Моногорода: от выживания до поддержки и развития
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.06.2018 2018-06-14
Статья просмотрена: 165 раз
Библиографическое описание:
Позднякова Ж. С. Моногорода: от выживания до поддержки и развития // Молодой ученый. 2018. №24. С. 160-163. URL https://moluch.ru/archive/210/51404/ (дата обращения: 04.02.2020).
Ключевые слова: инвестиции, моногорода, город-завод, социальная политика, градообразующее предприятие, общество, муниципальный субъект.
В начале 2000 — х годов в России появилось новое понятие — моногород. Четкого понятия данного термина до сих пор не сформулировано, но нужно признать, что это реальный факт нашей экономики, пусть пока и мало изученный. В отечественной практике понятию «моногород» близким является термин «город-завод», что предполагает наличие крупного предприятия, способного влиять на все основные аспекты жизни общества.
В законодательной базе данное понятие так же отсутствует, но подразумевается в нормативных актах, которые лишь упоминают градообразующие предприятия. Ранее для определения понятия градообразующего предприятия использовалось Постановление Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий — должников, являющихся градообразующими», однако оно фактически утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2005 № 116, признавшего утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114, в соответствии с которым было издано указанное Постановление. После утраты силы этим документом не существует единой, законодательно закрепленной системы критериев отнесения предприятий к градообразующим. Однако, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.06.2018)фиксируется, что градообразующими предприятиями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек [1].
Существует определенная методика Министерства регионального развития РФ, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50 % имеет отношение, только к одной определенной отрасли.
Моногород — это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте [4]. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.
Нужно отметить, что моногорода традиционны для российской экономики. Первые моногорода появились ещё при Петре I во время первой волны индустриализации. В то время по всей стране появлялись новые производства, такие как суконные мануфактуры и железоделательные заводы, а это требовало рабочих рук. К заводам прикреплялись крестьяне, либо использовались каторжные работники. Поэтому изначально появлялись заводы — поселки, которые преобразовывались в промышленные центры, например Челябинск, но есть и та часть, которая осталась в состоянии моногорода, например Аша.
Большое количество монопрофильных городов появилось в нашей стране в годы Второй мировой войны. Они возникли на базе эвакуированных предприятий. Позднее некоторые из таких рабочих поселков слились с расположенными неподалеку городами (примером тому может служить Танкоград, ставший частью Челябинска).
На самом деле структура моногородов в России представляет сложный конгломерат городов разных по численности, по сложности производства и квалификации жителей. Необходимо говорить о своевременном реагировании на изменяющиеся запросы, которые предъявляет общество, и переориентации производства, что поможет решить накопившиеся проблемы и избежать кризисных ситуации, причем как в экономической, так и социальной сфере, а в масштабах страны это вывод из зоны риска 30-40 % ВВП.
Возникновение моногородов в структуре российской экономике нельзя оценить однозначно положительно или отрицательно. Но можно рассмотреть как специфический способ адаптации размещаемых производственных сил к особым климатическим и географическим условиям нашей страны. На Министерство регионального развития РФ сегодня возложена задача вести мониторинг ситуации в моногородах и держать вопросы их развития на постоянном контроле. При Министерстве создан Департамент регионального развития Минэкономразвития РФ, который занимается выработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в области социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Департамент координирует деятельность органов государственной власти субъектов по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований, монопрофильных населенных пунктов, территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением ТОР на Дальнем Востоке), особых экономических зон, а также в сфере социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики. С января 2015 года Минэкономразвития России запустило комплексный мониторинг социально-экономического положения моногородов, который проводится в отношении городов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства № 1398-р. По мнению специалистов Минэкономразвития, результаты оценки помогают своевременно выявить риски ухудшения социально-экономического положения в моногородах и подготовить предложения по дополнительным мерам их государственной поддержки.
