивым и продолжает выполнять свои функции – освещать путь морякам и предупреждать их об опасности. Здесь маяк выступает как символ стойкости, что также перекликается с его значением символа надежды. Ведь пока жива надежда, человек продолжает двигаться вперед, несмотря ни на что. Волны и скалы в данном случае символизируют трудности жизни и превратности судьбы.
Маяк — символ стойкости. Маяк в Назаре, Португалия. Фото Veselin Malinov.
Негативная символика маяка
Как уже говорилось, у маяка практически нет отрицательной символики. Тем не менее, в негативном аспекте маяк означает одиночество, расставание, а также уход от людей и уединенную жизнь и даже отшельничество. Такое значение сформировалось из-за того, что маяки располагаются на отшибе, вдали от городской суеты.
Хотя здесь сложно сказать, насколько это значение отрицательно: некоторым людям проще вести такой уединенный образ жизни, чем находится, например, в светском обществе. В данном контексте одиночество – это не горькое испытание, а необходимая составляющая жизни. В любом случае жизнь смотрителей маяка аскетична, и берут на эту должность не абы кого, а бывших морских офицеров – людей бывалых и стойких.
Иногда маяк символизирует противопоставление себя окружающему миру.
Другие значения маяка
Маяк также может указывать на скрытую внутреннюю жизнь, способность к созерцанию и долгим размышлениям, принятие своей доли и судьбы. Ведь все равно основное значение маяка – это верный путь и надежда. В таком месте человек запросто может себя почувствовать наедине с морем, а море, в свою очередь является символом подсознания и эмоциональной жизни человека. Так что здесь и маяк, и море выступают заодно, давая повод для глубоких раздумий.
Из других значений маяка можно отметить то, что, как и любая башня, маяк – символ фаллический, при чем, активный в силу своего пульсирующего в темноте света.
Иногда маяк может выступать символом вызова прежней жизни. Освещая прошлое, настоящее и будущее, даря надежду, маяк призывает осознать и оставить ненужное и сделать верный выбор для лучшей жизни.
Яркий свет маяка пронзает вечернее небо
И, напоследок, небольшой анекдот:
Заказчик на объекте принимает работу у подрядчика. Тот подводит его к выкопанной шахте диаметром 3 метра и глубиной 50 метров, заглядывают туда, а на дне горит прожектор.
— Это еще что такое?!
— Вот же чертеж! По нему и сделали.
Заказчик (переворачивая чертеж на 180 градусов):
Это же МАЯК. Как говорил Константин Паустовский «маяки — святыни морей».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях!
Что такое маяк строительный. Маяк – это… Этимология, значение, классификация. Самые загадочные маяки мира
ма я к, маяка, муж.
1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.
2. Символ, эмблема надежды (книж., ритор.). Спасительный маяк.
Словарь топонимов Новосокольнического района Псковской области
Частые названия урочищ – высших точек холмов в наших краях. Иногда причиной названия служило то, что там устанавливали геодезический сигнал (Маяк у дд. Сешково Окнийской; Золотково, Олохово Первомайской волостей).
Словарь Военных Терминов
стационарное или плавучее сооружение с известными координатами места установки, оборудованное светооптической системой п предназначенное для определения местоположения корабля н обеспечения безопасности плавания. М. также оснащаются радиотехническими, акустическими н гидроакустическими установками. М. — важная часть навигационного оборудования морского (океанского) ТВД. Кроме общих имеются М. только для кораблей ВМФ (в закрытых районах) ; гидроакустические маяки-ответчики, устанавливаемые на период боевых действий. М. для ориентирования ЛА называется аэромаяком.
Архитектурный словарь
1. Башнеобразное сооружение для ориентировки судов.
2. Светлый кирпичик (прямоугольный либо с ласточкиными хвостами на широких сторонах) из гипса, алебастра, цемента либо стеклянная пластинка, закрепленные строительным раствором на поверхности кладки, пересекая трещину, – для контроля за динамикой разрушающих усилий.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Военно-морской Словарь
средство навигационного оборудования морей, служащее для определения местоположения судна, ориентирования и т. д. Для исключения ошибки каждый маяк имеет характерный вид, окраску, индивидуальный световой сигнал. Кроме маячных огней, маяк оборудуют средствами подачи звуковых сигналов (во время тумана), радиотехническими и гидроакустическими устройствами. Сооружают маяки на берегу или мелководье, иногда устанавливают плавучие. Данные о маяках приводятся в сборниках «Огни и знаки», лоциях и на морских картах. Маяк для обеспечения ориентирования летательных аппаратов называется аэромаяком.
