Требования к основанию под тротуарную плитку и порядок его обустройства
Чтобы дорожка прослужила как можно дольше, основание под тротуарную плитку требуется подготовить. От этого зависит ровность полотна и нагрузка, которую выдержит основа. Пирог, устраиваемый под тротуарную плитку, различен. Чтобы не допустить ошибок при работе, стоит детально рассмотреть существующие виды основания и порядок их укладки.
Основу следует готовить правильно
Требования к основанию
Подушка под тротуарную плитку должна отвечать ряду требований, чтобы результат радовал длительное время:
- Дренаж. Отвод воды не допустит, чтобы материал дорожки разрушался;
- Гидроизоляция. Укладка специальной подложки поможет избежать излишнего накопления влаги;
- Водосток. Устройство уклона или специальной стоковой канавки гарантирует оперативный отвод большого количества воды при выпадении обильных осадков;
- Ровность поверхности. Перед укладкой тротуарной плитки требуется обеспечить максимальное выравнивание базовой поверхности. В таком случае все элементы можно выложить на площадку с минимальным зазором;
- Устойчивость. Основание должно предотвращать смещение отдельных элементов под воздействием эксплуатационной нагрузки;
- Углубление. Подготовка основания под тротуарную плитку предполагает выкапывание ямы, позволяющей смонтировать дренажную систему и углубить саму дорожку.
Многих волнует вопрос о том, может ли плитка укладываться на старое покрытие? Здесь однозначного ответа нет. Если для отделки использовалась плитка или асфальт, стоит обязательно оценить их состояние.
Основание под укладку тротуарной плитки должно быть ровным
Совет! Если есть риск проседания земли, стоит обязательно выполнить весь необходимый комплекс работ, удалив старый настил.
Если внешний вид отделочного материала плачевный, а основание изначально выполнено качественно и отвечает перечисленным выше требования, плитку можно уложить сверху. Однако в этом случае стоит обязательно учесть, что уровень полотна станет выше. Как следствие, придется дополнительно оформить прилегающую территорию.
Укладка на бетон
Возможные варианты
Основа под тротуарную плитку бывает разной. Ее устройство зависит от выбранной технологии и используемых материалов. К числу наиболее распространенных стоит отнести:
- Песок. Плитку укладывают прямо на песчаный слой, отказавшись от использования вспомогательных материалов. Для предотвращения смещения элементов друг относительно друга под воздействием эксплуатационной нагрузки дополнительно устанавливают бордюры. Метод используется при выполнении работ во дворе. Подходит для брусчатки большой толщины, которая будет воспринимать эксплуатационную нагрузку;
Песчаная основа
- Песчано-цементная смесь. Для ее устройства используется сухой цемент, который равномерным слоем рассыпают по слою песка. Последующая поливка подушки большим количеством воды способствует схватыванию смеси. Это подходящее решение для плитки средней толщины;
- Раствор. Для формирования прочной основы готовится жидкий раствор, который равномерно распределяется по поверхности. Бетонное основание под брусчатку выдерживает большую эксплуатационную нагрузку.
Монтаж на песчано-цементную смесь
Внимание! При разных прочностных характеристиках, такие опорные поверхности формируются в результате выполнения схожих действий.
Этапы устройства
Устройство основания под тротуарную плитку выполняется в несколько этапов. В этом случае последовательно формируется «пирог» из слоев, каждый из которых выполняет свою функцию. При этом важно знать, как правильно уложить каждый слой.
Классический «пирог»
Земляные работы
Первоначально готовится траншея. Для этого вынимается грунт, верхний слой которого в большинстве случаев рыхлый, а потому не способен выдержать значительную эксплуатационную нагрузку и вес уложенного отделочного материала.
Количество вынимаемого грунта зависит от планируемого результата. В итоге тротуарная плитка должна оказаться ниже прилегающей территории на 2-4 см. Для этого стоит вынуть достаточное количество земли, чтобы глубина сформированной траншеи получилась минимум 20 см. Если выполняется подготовка площадки для транспорта, рекомендуется увеличить глубину еще на 8 – 10 см.
Выбрав землю, дно траншеи утрамбовывают. Работу выполняют с помощью специального оборудования, обеспечивающего достаточную степень уплотнения.
Дренажная подушка
На утрамбованное дно засыпают слой песка толщиной минимум 5 см. Песчаный слой выравнивают, обильно проливают водой, а затем утрамбовывают. Если нет необходимого оборудования, можно подождать. В этом случае смоченный песок утрамбуется самостоятельно.
Следующим слоем будет щебень. Предпочтение стоит отдать средней фракции. Использование крупного материала не позволит обеспечить плотное прилегание частиц. Со временем слой начнет проседать. Это приведет к потере основанием первоначальной формы. От использования мелкой фракции тоже стоит отказаться. Располагаясь слишком близко друг к другу, частички уменьшат дренажные свойства прослойки. Выровнять сформированный щебневый слой можно с помощью песка. Насыпав нужное количество, основу проливают водой и трамбуют.
Внимание! Конечная толщина слоя, обеспечивающего дренаж, составляет 15 см. Это две трети суммарной толщины.
Гидроизоляция основы
Подготовка к укладке тротуарной плитки предполагает формирование гидроизоляционного слоя, который располагается над дренажом. В этом случае удастся предотвратить поступление влаги к верхнему несущему слою.