Анализируя состояние моногородов можно выделить их проблемы сегодня:
- Экономические: низкая степень диверсификации экономики, высокая зависимость занятости населения от работы градообразующего предприятия, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, низкая инвестиционная привлекательность;
- Социальные: высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения, сокращение численности населения и рост социальной напряженности;
- Проблемы жизнеобеспечивающей инфраструктуры: высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;
- Административные: отсутствие реальных рычагов воздействия на градообразующие предприятия.
Однако нужно понимать, что единого решения нет, нужно разрабатывать универсальное решение для каждого отдельного субъекта.
Основная задача, которую приходится сегодня решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и имеющий возможность саморазвития без обращения к помощи государственных ресурсов.
В России есть попытки сделать моногорода более привлекательными для инвестиции, к примеру, 2015 год был уникален тем, что начали реализовываться ключевые меры поддержки моногородов, решаться широкий спектр задач, не только связанный со снятием инфраструктурных ограничений, но и было принято решение о распространении налоговых льгот на территории моногородов.
И, конечно, создание специальных программ и механизмов реструктуризации экономики моногородов, как любых депрессивных территорий, существенно облегчит решение проблем.
В России на сегодняшний день официально насчитывается 319 моногородов. Руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева считает, что одна из главных задач — снижение их числа. Предполагается, что к концу 2018 года 18 населенных пунктов покинут список.
По данным Министерства экономического развития в Челябинской области сегодня 16 моногородов, в том числе 7 из них с наиболее сложным социально-экономическим положением. Моногорода распределены на три категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующей организации.
К первой категории — с наиболее сложным социально-экономическим положением — в регионе отнесены Усть-Катав, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Карабаш и Аша;
Ко второй — с имеющимися рисками ухудшения СЭП — Миньяр, Сим, Бакал, Сатка, Озерск, Миасс, Златоуст и Чебаркуль;
К третьей категории — со стабильной социально-экономической ситуацией — Магнитогорск, Трехгорный и Снежинск [6].
На данном этапе все моногорода области ориентированы на металлургию, металлоемкое машиностроение и атомную промышленность, что вызывает огромную нагрузку на окружающую среду.
Следовательно, прослеживается замкнутый характер проблем развития моногородов Челябинской области в соответствии с рисунком 1.
Рис. 1. Проблемы развития моногородов Челябинской области
Для любого моногорода невозможно найти выход из монопрофильной ситуации, разрабатывая стратегию развития только на региональном уровне, так как моногорода являются проблемой национального масштаба. Однако необходимо понимать, что исключительно на государственном уровне проблемы моногородов решиться не могут. Эффективность государственной поддержки в решении проблем моногородов возможна только заблаговременно на стадии благополучного развития города. Если проблемы моногорода уже образовали собой неразделимый комплекс, подходы к их решению необходимо применять тоже комплексно.
Нужно понимать, что проблема моногородов в России это не столько привлечение ресурсов государством, это еще и проблема реализации социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях. Оценка эффективной корпоративной социальной политики должна соотноситься с реальным социальным заказом и потребностями общества. Иначе все социальные инвестиции нецелесообразны, а выработка социального заказа это, в первую очередь, построение диалога между местными органами власти, общественностью и представителями малого и среднего бизнеса. Наличие социального заказа позволит говорить об эффективности социальной политики, а так же контроле целевого использования средств. В регионах накоплен опыт, теперь стоит задача его обобщить и выработать конкретные методики и процедуры принятия социальных заказов и контроля реализации. Особенно это важно когда речь идет о развитии и реструктуризации моногородов, крайне важно ведение разъяснительной работы, создание активной и конструктивно настроенной позиции местного сообщества, его готовность к развитию и принятию инновационных идей. Необходимо привлечение населения к процессу внедрения информационно — коммуникационных технологии по формированию нового качества жизни. Социальные инвестиции становятся точечным вливанием, инициализирующим запуск процесса развития самого региона. И важно осознать необходимость взаимо-ответственного социального партнерства. Важнейшими задачами здесь является: привлечение внимания к социальным инвестициям и социальному партнерству, налаживание социальных связей, оптимизация отношении с местными органами власти и общественностью, создание предпосылок для диалога, консолидация общества на конструктивной основе.