Тюркизмы в русском языке
м башня с сильным источником света для указания пути проходящим судам || устар. условный знак, сигнал. Рос. Целлариус, 1771, 298 маяк, маячу, Нордетет, 1780 маячить; Даль, 2, 310, 311 (на сл. маячить) маяк всякий знак, признак и примета. шест, веха, жердь. ср. Радлов ма]ак (казан, из рус.) маяк, веха (4, 2012). “ср. туркм. майак, тат.-башк. маяк. По мнению одного весьма авторитетного тюрколога, маяк – параллельная форма к туркм. байдак и тюрк. байрак знамя, штандарт. В Поволжье и на Урале маяком называют межевой знак, поставленный на возвышенных местах” (Дмитриев, 1958, 42).
Энциклопедический словарь
сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).
Словарь Ожегова
МАЯК, а, м. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки. Береговой м. Плавучий м. (на якорях).
| уменьш. маячок, чка, м. Проблесковый м. (мигающий световой фонарь на специальных автомашинах).
| прил. маячный, ая, ое. М. смотритель. М. огонь.
Словарь Ефремовой
- м.
- :
- Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов.
- Деревянный столб с фонарем, указывающий переход фарватера от одного берега реки к другому; перевальный знак, веха.
- Светосигнальное устройство, указывающее летчику местоположение аэродрома.
- перен. Кто-л. или что-л., указывающие путь к чему-л., являющиеся символом чего-л. передового, прогрессивного.
- :
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
или ” С.-Петербургский комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития ” . Устав его утвержден в 1903 г., но деятельность его открылась еще в 1900 г. при усердном участии члена американского “Христианского Общества молодых людей”, Джемса Стокса, пожертвовавшего для этой цели 50000 руб. и поручившего ближайшее исполнение его плана в Петербурге Франклину Гэлорду. Председателем комитета состоит Н. С. Таганцев. Цель учреждения — давать молодым людям полезные знания, доставлять им добрых друзей и создавать для них приятную обстановку, охранять их от влияния городских соблазнов. Так как комитет находится в сношениях с такими же заграничными учреждениями, то его члены могут получать рекомендации к любому из этих обществ в Европе, Америке и Азии. Комитет состоит из членов почетных, действительных и сотрудников. Управление делами сосредоточивается в совете “Маяка”. Посетителями могут быть молодые люди мужского пола не моложе 17 лет, изъявившие желание пользоваться устраиваемыми комитетом развлечениями, научными и другими пособиями, лекциями и беседами. При “Маяке” состоят комиссии религиозно-нравственных чтений, библиотечная, литературно-научных собраний, музыкального образования, устройства экскурсий, велосипедистов и финансовая. Вечерние научные курсы по языкам, бухгалтерии и коммерческой арифметике. На вечерних же курсах давались уроки музыки и пения, каллиграфии, гимнастики. По отчету за 1903 — 1904 г. академический год посетителей “Маяка” было 1050; всех литературно-научных собраний было 155. Врачебная помощь членам давалась бесплатно. Итог всех поступлений — 19371, расход — 19695 р.
— высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса. Предостерегательные М. указывают опасные места фарватера. Портовые М. помещаются при входе в порт, на головах портовых молов. Знаменитейший из всех М. древности был М. александрийский, на острове Фаросе, вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для М. вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света. Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. по Р. Х., существовал еще в 1317 г. Не меньшей известностью пользовался в древности маяк Родосский (Родосский колосс). К известнейшим маякам позднейшего времени принадлежит построенный в 1584-1610 г. кордуанский маяк. М. вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии, существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при его постройке, замечателен М. эдистонский (I, фиг. 1), и М. на скале Инч-кап, или Бель-рок (см.). Из современных самым старинным считается М. Коруния, построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавно снабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшим сооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назад ротерзандский М. в устье р. Везер. Днем М. легко распознаются по внешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающей местности. Для возможности же различения М. и в темное время и для предотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимо каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой цели цветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как на больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огней достигается переменами света. Для этого установлено следующее подразделение.