Внимание! Предпочтительно использовать геотекстиль, у этого материала превосходные эксплуатационные свойства.
Такой гидроизоляционный материал:
- не гниет, находясь длительное время в воде;
- не разлагается даже после длительного периода эксплуатации;
- обладает высокими прочностными характеристиками;
- способен обеспечить надежную защиту от воды.
Геотекстиль востребован
Если нет геотекстиля, можно воспользоваться полиэтиленовой пленкой. Для этого гидроизоляционный материал стоит сложить вдвое.
Совет! Чтобы отвод влаги был эффективным, гидроизоляцию устраивают с небольшим уклоном. О его формировании надо позаботиться еще на этапе устройства дренажа.
Формирование несущего слоя
Подготовка определяется типом основания под брусчатку. До начала подготовки стоит узнать, для чего оно предназначено.
При устройстве песчаного основания на подготовленный пирог засыпается просеянный речной песок. Толщина такой прослойки составляет минимум 7 см. Последовательно насыпают слои толщиной не более 3 см, обильно проливая их водой и трамбуя.
Внимание! Толщина песчаного слоя должна позволять плитке частично погрузиться внутрь.
Чтобы добиться качественного трамбования, стоит воспользоваться строительной вибромашиной. Если ее нет, рекомендуется поверхность активно поливать водой.
Внимание! Поверхность выравнивают с помощью правила.
Если интересует, как сделать прочное основание, отметим, что для этого потребуется сухая песчано-цементная смесь, состоящая из одной части цемента и трех частей песка. Согласно СНиП, такое основание должно формироваться в солнечный день, непосредственно перед монтажом плиточного покрытия.
Бетонное основание востребовано при монтаже тонкой плитки на клеевой состав. Работы выполняются в такой последовательности:
- Монтаж опалубки, которая подобна той, что требуется фундаменту;
- Армирование, повышающее прочностные характеристики основы. При этом обязательно учитывают требования СНиП. Схема расположения армирующих элементов должна быть такой, чтобы выдержать эксплуатационную нагрузку;
- Установка маяков. Их на почве стоит располагать так, чтобы было удобно контролировать плоскостность основы;
- Заливка бетона, свойства которого тоже должны отвечать требованиям СНиП и других нормативных документов.
После подготовки основания укладывают отделочный материал. Располагают плитку в соответствии с выбранной раскладкой. Можно использовать элементы одного цвета и сразу нескольких.
Подготовка основания для укладки тротуарной плитки – ответственный этап, на который стоит обратить пристальное внимание. От качества выполнения работ зависит срок службы дорожки. При выборе подходящего варианта следует учитывать эксплуатационную нагрузку, которую будет испытывать дорожка при эксплуатации, требования нормативных документов и СНиП. Если это будет тротуар, можно обойтись песчаной подсыпкой. Если же облагораживается подъезд, по которому будет двигаться транспорт, следует выполнить заливку бетонного раствора.
Подготовка основания для укладки тротуарной плитки
Чтобы качественно уложить тротуарную плитку, необходимо должным образом выровнять основание под дорожное покрытие. От того, как подготовлена площадка, будет зависеть срок службы плитки и итоговый результат работы по обустройству тротуара.
Какое должно быть основание под брусчатку
Подготовка площадки для монтажа тротуарной плитки требует соблюдения ряда условий. Базовыми требованиями к основанию являются:
- устройство дренажной подушки для отведения скапливающейся влаги и предупреждения разрушения элементов мощения;
- укладка гидроизолирующего слоя для предотвращения скапливания излишков воды;
- обустройство водосточной системы, а также стоковых каналов с учетом уклона местности.
Основание должно быть ровным, чтобы обеспечивать надежную укладку плиточного покрытия.
Обязательно наличие углубления для организации дренажа и предотвращения движения форменных элементов брусчатки в случае проседания грунта.
Многих людей интересует вопрос: «Можно ли класть тротуарную плитку на старое покрытие?» Такая возможность зависит от двух аспектов: состояния непосредственно покрытия и его базы. Если плиточный слой или асфальт не размыт водой, ровный и без просадки, мощение осуществляют без удаления имеющегося покрытия. В иных случаях старую плитку разбирают и начинают работу с нуля.
Как подготовить основу для укладки
Материалы и инструменты
Перед земляными работами необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:
- форменные элементы мощения , бордюры;
- штыри или колья из металла или дерева;
- горизонтальный уровень;
- шланг с рассекателем или обыкновенную лейку для увлажнения подстилающего слоя и основания;
- уголок из металла, швеллер , а также грабли для разравнивания присыпанной площадки;
- веник.
Чтобы разметить участок, понадобится бечевка, садовая лопата для удаления верхнего слоя грунта и обустройства траншеи.
Как подготовить основание
Подготовка площадки заключается в снятии почвенного слоя таким образом, чтобы конечное расположение верхнего уровня поверхности основания находилось наравне с кромкой прилегающего грунта.
Глубина снимаемой земли должна быть такой, чтобы поверхность подготовленной площадки была ниже на 2-4 сантиметра по сравнению с прилегающей территорией.