Ярким примером является, Челябинская область, где весь 2017 год работала целевая программа «Пять шагов благоустройства повседневности», сообщает сайт правительства Челябинской области [7]. В регионе на благоустройство 16 моногородов было потрачено 1,3 млрд. рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов плюс привлечение социальных инвестиции, что позволило реализовать ряд проектов. Самый масштабный проект был воплощен в Магнитогорске, где реконструировали парк отдыха у Вечного огня. Там заасфальтировали дорожки, обновили освещение, установили малые архитектурные формы, высадили новые деревья и кустарники. Кроме того, теперь на территории парка есть освещенные беговые и велодорожки. Обновленная площадь парка стала больше на 38 гектаров. Второй по вложениям проект благоустройства реализован в прошлом году в Златоусте. Там также привели в порядок городской парк — «Молодежный». Теперь там есть три зоны отдыха, одна из которых — этнодеревня, где можно познакомиться с культурой и бытом разных народов. Кроме того, в парке появились несколько зон для активного отдыха детей: «Шхуна», детский лабиринт, веревочный парк и тропа для скандинавской ходьбы. Для взрослых обустроены зона досуга со сценой, светодиодным экраном, беседками, скамьями-качелями и беспроводным интернетом. Также эксперты отметили благоустройство сквера «Маленький принц» в Сатке, создание «Сада камней» в Карабаше и реконструкцию уличного освещения в Аше.
Нужно понимать, что изучение и обобщение опыта даст возможность создания конкретных структур, процедур и методик, выявит возможных участников социального диалога и партнерства и в конечном итоге создаст условия для реального гражданского общества.
На новую госпрограмму развития моногородов потратят 57,3 млрд руб.
Правительство подготовило проект госпрограммы развития моногородов на 2019–2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет составят 57,3 млрд руб. С документом ознакомился РБК.
Как раньше решали проблему моногородов
Предыдущая приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития, была рассчитана на период 2016–2025 годов. Однако ее решено было досрочно прекратить в конце прошлого года. С критикой проведенной программы выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявлял тогда председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
В отчете Счетной палаты подчеркивалось, что мероприятия по поддержке моногородов не решили ключевую задачу улучшения роста благополучия их жителей.
18 июня 2019 года вице-премьер Виталий Мутко заявил о разработке комплекса мероприятий по развитию моногородов в формате госпрограммы. Он предложил помимо прочего диверсифицировать экономику моногородов, чтобы снять зависимость от градообразующих предприятий.
Сколько в России кризисных моногородов
В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. В распоряжении от 2014 года правительство отнесло к наиболее кризисным 75 городов, сейчас их число выросло на четверть, следует из текста новой программы.
По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн человек, или 9,2% населения России. Каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода, отмечается в проекте.
Больше всего кризисных моногородов в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Среди регионов наибольшая концентрация проблемных центров в Кемеровской (9) и Челябинской (7) областях, Карелии (6) и Пермском крае (6).
На сентябрь назначен точечный пересмотр списка моногородов (к нему добавят восемь новых и некоторые исключат). В мае 2020 года список будет пересмотрен полностью, говорится в документе.
Осенью 2018 года Счетная палата указывала на неактуальность списка моногородов, составленного в 2014 году. По данным Минэкономразвития, которые приводили аудиторы, 107 населенных пунктов утратили признаки моногородов в результате оттока населения и, как следствие, сокращения числа работников градообразующих предприятий. К примеру, из списка моногородов предлагалось исключить Череповец.
Список моногородов пересмотреть будет сложно, сказал РБК генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. «С одной стороны, государство поставило себе целевую установку как можно больше городов вывести из списка. С другой, поскольку там есть надежды получить льготы, регионы пишут заявки с просьбой включать все новые и новые города в моногорода, а выполнившие программу, типа Череповца, не торопятся покидать список», — отмечает он.