1. Эдистонский маяк. 2. Свинемюнденский маяк. 3. Переменный огонь. 4. Постоянный огонь. 5. Катодиоптрический аппарат.
Постоянный огонь (фиг. 4) показывает непрерывающийся, равномерный, одноцветный свет. Вертящийся — показывает через правильные промежутки времени проблески и затмения попеременно, причем сила света в каждом проблеске сначала увеличивается постепенно до его наибольшей яркости и затем таким же образом уменьшается до его затмения. На некоторых М. проблески соединяются в отдельные группы по два и по три, быстро следующих один за другим, с возрастающей и уменьшающейся яркостью, после чего следует более продолжительное затмение. У вертящихся огней затмения, за небольшими исключениями, более продолжительны, чем проблески. Мерцающий — с весьма частыми проблесками, причем в ясную погоду и на близком расстоянии между проблесками заметен слабый свет. Постоянный с проблесками — представляет постоянный огонь, через правильные промежутки времени прерывающийся одним или несколькими проблесками. Проблески эти или имеют значительно большую яркость, чем постоянный между ними огонь, или же они другого цвета. Проблесковый огонь показывается вдруг в полной силе, виден весьма непродолжительное время и затем таким же образом затмевается, также на непродолжительное время. В настоящее время на русских М. находятся в употреблении следующие проблесковые огни: а) равномерно-проблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся, белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды и последуемый затмением той же продолжительности; б) однопроблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды, последуемый затмением в четыре приблизительно секунды; в) двупроблесковый показывает два правильно повторяющихся и непосредственно один за другим следующих проблеска, последуемых затмением около четырех секунд; г) трехпроблесковый и т. д. Отличием этих последних огней служит уже не продолжительность затмений и проблесков, а число проблесков. Переменный огонь имеет постоянную силу, но цвет огня через правильные промежутки времени из белого переходит в красный или зеленый и обратно — без промежутков затмений. Этот тип употребляется почти исключительно при огнях, освещаемых бензином или газолином и приводящих аппарат в движение посредством подымающегося от них нагретого воздуха, причем цвет огня меняется от 20 до 50 раз в минуту. Перемены света производятся различного рода вращающимися абажюрами. или же вращением самих фонарей (т. I, фиг. 3). Источником света для маячных огней в настоящее время служат большей частью лампы с несколькими концентрическими светильнями, с полным притоком воздуха между ними и полным сгоранием масла, обыкновенно сурепного. Из минеральных масел, которые в последнее время входят в употребление вследствие их дешевизны, применяют бензин и керосин; минеральные масла, однако, портят стекла, которые тускнеют. Такое же влияние имеют китовый жир и спермацет, которые весьма употребительны для маячного освещения в Америке. Для равномерного горения употребляются лампы наподобие аргантовых, с притоком масла сверху, или же масло накачивается в лампу из запасного резервуара с помощью насоса, который приводится в действие часовым механизмом. Газовое освещение удобно лишь в тех случаях, когда М. расположен на берегу вблизи города, в котором имеется газовое освещение (портовые огни). Электрическое освещение стали вводить на многих М. в последнее время, и в этом отношении достигнуты отличные успехи, в особенности во Франции (Ла-Гев и др.). Для освещения М. употребляются две системы аппаратов, отражательная, или катоптрическая, и преломляющая, или диоптрическая, известная также под именем френелевой. Отражательная система представляет в применении к большим М. следующие неудобства: 1) рефлекторы или зеркала поглощают более половины лучей света; 2) медные, посеребренные зеркала скоро тускнеют и 3) прибор имеет значительный вес, вследствие чего трудно устроить часовой механизм достаточной силы для вращения его. Поэтому в настоящее время повсюду отражательные аппараты заменяются френелевыми, в которых сплошные плосковыпуклые стекла заменены ступенчатыми, составленными из отдельных призм. Для собирания же в этой системе лучей света, идущих вверх и вниз, минуя стекла, помещаются сверху и снизу плоские или параболические отражательные зеркала, и тогда получается соединение отражательной системы с диоптрической, которое носит название катодиоптрической системы (фиг. 5). В этой системе Френелем сделано усовершенствование, состоящее в том, что зеркала заменены также призмами, с полным внутренним отражением Самый сильный огонь горит в настоящее время на М. Ла-Гев, близ Гавра. Свет