После завершения земляных работ, дно траншеи нужно как следует утрамбовать. Если сверху расположена плодородная земля, то почву лучше не рассыпать около будущего тротуара, а вывезти на клумбы.
Стабилизация и подготовка грунта
Если почвенный слой достаточно ровный, работы по стабилизации заключаются в выкорчевывании растительности, засыпке ям и утрамбовке. Если на площадке есть большие неровности, для их устранения пользуются строительной техникой — бульдозером, экскаватором или скрепером. Чтобы проверить, насколько ровная площадка, применяют современные контрольно-измерительные приборы: например, лазерный уровень (нивелир).
Следующий этап — подготовка основания под мощение тротуарной плитки. На данной стадии проводят обустройство дренажной подушки. Последовательность работы:
- засыпать песок на дно траншеи;
- утрамбовать, поливая его из лейки или из шланга, разровнять;
- насыпать гравий средней фракции;
- сверху добавить песок для выравнивания слоя из щебня, полить его водой , утрамбовать.
Толщина дренажа составляет 2/3 от общей толщины основы и равна 14-15 сантиметрам.
После укладки дренажа проводят гидроизоляцию. На поверхности расстилают материал, который препятствует проникновению воды к верхнему слою.
Лучшим гидроизоляционным материалом считается геотекстиль. Он характеризуется повышенной прочностью и надежной защитой от влаги. Материал не разлагается и не гниет.
Альтернативный вариант гидроизоляции — укладка полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.
Для повышения эффективности отвода влаги гидроизоляционный слой должен иметь небольшой уклон. Этот факт учитывают на стадии обустройства дренажа.
Виды подстилающих слоев и их обустройство
Подстилающий слой представляет собой многослойный «пирог», для укладки которого используют различные сыпучие и каменные материалы. Он выполняет следующие функции:
- защищает элементы мощения от разрушения зимой вследствие движения почвы;
- зрительно выравнивает мелкие недостатки на поверхности.
Чтобы выбрать оптимальную технологию организации подстилающего слоя, учитывают условия эксплуатации плитки и тротуарной дорожки в общем.
Когда брусчатка используется для движения пешеходов, применяют песчаную подушку. Если по площадке будет проходить легковой и грузовой автотранспорт, желательно класть плитку на монолитное основание.
Гарцовка
Если тротуар имеет незначительный уклон, плитку монтируют на гарцовку (строительную сухую смесь). Применение данного состава позволит добиться надежного скрепления элементов мощения с основой.
Сухая укладочная смесь представляет собой цементно-песчаную или известково-песчаную массу, смешанную в разных консистенциях.
Особенности укладки гарцовки под плитку:
- состав насыпают на готовое основание в сухом виде;
- уплотняют и выравнивают по всей площади с помощью виброплит или трамбовок;
- перед монтажом плитки поверхность подушки немного увлажняют для повышения качества сцепления и вязкости.
Гарцовочный слой подойдет при обустройстве пешеходных дорожек с минимальной механической нагрузкой.
Песок
Устройство песчаной подушки обеспечит тротуарной плитке неподвижность по горизонтали и по вертикали. Слой песка должен быть 8-10 см. При малых нагрузках на тротуар достаточно 5 см. Песок утрамбовывают и выравнивают брусом или штукатурным правилом.
Чтобы поверхность песка получилась ровной, вдоль дорожки устанавливают маяки в произвольном количестве.
Песок можно увлажнить для повышения качества уплотнения. Это также обеспечит влагостойкость и долговечность плитки. Мощение дорожки осуществляют на сухой песчаной подушке.
Отсев
Отсев — это сыпучий материал, полученный при переработке природного камня. В отличие от песка, такой состав характеризуется меньшей усадкой.
Отсев можно насыпать поверх дренажа из щебня. Каждый подстилающий слой должен составлять 10 см. Утрамбовку проводят до тех пор, пока на поверхности перестанут оставаться следы от обуви.
Внимание! Общий слой отсева не должен быть более 20 см.
Чтобы выровнять подушку под тротуарную плитку, пользуются разными способами:
- металлическими направляющими;
- правилом с вырезными пазами;
- деревянными маяками.
Монтаж плитки на отсев — экономичный вариант по сравнению с другими методами.
Монолитное основание
Сущность технологии состоит в формировании платформы из монолита, устойчивой к проблемной почве. Такая база поможет равномерно распределить нагрузки на брусчатку.
Монтаж плитки на основание из монолита считается самым затратным способом. Технология применяется для обустройства дорожек, которые будут эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок.
Монолитное основание подразумевает два варианта:
- Монтаж элементов мощения на асфальт. Целесообразно, когда асфальтное покрытие износилось, но демонтаж не проводится. Изношенные фрагменты удаляют и заливают бетоном. Ямки тоже заполняют бетонным раствором, а далее приступают к обустройству брусчатки.
- Кладка тротуарной плитки на бетон. Бетонную подушку обустраивают сверху арматурного сетчатого каркаса. Размер ячеек 10 на 10 см. Технология востребована при укладке плиточного покрытия при нестабильных грунтах и в местах с повышенными механическими нагрузками.