Пузанов уверяет, что ситуация в моногородах сейчас «неплохая, не хуже, чем во многих немоногородах». Но так как моногорода очень уязвимы из-за своей зависимости от единственного предприятия, кризис может начаться в любой момент.
К чему стремиться
Список целевых показателей заметно отличается от целей, перечисленных в прошлой программе. Перед исполнителями ставится задача привлечь инвестиции в моногорода и увеличить число довольных социально-экономической ситуацией горожан.
Еще один показатель — увеличение количества новых постоянных рабочих мест. Одной из целей прошлой программы было создание и постоянных, и непостоянных рабочих мест. По ее результатам регионы отчитались о созданных 406,9 тыс. рабочих мест (начальная задача была создать 230 тыс). Но потом выяснилось, что перепроверить эти данные через Федеральную налоговую службу невозможно. «Поэтому предлагается использовать только те данные, которые являются верифицируемыми», — говорится в документе.
Четвертый показатель — уровень безработицы по методологии МОТ (то есть число безработных в процентах к экономически активному населению). Против внесения этого показателя в программу выступил Росстат. По данным ведомства, методологию можно применить только в тех городах, где численность населения достигает 900 тыс. человек. Кроме того, это потребует затрат в 282 млн руб. в год, говорится в комментарии Росстата.
Какие льготы предложат инвесторам
Одна из основных целей программы развития моногородов — сделать так, чтобы они перестали быть моногородами. Для этого планируется привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы.
Всего с 2019 по 2024 год в инвестиционные проекты в моногородах планируется привлечь 143,8 млрд руб., следует из справки к проекту госпрограммы. В справке сделана оговорка, что этот показатель, как и другие целевые показатели программы, будет уточнен в связи со сплошным пересмотром перечня моногородов, который запланирован на 2020 год.
Инвесторы смогут получить от государства возврат своих вложений, но не больше, чем они заплатят налогов. При этом учитывается НДС, налог на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) и фактически уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 22,4% (в части новых рабочих мест). Для возврата будут учитываться налоги, заплаченные за пять лет с момента заключения договора между местными властями и инвестором. В документе отдельно указано, что получить поддержку смогут только новые проекты, не связанные с градообразующими предприятиями.
Вернуть инвестиции смогут не все. Для того чтобы получить господдержку, инвестпроект должен будет создать не меньше 30 рабочих мест, в том числе не меньше десяти за первый год реализации. При этом будет ограничено привлечение иностранных рабочих — предприниматели смогут нанять не более 25% иностранцев. В проект нужно будет вложить не меньше 20 млн руб., из них не менее 5 млн — в течение первого года.
Кому не дадут финансирование
В программе приведен перечень отраслей, проекты в которых не получат поддержки:
- лесозаготовка;
- добыча нефти и газа и производство нефтепродуктов;
- организация азартных игр и лотерей;
- производство алкоголя и табачных изделий и в целом производство любых подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов;
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность сухопутного, трубопроводного, водного, воздушного и космического транспорта;
- предоставление финансовых услуг, кроме услуг по пенсионному обеспечению;
- операции с недвижимым имуществом;
- аренда и лизинг;
- деятельность органов госуправления по обеспечению военной безопасности;
- деятельность общественных организаций;
- деятельность домашних хозяйств;
- виды экономической деятельности, в которых занято 20% и более работников моногорода, и основной вид деятельности градообразующей организации моногорода.
Этот список ограничений ориентирует инвесторов на создание в первую очередь производств, которые позволят диверсифицировать экономику моногорода, сказал РБК управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Поэтому говорить о том, что из-за него существенно сократится число потенциальных инвесторов, некорректно, считает он.
Кроме прямого возврата инвестиций власти планируют вкладываться в инфраструктуру для новых предприятий. Из бюджета профинансируют Фонд развития моногородов, который в том числе будет строить и реконструировать инфраструктуру, необходимую для инвестпроектов в моногородах, фонд сможет профинансировать до 95% стоимости каждого такого объекта.