его виден на 50 морских миль [Подробнее об устройстве осветительных маячных аппаратов и о силе освещения ими на расстоянииa, в зависимости от разных обстоятельств см. в статьях Освещение маячное, Ступенчатые стекла, рефракторы и рефлекторы]. Еще более сильный огонь устанавливается теперь французским правительством на мысе Пенмарк, близ Бреста. Для содержания М. и наблюдения за ними во всех государствах существуют особые учреждения. Большая часть M. y берегов наших морей состоит в ведении морского мин. М. на внутренних водных путях, озерах (Ладожском и др.), а также многие огни в портах содержатся министерством путей сообщения. Наши М. зажигаются при захождении и гасятся при восходе солнца. Береговые М. Черного и Азовского морей и большая часть каспийских маяков освещаются круглый год. Большая часть М. Балтийского моря, а также почти все М. Восточного океана освещаются в продолжение всей навигации. М. Белого моря, по причине светлых ночей, освещаются с 20 июля до 1 ноября, за исключением М. жижгинского и соловецкого, которые прекращают освещение 16 ноября. В Финском и Ботническом заливах все малые маячные огни (с переменным огнем), освещаемые нефтяным маслом, горят день и ночь и зажигаются ежегодно со вскрытия фарватеров от льда по 19 мая включительно, затем освещение их прекращается и начинается вновь с 19 июля; некоторые огни — в Аспенских шхерах, у Свеаборга, в Ганге, в Ледзунде и в Мариенхамне — зажигаются 14 июля. Часто при М. находятся спасательные станции и приспособления для подачи туманных сигналов. На всех наших береговых М. во время тумана, метели, вьюги и пасмурности производится двухударный звон колокола, с перерывами не более 3-х минут, наподобие того, как на судах бьют склянки, но интервалы между двумя ударами несколько короче. На плавучих М. производится трехударный звон, или рында, с остановками до 2-х минут. В зависимости от дальности освещения М. и от напряжения огня, М. разделяются на разряды (у нас принято четыре разряда). Система устройства М. зависит от места его установки и цели, для которой М. предназначается. Разряд огня, система аппарата, высота огня над уровнем моря определяются требуемой дальностью освещения и местными условиями. М., устраиваемые в открытом море или на небольших скалах, через которые перекатываются волны, должны быть обеспечены против разрушения волнами. Поэтому маяки эти должны быть особенно тяжелыми, части их должны быть прочно связаны между собой и с основанием. Так как внутри М. необходимо расположить жилое помещение для маячной прислуги, склады для материалов, цистерны для пресной воды и пр., то их необходимо строить в виде толстых башен из тесаного камня, возможно больших размеров, а с притеской их таким образом, чтобы все камни были связаны между собой даже без раствора, представляя как бы нераздельную монолитную массу (т. I, ф. 1 и 2). В береговых М. строение для смотрителя возводится обыкновенно отдельно от башни, которая делается круглой (т. II, ф. 1), четырехугольной (II, ф. 2) или восьмиугольной.
1. Общий тип круглой маячной башни. 2. Маяк Верхне-Дагерортский на острове Даго. 3. Толбухин маяк, у входа на Б. Кронштадтский рейд. 4. Маяк Магнусхольм в устье реки Западная Двина. 5. Маяк Мессарагоцем в Рижском заливе. 6. Маяк Руно на острове того же имени.
При Толбухином М. (II, ф. 3) помещение для смотрителя и маячной прислуги устроено в связи с маячной башней. На фиг. 4 представлен тип чугунной башни. В связи с башней находится чугунная же, внутри обшитая деревом, пристройка, для помещения двух человек маячных служителей. Такого рода башни ставятся на концах дамб или в воротах гаваней. На фиг. 5 и 6 представлены два типа железных башен. В первой из них центральная труба из котельного железа содержит винтовую лестницу. Она поддерживается 8 наружными контрфорсами из таврового железа и несколькими рядами горизонтальных связей из такого же железа. Во втором типе центральная труба из котельного железа, содержащая спиральную лестницу, поддерживается четырьмя железными подпорами, представляющими тонкие трубы, также из котельного железа. Они соединены между собой и с центральным цилиндром несколькими рядами горизонтальных связей. Иногда применяются также деревянные маячные башни, главным образом при неимении средств для постройки каменных и преимущественно на внутренних водных путях (М. Ладожского озера). Описания русских М., по отдельным морям, издаются главным гидрографическим управлением морского министерства. В этих описаниях помещаются: географическое положение каждого М., число, вид и цвет огней, промежуток между проблесками, освещаемое пространство, горизонт огня, цвет М., высота огня и пр. сведения, характеризующие М.