Таким образом, выравнивание площадки под кладку тротуарной плитки — важный этап при обустройстве дорожки. Подготовка основания начинается с земляных работ. Осуществляется обустройство дренажа, гидроизоляции, стабилизация грунта. Чтобы обеспечить брусчатке устойчивость, укладывают несущий слой. В зависимости от условий эксплуатации тротуара, в качестве подстилающего слоя выбирают песчаную подушку, гарцовку, отсев или монолитное основание.
Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку
Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.
Подготовительные земляные работы
Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:
- песчаное покрытие;
- песчано-цементное;
- бетонное.
Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.
Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.
Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.
Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:
- площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
- если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.
В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.
Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.
На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.
После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.
Дренажная подушка из гравия
Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.
Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.
Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.
Гидроизоляция основы
Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.
Преимущества такого материала:
- неподверженность гниению, разложению;
- длительный период службы;
- высокая прочность.
Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.
Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.
Песчаная подушка
Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.
Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.
Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.
Песчано-цементное основание
Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.
Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.
Бетонное основание
Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.
Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.
Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.
Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.
Опалубка
Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.
При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.
Армирование
На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.
Маяки
Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.
Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).
Заливка бетона
Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.
Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.
Подготовка основания для укладки тротуарной плитки
Аналогично фундаменту здания основание под тротуарную плитку служит той базой, надежность исполнения которой определяет многое — долговечность, устойчивость, целостность удерживаемой на себе конструктивной части. В данном случае речь идет о тротуарном покрытии.
Неровность кладки плитки создает немало неудобств, не считая испорченный внешний вид. Выемки, провалы, бугорки и другие погрешности выступают ярким примером того, что основание было сделано некачественно, с нарушением технологического процесса. Поэтому устройство основания под тротуарную плитку требует внимательности, знания азов всего процесса и намерения выполнить работу аккуратно. Большинство хозяев даже не пытаются сделать основу под тротуарную плитку своими руками, спеша сразу же пригласить бригаду отделочников. Хотя это несложно выполнить самостоятельно, если знать, как.
О чем эта статья
Подготовка материалов для подушки
Дорожки или площадки на придомовой или приусадебной территории затем и создают, чтобы обеспечить возможность комфортно передвигаться по устойчивому, лишенному травянистой поросли и грязи покрытию. Грамотно организованная подготовка основания для укладки тротуарной плитки является тем секретом, который обеспечивает создание ровного и долговечного покрытия. Прежде чем начать изготавливать основание под брусчатку, следует четко определиться с вариантом строительного материала. Именно он будет служить в качестве так называемой подушки для будущей кладки пешеходного покрытия. Для чего обычно привлекают такие компоненты, как:
- цемент и песок;
- отсев;
- галька, гравий;
- щебень, шлак.
Обоснование выбора гравийно — песчано-цементной основы
Бетонная основа под тротуарную плитку выступает не чем иным, как однородно залитая цементным составом почва, верх которой закрывает плиточный материал. К бетонированию подушки прибегают в таких ситуациях, когда нужно обеспечить покрытию повышенную стрессоустойчивость против сильных нагрузок от техники и транспорта. На бетонной подушке гораздо легче выравнивать элементы по уровню. Раствор при застывании на дает усадки, а также нивелирует все погрешности грунта, такие как проседания, провалы, возникающие из-за слабой трамбовки.
Подобный тип основания редко находит применение вследствие проблематичности создания устройств отведения влаги. Бетонный слой не дает воде двигаться глубоко внутрь грунта, чего нельзя сказать про гравийно-песчаную подушку. В итоге влага собирается в промежутках между слоями, в порах и щелях. Когда наступает сильный мороз, вода расширяется и может деформировать покрытие, образуя на нем расколы и трещины. В связи с чем для подобного рода пешеходных дорожек создаются некоторые приспособления для водоотведения — ливневки, влагоприемники и пр. В таких способах отведения влаги не нуждаются гравийно-песчаный и цементный слои. И это несмотря на то, что технологически их выполнить гораздо проще и менее затратно. Чем и объясняется целесообразность обустройства именно данного варианта подушки.
Устройство площадки под тротуар
Самое первое, что предусматривает подготовка основания под тротуарную плитку — это приготовление площадки для последующих работ. Грунт является той базой, на которой будет организована вся совокупность слоев покрытия. Именно эта база представляется наиболее опасным местом, обеспечивающим уйму сложностей. Нередко деформация кладки тротуарной плитки происходит вследствие проседания грунта. По этой причине первыми начинают мероприятия по повышению прочностных характеристик земляной поверхности.
Для чего устраняют весь мусор, скашивают всю зеленую поросль. Затем производят трамбовку намеченной территории с периодическим поливанием ее водой. Почвенная поверхность должна уплотниться и выровняться. Именно эти качества грунта будут отвечать за устойчивость основы. Для придания ей ровности почву анализируют на наличие бугристости и углублений. Первые подрезают лопатой, вторые заполняют щебнем, шлаком либо грунтом.
Далее подготовка к укладке тротуарной плитки предполагает нанесение на рабочей площадке разметки и постановку направляющих маячков, именуемых «красными метками». Эти метки — нити шпагата, привязанные между вбитых в землю кольев. Выбрав соответствующий уровень тротуарной высоты, нить прикрепляют согласно этому будущему уровню возвышения тротуара. При планировании постановки водоприемников, принимают во внимание угол наклона в несколько градусов. Красные метки способствуют максимально ровному выкладыванию плит.