Финансирование инфраструктуры со стороны государства и расширенные налоговые каникулы — мощный стимул для потенциальных инвесторов, считает Митрофанов. В регионах, где есть моногорода, власти субъекта и самого моногорода крайне заинтересованы в снижении зависимости бюджета и населения от градообразующего предприятия, убежден он. Поэтому со стороны региона для инвесторов в моногорода может быть оказано дополнительное содействие, не предусмотренное программой.
Предусмотрены программой и нефинансовые методы поддержки. Среди них — ежегодные форумы глав моногородов и проекты «Прошагай город», «Сделановмоно», «Фестиваль уличного кино», «День Юнармии» и расчет рейтинга моногородов.
Плюсами новой госпрограммы Александр Пузанов называет большее внимание к инфраструктуре вместо «вкладывания денег в бесконечные промпарки и технопарки». Но, по мнению эксперта, она вряд ли всерьез улучшит ситуацию с моногородами, так как ориентирована на краткосрочные результаты, как и предыдущая, приоритетная программа.
«Долгосрочные задачи существования моногородов решать тяжело и сложно, поэтому государство ими пренебрегает. Города с зависимостью от единственного предприятия нуждаются в диверсифицированной поддержке, потому что они все очень разные. Изначально такая задача ставилась государством во время обсуждения приоритетной программы, но в дальнейшем она пропала и так и не была реализована», — говорит Пузанов.
Кто отвечает за программу
Главный исполнитель программы развития населенных пунктов с градообразующими предприятиями — Минэкономразвития, к реализации программы подключены еще 11 министерств, НКО «Фонд развития моногородов», Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, «Дом.РФ» (Единый институт развития в жилищной сфере), «ВЭБ-лизинг» и «ВЭБ Инфраструктура».
РБК отправил запросы в ВЭБ, Минэкономразвития, «Дом.РФ» и Фонд развития моногородов. В министерстве РБК рассказали, что в рамках новой программы критерии отнесения к моногородам и, соответственно, сам список моногородов будут актуализированы. В «Дом.РФ» сообщили, что сейчас программа находится в работе у профильного министерства и что совместно с Минстроем и конструкторским бюро «Стрелка» разработан стандарт комплексного развития территорий для создания комфортной городской среды. Пресс-служба ВЭБ.РФ подтвердила участие корпорации в программе как координатора институтов развития. «Также ВЭБ может выступать участником софинансирования инструментов и продуктов, которые прописаны в госпрограмме», — сообщили представители корпорации.
В Фонде развития моногородов РБК рассказали, что подготовили пакет как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки. «Это и льготные займы — в частности, заем под 0%, и строительство инфраструктуры для инвестпроектов, и новая мера — строительство инфраструктуры для комплексной жилой застройки, финансирование проектов государственно-частных партнерств на льготных условиях, рефинансирование кредитов», — уточнили представители фонда. В проекте программы перед фондом стоит задача по созданию 25 тыс. постоянных рабочих мест и привлечению более 160 млрд руб. инвестиций в моногорода до 2024 года, рассказали РБК в фонде.
Насколько серьезны проблемы российских моногородов? Варианты решения и государственные программы
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
После распада СССР остановилось много крупных промышленных предприятий. Многие из них обеспечивали работой целые города, которые теперь остались не у дел. Проблема очень серьезная – российские моногорода просто вымирают, а молодежь ищет лучшей жизни в крупных мегаполисах. Мы разберемся, насколько все плохо и какие существуют варианты решения этой проблемы.
Что такое моногорода и почему это проблема
Моногорода – это такие населенные пункты, где большая часть трудоспособного населения работает на одном предприятии или в одной отрасли. Соответственно, есть градообразующие предприятия, на которых работает много жителей города.