Ср. профессор А. Г. Нюберг, “Курс портовых сооружений” (СПб., 1896); контр-адм. Баженов, “Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы” (СПб., 1884).
А . Таненбаум.
Тайны и секреты самых загадочных маяков мира
О “Чертовой дюжине маяков” написано немало, большей частью приврано, но все же именно маяки, вошедшие в этот рейтинг, со дня своего основания привлекают наибольшее внимание историков, путешественников и искателей приключений всех мастей.
Есть у маяков одна удивительная особенность: тот, кто постоял вблизи хотя бы одного из них, будь он большой и величественный или тощий и полуразрушенный, навсегда заболевает “маячной болезнью”. Иными словами, заражается неистребимым желанием разведать историю маяка и узнать о судьбах тех, кого он спас или погубил (а таких в копилке каждого немало).
Маяк Эйлин-Мор. Пропавшие люди
Любители британской группы Genesis наверняка знают знаменитую песню The Mystery of Flannan Isle Lighthouse. Ну да, это именно о нем — самом таинственном маяке мира. Расположенный на западном побережье Шотландии, на одной из скал Флананнских островов, этот заброшенный маяк известен загадочным исчезновением трех смотрителей в декабре 1900 года. А история такова.
- 11 поводов влюбиться в Данию(2) 23.06.2016
- Видео: Огромные волны накрывают 23-метровый маяк(4) 23.11.2016
По установленному распорядку маяк должны обслуживать три смотрителя. Еще один смотритель находился на берегу, на станции Бресклит, и сменял одного из дежурных при каждом рейсе на острова.
Первый тревожный сигнал поступил 15 декабря 1900 года. Пароход “Арктор”, следовавший из Филадельфии в Лит, сообщил, что сигнала с маяка не поступает. Но каких-либо срочных мер предпринято не было. Судно “Гесперус”, обслуживающее маяк, прибыло на остров только 26 декабря в полдень.
Высадившись на острове, команда и смотритель-сменщик Джозеф Мор сразу же столкнулись со странными фактами. На причале виднелся голый флагшток, отсутствовали пустые коробки, предназначенные для выгрузки провианта, а самое главное — никто их не встречал. Капитан подал звуковой сигнал, но никто из смотрителей по-прежнему не появился.
Джозеф Мор обнаружил, что ворота маяка, а также все двери были заперты. Открыв их, он увидел, что кровати смотрителей не застелены, а часы остановились. Поиски еще больше запутали Мора. Лампы маяка оказались прочищены и заправлены топливом. Все водонепроницаемые плащи были на месте. Учитывая плохую погоду, вряд ли кто-то из смотрителей отважился бы покидать маяк без них. Единственным признаком беспорядка был перевернутый кухонный стол. Никаких вещей или знаков, указывающих на следы трех смотрителей, не было.
Шотландские власти провели официальное расследование, заключение которого было весьма прозаическим: всех трех смотрителей смыла внезапная волна. Но многократные поздние пересмотры дела давали иные интерпретации. До сих пор об этой истории спорят и реалисты, и мистики. Уфологи, например, настаивают на версии похищения пришельцами. Эта идея стала основой одного из эпизодов сериала “Доктор Кто” (Horror of Fang Rock).
Загадка Элен-Мор легла в основу баллады Уилсона Гибсона “Фланнанские острова”, романа Анжелы Элиотт Some Strange Scent of Death и даже компьютерной игры Джонатана Боакса Dark Fall 2 — Lights Ou.
Маяк Айзек-Кей. Пристанище привидений
Загадка Багамских островов — маяк, построенный на острове Грейт-Айзек-Кей в 1859-м.
Поначалу маяк не привлекал особого внимания. Правда, он иногда самовольно выключался в совершенно неподходящий момент, что обычно списывали на технические неполадки и особого внимания этому не придавали. В конце XIX столетия неподалеку от острова произошло кораблекрушение, в котором выжил только один младенец. По слухам, погибшая мать ребенка леди Грэй приходит на остров, стонет от горя и разлуки с выжившим чадом каждое полнолуние и зовет его к себе, в морскую пучину.