Одновременно расставляют укрепляющие бордюры по сторонам площадки. Сделать это не запрещается и после обустройства основополагающего слоя, для чего потребуется сооружение и установка опалубочных устройств, предохраняющих от осыпания грунта.
Оптимальная высота бордюра — 50 см. При этом набор шагов следующий.
- Отрывают траншею глубиной в 30 см;
- На дно настилают слой щебня (порядка 10 см);
- Поверх него укладывают слой цемента — толщина 2 см;
- В углубление монтируют бордюрные плиты. Для качественного водоотведения бордюр ставят так, чтобы своим краем он не доставал уровня поверхности брусчатки.
Обустройство базового слоя
Устраиваемая подушка под тротуарную плитку может принимать разную внутреннюю структуру. Варианты применяемых материалов и количества прослоек при этом делают различными. Однако формирование двух базовых пластов обязательно для исполнения. Таковыми выступают фундаментальный и поверхностный слои.
Первый слой под плитку изготавливают для придания ровности поверхности, устранения ее кривизны. Тут уместен выбор двух противоположных типов материалов — гравия либо бетона. Заливка из бетона больше подходит для участков, где восприятие нагрузок повышено (для дорог, например). Гравийную же посыпку нередко используют для тротуаров. В некоторых случаях выбирают сочетание двух материалов.
При выборе гравия важно учитывать, что насыпка из него требует тщательного трамбования. В высоту прослойка может составлять от 15 см и выше. Величина эта достаточно значительная, потому и процедура уплотнения материала довольно трудоемкая. В связи с чем рекомендовано укладывать гравийную подушку тонкими слоями в несколько заходов, последовательно трамбуя каждый слой.
Очень действенным является привлечение специального дорожно-строительного механизма — виброплиты, которое предназначено для придания плотности сыпучим материалам. За отсутствием такого специализированного устройства можно пользоваться ручной трамбовкой, что намного хуже первого варианта.
Поверхностный слой основания для тротуарной плитки создается из песка или же цементно-песчаной гарцовки. Песок может быть выбран, если фундаментальный слой был выполнен максимально качественно с сильной утрамбовкой гравия. Для других ситуаций приготавливают гарцовочный состав. Для чего соединяют цемент марки М 400 и очищенный песок в пропорции 1 к 5, пользуясь при этом бетоносмесителем.
Прослойка из гарцовки выполняет роль корректирующей подушки для тротуарной плитки, величина ее толщины может составлять 5-10 см.
Рекомендации при использовании бетона
При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.
Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.
Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.
Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.
Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.
Как проводится подготовка основания под тротуарную плитку
Среди существующих видов дорожного покрытия брусчатка является наиболее популярным вариантом. Ее используют для обустройства небольших участков местности — площадок, дорожек и тропинок. Практичным решением является мощение основания в беседках, гаражах и под навесами. Необходимым условием получения качественного результата является правильная подготовка основания под тротуарную плитку. От полноты выполнения данного этапа зависит презентабельность, прочность и срок эксплуатации сооружения.
Виды оснований и требования к ним
Для проведения мощения цементными, каменными или полимерными блоками могут изготавливаться такие основания:
- Песок или мелкий отсев. Плитка укладывается непосредственно на подушку, толщина которой может составлять 20 см.
- Смесь цемента и песка. Для дополнительного укрепления снизу может добавляться слой щебня.
- Бетон. Блоки приклеиваются на предварительно изготовленную плиту.
К основаниям предъявляются следующие требования:
- ровная поверхность;
- прочность и устойчивость;
- долговечность;
- гидроизоляция от грунтовых вод;
- наличие дренажа;
- заглубление в грунт.
Рассмотрим этапы подготовки и проведения мощения.
Расчет материалов
Чтобы создать надежное основание для тротуарной плитки, потребуются инструменты:
- рулетка;
- уровень;
- киянка;
- болгарка;
- молоток;
- шпатель;
- грабли;
- штыковая лопата;
- бетономешалка;
- ручная или механическая трамбовка.
Расчет сыпучих материалов проводится по математическим формулам вычисления объема. Полученное число умножается на показатель удельного веса. Арматура приобретается из расчета сборки из прутов решетки с ячеей 20 см. Количество бордюров определяется путем деления периметра на длину одного блока. Для заливки плиты делается бетон марки М200. Раствор делается из цемента, песка, щебня и воды в соотношении 1:3:3:2.
Дополнительно потребуются такие материалы:
- полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
- геотекстильное полотно для предотвращения вымывания почвы и прорастания травы;
- маяки для корректировки уровня поверхности;
- шнур и колья для проведения трассировки.
Приобретать материал следует с запасом 10-15 % из расчета на потери при транспортировке, хранении и ошибки во время работы.
Земляные работы
В первую очередь составляется схема сооружения. Осуществляется привязка к местности и элементам ландшафта.
После этого выполняются такие действия:
- Проводится трассировка. Измеряются все стороны, проверяется соответствие длины диагоналей.
- Снимается верхний слой грунта. Глубина канавы делается такой, чтобы финишная поверхность была вровень с грунтом или возвышалась над ним на 1-2 см. В противном случае на дорожке будет скапливаться вода.
- Дно траншеи очищается от корней растений и крупных камней. Проводится ее выравнивание с использованием уровня и лопаты.