Монопрофильные города – это проблема многих стран, в том числе экономически развитых. Возникали они в условиях ускоренной индустриализации – когда во времена СССР нужно было быстро организовать производство или добычу какого-нибудь ресурса, рядом просто строили город. Это было нужно, чтобы «привязать» место проживания рабочих и обслуживающего персонала к самому производству.
В американской версии многие моногорода были основаны во времена «Золотой лихорадки», и с исчерпанием запасов золота в недрах опустели и города.
В российском законодательстве моногорода присутствуют только в федеральном законе о банкротстве. Там лишь указывается, что если как минимум 25% населения города занято на одном предприятии, то банкротство этого предприятия будет проходить по другой процедуре.
Большая часть российских моногородов характеризуются безработицей, оттоком населения и ростом среднего возраста жителей, низкими доходами, снижением общей экономической активности.
На практике это означает, что город становится депрессивным, из него активно уезжает молодежь, а остаются жить пенсионеры, бюджетники и представители силовых служб – те, кто получает доходы от государства.
Проблема существования моногородов актуальна для многих стран мира, в том числе они есть и в Европе, и в США. Причины почти всегда одинаковы. Например, города знаменитого «ржавого пояса» Америки опустели после 1970-х годов в постиндустриальную эпоху. В Европе проблема связана со спадом в угольной и сталелитейной промышленности (особо это коснулось Рурской области в Германии).
Моногорода в России стали проблемой со спадом экономической активности после развала СССР в 90-х годах, тогда как в западной практике эти проблемы решают с 60-70-х годов XX века и уже накоплено достаточно опыта.
Как проблему решают за рубежом
С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.
У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:
- закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
- санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.
Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».
Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.
Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).
Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города. Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы.
Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:
- «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
- «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
- «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.
Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.
Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.
Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:
- наличие четкого плана развития;
- активное сотрудничество государства и частного сектора;
- современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
- упор на сферу услуг и туризм;
- активное развитие сферы образования и информационных технологий;
- налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.
Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.
Сколько моногородов в России
В России проблемами моногородов вплотную начали заниматься буквально 5 лет назад. В 2014 году вышло Постановление правительства, которое определяет перечень монопрофильных муниципальных образований.
Критериев для включения в состав моногородов несколько:
- статус города (городской округ или городское поселение);
- население больше 3 000 человек;
- 20% населения заняты в одной отрасли;
- отрасль связана с добычей (кроме нефти и газа), производством или переработкой промышленной продукции.
Дополнительно приводится перечень из более чем 300 населенных пунктов, которые разделены на 3 категории в зависимости от того, насколько город проблемный:
- категория 1 – моногорода с самым сложным социально-экономическим положением. Таких городов 75, среди них такие: Череповец (Вологодская область), Анжеро-Судженск (Кемеровская область), Усть-Катав (Челябинская область), Зеленодольск (Татарстан) и другие;
- категория 2 – города, где есть риск ухудшения. Таких городов больше всего, их 149, а среди них Северодвинск (Архангельская область), Саянск (Иркутская область), Междуреченск (Кемеровская область) и другие;
- категория 3 – где социально-экономическое положение пока остается стабильным. Таких городов 95, и среди них Новоалтайск (Алтайский край), Тында (Амурская область), Усть-Илимск (Иркутская область), Новокузнецк (Кемеровская область) и другие.
Что такое моногород?
Многие моногорода России могут исключить из списка зависимых от единственной отрасли. Количество таких населенных пунктов, получающих господдержку, может сократиться практически вдвое: с 321 до 170. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на источник в Госдуме.
Пересмотр перечня моногородов, в результате которого их список может существенно уменьшиться, планируется провести в 2020 году. О пересмотре говорится в письме министра экономического развития РФ Максима Орешкина, которое, по данным издания, было направлено председателю Комитета ГД по экономической политике Сергею Жигареву в середине октября 2019 года.
Какие населенные пункты считаются моногородами?
Моногорода — это населенные пункты, которые в СССР создавались вокруг какого-нибудь производственного предприятия, становившегося градообразующим. Практически все жители таких городов были заняты работой на этом предприятии.