Затем в августе 1969 года пропали два смотрителя. Все их личные вещи остались нетронутыми, как и при загадочном исчезновении на маяке Элен-Мор в Шотландии.
Смотрителей так и не нашли, но, возможно, причина их исчезновения не такая уж таинственная. О том, что остров пуст, стало известно 4 августа 1969 года. По отчетам выяснилось, что 1 и 2 августа над Багамским архипелагом как раз проходил ураган “Анна”. Он бушевал и в районе острова Грейт-Айзек-Кей.
Сейчас эти места открыты для посещения, только подняться на маяк нельзя — сняты все лестницы. Заброшенные здания острова до сих пор привлекают искателей приключений и мистиков со всех континентов. Кстати, поговаривают, туристы тоже там иногда пропадают.
Маяк полуострова Стонингтон. Пираты и бабочки
В США, близ южного расширения Ниагарского обрыва, есть знаменитый полуостров Стонингтон. Знаменит он тем, что там скрывались пираты и, по легенде, прятали клад в бухте рядом с маяком. Смельчаки-ныряльщики и по сей день охотятся за сокровищами и, говорят, даже что-то находят.
Но не только пиратами и кладами знаменит Стонингтон. Здесь мелководье начинается за 2 мили от берега. На пути, ведущем к пристаням штата Мичиган, есть немилосердные рифы. Маяки, расположенные в этих местах, стояли на путях миграции различных животных и назывались “птичьими ловушками”.
Стонингтон играет важную роль в перелетах бабочек монарх. В сентябре тысячи бабочек собираются на маяке на кратковременный отдых, прежде чем мигрировать дальше. Это невероятное по красоте зрелище.
Маяк мыса Хаттерас. Кладбище Атлантики
Этот американский маяк стоит на мысе Хаттерас около Бакстона, что в Северной Каролине. Построенный в 1870 году, он и по сей день является самым высоким маяком США и крупнейшим кирпичным маяком мира. Район Атлантического океана напротив мыса отличается исключительно сложными условиями для навигации из-за мелей, изменчивых течений и штормовых ветров. Здесь сталкиваются холодное Лабрадорское течение и Гольфстрим. Этот район именуют “кладбищем Атлантики”. Такое название ему дал Александр Гамильтон, первый министр финансов США.
Сложные погодные условия, сильные переменчивые течения и трудности навигации, особенно в районе отмелей Даймонд, привели к большому количеству кораблекрушений и бесчисленным человеческим жертвам в этих местах. Более 1000 кораблей нашли здесь приют с 1526 года. Один из самых известных — знаменитый броненосец USS Monitor, затонувший 31 декабря 1862 года.
В деревне Хаттерас даже есть музей под названием “Кладбище Атлантики”, где можно увидеть обломки судов, утвари, узнать об истории атлантической навигации и судьбах некоторых моряков, погибших близ мыса.
Маяк Эйр. Смерть от любви
Маяк мыса Эйр в Уэльсе обеспечивал прохождение английских судов начиная с 1776 года. В 1840-м его работа была приостановлена, после чего сооружение пережило несколько попыток восстановления, последняя из которых в 1994 году превратила маяк в изящную белую башню с красной головкой-маковкой.
Местные легенды гласят, что вокруг покинутого строения бродит дух человека, умершего от любви. Владелец маяка, чтобы поддержать культурную традицию, заказал у местной художницы Анджелы Смит семифутовую скульптуру Хранителя. Выполненная из нержавеющей стали, ожившая легенда снабжена многочисленными отверстиями. Проходящий через них ветер играет на теле Хранителя таинственные мелодии.
Интересные факты о маяках
— Слово “минарет” происходит от арабского “манара”, что значит “маяк”. Одна из немногих церквей-маяков, действующая до сих пор, — Вознесенская церковь, которая была сооружена в 1862 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова.
— Статуя Свободы с 1886 по 1902 год использовалась как маяк.
— Самый высокий 106-метровый маяк в виде стальной башни установлен в Иокогаме (Япония).
— Самый древний из ныне действующих маяков, построенный еще во времена римского императора Траяна (II век н. э.), находится в испанском городе Ла-Корунья.