- Грунт трамбуется до достижения твердого состояния. Если земля рыхлая, то в нее рекомендуется добавить крупный щебень для связывания.
- На дно укладывается геотекстильное полотно. Укладка осуществляется так, чтобы куски материала накладывались друг на друга на 10-12 см. После этого стыки проклеиваются скотчем.
Выбранную почву следует сразу убрать с рабочей площадки. В зависимости от степени плодородности земля выносится на огород или используется для засыпки ям.
Дренажная подушка из гравия
После выкапывания канавы на ее дно насыпается слой просеянного песка толщиной до 6 см. Материал выравнивается и поливается водой. Подсыпка песка осуществляется по мере его уплотнения. Задача подушки под тротуарную плитку состоит в связывании камней, которые будут на нее укладываться.
Для создания дренажной подушки следует использовать щебень средней фракции. Мелкие камни создадут плотную субстанцию, через которую не сможет просачиваться влага. Крупные фрагменты со временем меняют положение и уплотняются. Это приводит к деформации поверхности площадок и дорожек.
Щебень насыпается слоем 10-15 см, тщательно выравнивается и трамбуется. Для окончательной фиксации положения камней в пространстве они засыпаются сухим песком. Засыпка заливается водой, которая способствует проникновению песка вглубь дренажного уровня. После того как песок перестанет проникать в кладку, добавляется еще 2 см материала, который смачивается и выравнивается.
Гидроизоляция основы
После обустройства дренажа осуществляется его гидроизоляция. Данное мероприятие предназначено для создания защиты последующих уровней от грунтовой влаги. Целесообразно использовать один сплошной кусок материала, так как со временем стыки расходятся и начинают пропускать воду. Если готовится основание для площадки, то полосы сшиваются на швейной машинке и с обеих сторон оклеиваются алюминиевым скотчем.
Оптимальным выбором для проведения гидроизоляции является плотный целлофан, продающийся в рулонах. Материал прочный, гибкий и эластичный. Он не подвержен гниению и разложению. При этом полимер не выделяет вредных веществ в окружающую среду.
Для увеличения прочности целесообразно его сложить вдвое. Края выводятся наружу, чтобы обеспечить полную герметичность. Сразу после укладки полиэтилена его нужно присыпать песком для предотвращения сдувания ветром и повреждения острыми предметами.
Три вида оснований
Для строительства площадок и дорожек обустраиваются 3 вида оснований, отличающихся в технических решениях, материальных затратах, прочности и долговечности. Выбор определяется толщиной и материалом изготовления плиток, типом почвы, уровнем подъема грунтовых вод и финансовыми возможностями владельцев участка.
Так, песчаная подушка применяется для укладки больших и толстых блоков, обладающих высокой несущей способностью. Для строительства из блоков средней толщины целесообразно использовать цементно-песчаную смесь, которая принимает на себя вес людей и транспортных средств. Железобетонная плита изготавливается в качестве основания для тонких плиток или при проведении работ на неустойчивом, болотистом и пучинистом грунте. Фрагменты наклеиваются на фундамент с помощью цементного раствора или полимерного клея.
Подушка под тротуарную плитку
Основание обустраивается поверх укрепленного и изолированного от влаги дренажа. Если имеется выбор, целесообразно остановить его на просеянном и промытом речном песке. Этот материал состоит из мелких фрагментов, которые сохраняют форму лучше , чем карьерные и морские аналоги.
Для надежной устойчивости брусчатки целесообразно делать несущий слой толщиной не менее 8 см. При укладке блоки будут погружаться в песок. В зависимости от выбранного материала этот показатель составляет 3-5 см. Необходимо его учитывать, чтобы обеспечить возвышение дорожки над землей.
Засыпку материала следует проводить поэтапно, загружая слои толщиной не более 3 см. Каждый уровень равномерно смачивается водой и утрамбовывается. Данное мероприятие необходимо для удаления из слоя пустот и более плотного прилегания фрагментов друг к другу.
Уплотнение материала осуществляется ручным инструментом (бревно с рукоятками), асфальтовым катком или электрической вибрационной машиной.
После окончания трамбовки подготовленное основание выравнивается доской или правилом. Кладку можно начинать после просыхания материала.
Песчано-цементное основание
Основание из смеси цемента и песка является аналогом бетонной плиты, но только отсроченного действия. Толщина такого слоя меньше — до 6 см. Готовится смесь непосредственно перед применением из просеянного сухого песка и цемента марки М600 в соотношении 3:1.
Работу нужно проводить в сухую безветренную погоду на хорошо просушенном дренажном фундаменте. Засыпаются слои высотой 2-2,5 см, проводится их уплотнение и выравнивание. Последний уровень толщиной 2 см не трамбуется, а только выравнивается. Он предназначен для предварительной фиксации камней.
Плитку нужно укладывать сразу, так как смесь впитывает влагу и может быстро затвердеть. В таком случае ее придется удалять и утилизировать. После завершения данного этапа дорожка заливается водой, которая, просачиваясь в швы, впитывается в смесь, вызывая ее отвердение.
Бетонное основание
Решение использовать бетонное основание под тротуарную плитку принимается при оформлении территории декоративным материалом, имеющим низкую прочность. Преимуществом такого выбора является полное исключение вероятности размывания и проседания опорного элемента. Монолитное сооружение оказывает равномерное давление на почву, независимо от местонахождения груза на его поверхности.