Согласно постановлению правительства от 29 июля 2014 года № 709, муниципальное образование может быть отнесено к монопрофильным (т. е. моногородам) при соблюдении следующих условий:
∙ оно имеет статус городского округа или городского поселения (за исключением муниципальных образований, в которых находится законодательный (представительный) орган власти субъекта федерации);
∙ численность населения превышает три тысячи человек;
∙ численность работников градообразующей организации за пять лет достигала 20% от численности работников всех организаций на территории населенного пункта;
∙ градообразующая организация занимается добычей полезных ископаемых (кроме нефти и газа), производством или переработкой промышленной продукции.
Сколько в России моногородов?
Перечень моногородов, утвержденный распоряжением правительства, пересматривается ежегодно. Согласно последним изменениям, внесенным в августе 2019 года, в России зарегистрирован 321 моногород. Больше всего таких населенных пунктов в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях: 24, 17 и 16 соответственно.
По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн россиян, это 9,2% населения страны.
На какие категории делятся моногорода?
Все моногорода делятся на три категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации. Она определяется исходя из показателей деятельности градообразующей организации, ситуации на рынке труда в населенном пункте и оценки населением положения в моногороде.
К первой категории (с наиболее сложным социально-экономическим положением) сегодня отнесены 97 моногородов, среди которых — Череповец Волгоградской области, Байкальск Иркутской области, Югра Кемеровской области. Во вторую категорию (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения) на сегодняшний день входят 149 моногородов, в том числе Донецк Ростовской области, Железногорск Курской области, Сланцы Ленинградской области. К третьей категории (со стабильной социально-экономической ситуацией) относятся 75 моногородов, среди которых — Северодвинск Архангельской области, Норильск Красноярского края, Нижний Тагил Свердловской области.
Почему хотят сократить количество моногородов?
Ранее в России действовала приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития. Она была рассчитана на период с 2016 по 2025 год, но досрочно прекратила свое существование 1 января 2019 года. С критикой документа выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
Сейчас в России готовится новая программа. Ее проект в июле 2019 года Минэкономразвития отправило на рассмотрение в Минфин. Сейчас документ дорабатывается с учетом замечаний, которые внесли в Министерстве финансов. «Известия» со ссылкой на Минэкономразвития пишут, что в новой программе будут актуализированы критерии отнесения территорий к моногородам. В итоге перечень монопрофильных образований изменится. Эксперты издания считают, что из него могут быть исключены населенные пункты, в которых градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. Например, если это предприятие закрылось или в регионе успешно развивается альтернативная экономика.
Ранее заместитель председателя ВЭБ РФ, гендиректор фонда «Моногорода.рф» (входит в группу ВЭБ) Ирина Макиева сообщила, что из списка населенных пунктов, зависимых от единственной отрасли, исчезнут моногорода, которые успешно диверсифицировали свою экономику.
Что такое — моногород?
К моногородам относят муниципальные поселения с одним градообразующим предприятием, или несколькими одной отраслевой принадлежности, завязанными в общую технологическую цепь.
Моногород — это поселение городского типа с численностью населения более 3 000 человек, из которых не менее 20% работают на предприятиях одной компании. Как правило, она обеспечивает 50% и более валовой продукции муниципального образования.
На 1 января 2014 года в перечень было включено 313 моногородов, где проживает одна десятая часть населения страны. Они поделены на три категории (Пост. Прав. № 1398-р, 29.07.2014).
- со сложной и критической обстановкой — 75;
- ситуация имеет тенденцию к ухудшению — 149;
- с относительно стабильной обстановкой — 89.
Преимущественно, это города, созданные в свое время рядом с крупными месторождениями, где преобладают добычные, обрабатывающие и металлургические предприятия (рис.1). В периоды стагнации экономики они страдают больше других. Заводы и фабрики перешли в частные руки, и по мере падения прибыли, собственники просто закрывают их, не желая вкладывать средства в модернизацию.
Рисунок 1. Распределение территорий моноразвития на карте Российской Федерации.