Толщина фундамента варьируется в пределах 6-15 см. Выбор определяется расчетной нагрузкой, которая на него будет воздействовать. Так, для пешеходных дорожек достаточно слоя минимальной толщины. Площадки перед крыльцом, под беседками и навесами следует делать массивнее — до 10 см высотой. Места, где будет проезжать легковой автомобиль, рекомендуется делать самыми крепкими — толщиной 15 см.
Следует помнить, что для того, чтобы бетон набрал прочность, необходимо до 25 дней после заливки. Поэтому выполнять данное мероприятие следует в период, когда на участке не проводятся сельскохозяйственные работы и отсутствуют люди.
Опалубка
Опалубка представляет собой устанавливаемое в котловане ограждение, предназначенное для придания цементному раствору нужной формы и предотвращения его растекания по сторонам при заливке. Ровные края плиты необходимы для точной подгонки бордюров. Данная инженерная конструкция должна обладать большой прочностью, так как тяжелый раствор оказывает сильное боковое давление.
Для создания конструкции используется плоский материал, устойчивый к изгибанию:
- обрезная доска;
- толстая фанера;
- листовой металл или профиль;
- пластиковые панели;
- древесностружечные плиты.
Для крепления полос используются упоры, соединенные с конструкцией гвоздями или шурупами. Чтобы цементное молочко не впитывалось в древесину, ее непосредственно перед заливкой смачивают водой или обрабатывают гидрофобной смазкой. Снимать опалубку можно не раньше 5 дней, когда края плиты достаточно затвердеют.
Армирование
Каркас из железа придает бетонной плите гибкость, препятствуя появлению трещин при сезонных подвижках грунта или сильном вертикальном давлении. Желательно использовать прочный материал с низким коэффициентом изгиба.
Для проведения армирования можно использовать:
- старые водопроводные трубы;
- стальные пруты диаметром 6-12 мм;
- полосы металла толщиной от 10 мм;
- уголок и другие виды профиля.
Между собой фрагменты каркаса соединяются сваркой, проволокой или пластиковыми стяжками. Собирать остов можно непосредственно на площадке или в мастерской, изготавливая отдельные секции. При укладке каркаса в котлован необходимо использовать подпорки, чтобы после заливки металл был полностью закрыт со всех сторон бетоном.
Более простым, но дорогим вариантом армирования является использование готовой решетки с толщиной прута не менее 10 мм. Ее нужно нарезать на нужные куски болгаркой, после чего сварить отрезки между собой.
Маяки
Маяки являются ориентирами, указывающими, на какую высоту нужно поднимать уровень заливаемого раствора. Устанавливают маяки с интервалом 20 см по длине и ширине опалубки. Крепление деталей осуществляется на цементный раствор, уложенный на основание. Не допускается использование в качестве фиксатора гипса или штукатурки. Если проводится укладка на песчаную подушку, то используются вбитые в нее штыри. Для изготовления маяков применяются продольные стальные и алюминиевые рейки, болты, шурупы или отрезки арматуры.
Заливка бетона
Перед наполнением формы в нее устанавливаются поперечные полосы из металла, водостойкой фанеры или пластика. Данные фрагменты после набирания смесью прочности извлекаются. Проемы необходимы для компенсации теплового расширения бетона в летнее время.
Раствор необходимо готовить непосредственно перед применением. Для малых объемов целесообразно использовать портативную бетономешалку. В нее поочередно загружаются сухие компоненты. После их перемешивания в резервуар добавляется вода комнатной температуры.
Заливка проводится непрерывно, начиная от углов. Пузырьки воздуха удаляются стальным прутом или электрическим вибратором. После наполнения формы поверхность заглаживается широким шпателем. Окончательное выравнивание проводится правилом. Излишки раствора снимаются до маяков. Через 3-4 часа плита накрывается плотной тканью. В течение недели ее нужно смачивать водой, чтобы не появились трещины.
В заключение
Независимо от выбора основания для укладки брусчатки, к выполнению данного этапа подготовительных работ нужно подходить ответственно. Следует помнить, что от качества его проведения зависят внешний вид и долговечность конечного сооружения. Процедура обустройства основания своими силами требует времени и физических усилий, но конечный результат того стоит. Правильно построенная дорожка прослужит десятилетия, оставаясь ровной, крепкой и красивой.
Как добротно положить тротуарную плитку на песок
Отделанные тротуарной плиткой дорожки и площадки приусадебных участков выглядят очень эстетично, но долговечность этой красоты зависит от соблюдения технологий укладки этого покрытия , и особенно — от правильной подготовки основания. Гарантию высокой прочности даёт технология настилки брусчатки на цементно-песчаный раствор или бетон, но из-за трудоёмкости исполнения своими руками и высоких расходов эта технология доступна не каждому.
Песок рекомендуется использовать средней зернистости без примесей, иначе на поверхность плитки могут выступать высолы
Можно отказаться от применения бетона при укладке тротуарной плитки, если для подготовки основания правильно использовать песок. Это сэкономит и силы, и денежные средства.
Разобьём на составные части весь объём работ которые включает в себя укладка тротуарной плитки на песок:
- Разметка дорожек и площадок.
- Удаление верхнего слоя грунта с последующим уплотнением поверхности и настилкой первого слоя геотекстиля.
- Сооружение щебневой подушки и установка бордюров.
- Настилка второго слоя геотекстиля.
- Устройство цементно-песчаной подготовки.
- Укладка брусчатки.
- Заполнение швов.
Традиционные виды работ, выполняемые при укладке тротуарной плитки, рассмотрим кратко, уделив больше внимания технологии монтажа брусчатки на песчаное основание.
Разметка дорожек и площадок
Разметка поверхностей, подлежащих облицовке брусчаткой, производится с учётом следующих факторов:
- месторасположение;
- уклон в направлении от строений;
- нагрузка на поверхность (пешеходы, автотранспорт);
- конфигурация (условия для безопасного проезда автотранспорта).
Площади размечают своими руками с использованием строительной рулетки длиной 10 метров, деревянных колышков и бечёвки.
Мощение дорожек производится с уклоном в 3% в сторону, противоположную имеющимся строениям, с целью отвести от них ливневые и талые воды.
Схема фундамента под тротуарную плитку
Если по дорожкам планируется движение легкового автотранспорта, то толщина используемой тротуарной плитки должна быть не менее 6 см. При обустройстве проезда автотранспорта ширина дорожек должна обеспечивать пешеходу и машине возможность безопасно разминуться. Радиус кривизны неровных участков проездов должен позволять автомашине выполнить поворот, а габариты площадки или стоянки – развернуться.
Удаление верхнего слоя грунта
С поверхностей, запланированных к укладке плитки, снимают верхний слой грунта толщиной 25-30 см, это приблизительно один штык лопаты. Если площади значительны, эту операцию производят с использованием бульдозера. Затем вручную производят выравнивание и планировку нового основания. Если грунт песчаный или супесчаный, то его нужно уплотнить.
Уплотнение выполняют трамбовкой, изготовленной своими руками из куска бревна длиной 1 метр с прибитой к торцу поперечной ручкой-перекладиной. Более качественное уплотнение выполняется подвижной виброплитой с электроприводом, применение которой, кроме того, сэкономит силы и время.
Затем на уплотнённое основание необходимо уложить в один слой геотекстиль с напуском на обочины, чтобы изолировать грунт от обустраиваемой щебневой подготовки и предотвратить в будущем просадку тротуарной плитки.
Вид геотекстиля, используемого в данной технологии, не имеет значения.
Подушка из щебня и монтаж бордюров
На уплотнённое основание, покрытое геотекстилем, насыпают и разравнивают с учётом запланированного уклона щебень фракции 20-40 мм слоем 12-15 см. По периметру площадок и вдоль дорожек щебень чуть разгребают и по натянутому контрольному шнуру с углублением в щебень устанавливают дорожные камни с зазором 5-10 мм. Для формирования овалов бордюры своими руками режут по длине на 4 части болгаркой с сухорезом и из четвертей выкладывают плавные сопряжения.
Схема устройства основания под тротуарную плитку
Верхняя отметка бордюра не должна быть выше обочины более чем на 5 см. После окончания монтажа бордюров стыки между ними заполняют цементно-песчаным раствором и затирают. Через сутки граблями производят чистовую планировку щебневой подушки с обозначением уклона и учётом выбранного поперечного профиля дорожки (плоский или выпуклый), а затем — уплотнение передвижной виброплитой с электроприводом.
После уплотнения поверх щебня насыпают песок, распределяют его по поверхности слоем толщиной 3-5 см, и уплотнение основания виброплитой повторяют, заполняя песком пустоты в щебне.
Укладка второго слоя геотекстиля
Поверх уплотнённой песчано-щебневой подушки нужно уложить второй слой геотекстиля с напуском на бордюрный камень. Данная технология позволяет изолировать от щебня песчаную подушку, которую предстоит соорудить сверху под укладку брусчатки.
Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки
Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.
Подушка под тротуарную плитку укладывается в три слоя
Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.
Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.
Укладка брусчатки
После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.
Схема укладки брусчатки
При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.
Обустройство швов тротуарной плитки
Уложив плитку, приступают к обработке стыков брусчатки между собой и с бордюрами. Для этого, используя просеянный песок, своими руками готовят сухую цементно-песчаную смесь в пропорции 1:1, которую по одному ведру высыпают на настеленную плитку и метут жёсткой метлой в сторону уклона, заполняя стыки и швы покрытия.
Когда вся поверхность будет обработана, брусчатку слегка поливают водой из садовой лейки, чтобы только смочить швы и добиться усадки в них сухой смеси.
Через сутки процедуру заполнения швов сухим раствором с последующим смачиванием повторяют. При повторной процедуре заполнения не следует класть смесь в стыки заподлицо с поверхностью дорожек, швы должны быть чётко обозначены на поверхности покрытия. Через 5-7 дней после обустройства швов производят помывку тротуарного покрытия водой из шланга с использованием жёсткой щётки для удаления следов цементного раствора.
Забивать кладку в песок можно и с помощью обычного молотка
Заключение
Применение данной технологии позволяет получить прочное, долговечное покрытие, не проседающее от воздействия ливневых и грунтовых вод, с минимальным использованием цемента и без затрат физических усилий на замесы бетона.