Безработица в моногородах достигает 30%, тогда как средняя по стране составляет 7 – 8%. Молодежь покидает депрессивные регионы. Но все выехать не могут, прежде всего, из-за низкой стоимости жилья. Многие люди живут там уже поколениями, и не хотят бросать насиженные места.
Пример. Кемеровская область — регион шахтеров и металлургов, 22 городских поселения. Из них 5 — в критической ситуации, 11 — во второй группе риска, 3 — с относительно неплохой обстановкой. В 13-ти — добывался уголь, но большая часть шахт уже закрыта. В список попал и «город-сад» Новокузнецк, где проживает свыше 550 тыс. человек.
Общемировая «головная боль»
Моногород — это не исключительный российский феномен. Они есть во всех экономически развитых странах: Англии, Америке, Германии. Просто там проблема проявилась раньше — в 70-ых годах прошлого века, и решается она везде по-разному.
Примеры
Детройт (США) — бывшая автомобильная столица, где до сих пор находятся головные офисы «Форда», «Крайслера» и «Дженерал моторс». После переноса основного производства в страны с более дешевой рабочей силой, ухода компаний из бизнеса город потерял почти все налоги. В результате бытовая инфраструктура почти уничтожена, здания и жилые дома разрушены, чему поспособствовали негритянские бунты, поджоги, вандализм. Численность населения, составляющая в 50-х годах почти 2 млн. человек, сократилась на две трети. В 2013 году муниципалитет объявил себя банкротом, с долгом более 18 млрд. долларов и почти 100 тыс. кредиторов.
Рисунок 2. Территория бывшего завода
Рисунок 3. Здание городского театра.
Рур (Германия). Этот угольный и сталелитейный регион на севере страны стал приходить в упадок после кризиса 1975 года. Было утрачено почти 500 тыс. рабочих мест. Власти Германии совместно с консалтинговой фирмой и муниципалитетом разработали проект диверсификации экономики. Сейчас это — Рур Метрополитен, конгломерат из 50 городов, где развиваются машиностроение, электроника, банковская сфера, а в закрытые шахты водят туристов. В него почти 40 лет вкладывали немалые деньги. Еще один фактор успеха — высокая плотность населения, почти 1 200 чел/кв.км. Для сравнения: в Кузбассе — 28 чел/кв.км.
Рисунок 4. Город Малхейм-ан-дер-Рур (Вестфалия).
Российская специфика в том, что моногородов у нас в стране относительно больше, чему способствовала плановая экономика. Есть и осложняющие обстоятельства: градообразующие предприятия несли в советское время большую социальную нагрузку, обеспечивая развитие бытовой инфраструктуры. В период «прихватизации», вся она была переложена на плечи муниципалитетов.
Как решается проблема
Правительство было вынуждено обратить внимание на проблему после массовых акций протеста в Пикалево (2009 год, Ленинградская область). Такие места — источник постоянной социальной угрозы. Помимо того, что к возмущению людей подталкивает сама обстановка, население в них отличается высоким уровнем организации и сплоченности. Не забыли власти и кузбасских шахтеров, стучавших касками на Красной площади.
В 2014 году был создан «Фонд развития моногородов», задача которого — формирование условий для инвестирования, развития бизнеса, создания новых рабочих мест. За 2015 год было заключено 32 соглашения с региональными властями о финансировании проектов в Набережных Челнах, Череповце, Тольятти, Кемеровской области.
До 2017 года на эти цели Минэкономразвития выделит почти 30 млрд. рублей. Планируется, что они будут потрачены на софинансирование:
- новых инфраструктурных проектов региональных и муниципальных властей;
- субсидирование и кредитование инвестиционных проектов диверсификации;
- обучение, подготовку специалистов, управляющих команд для моногородов.
На сайте фонда обозначены примерные параметры поддержки для отобранных конкурсных проектов:
- доля финансового участия — до 40% от общей стоимости инвестпроекта;
- формы выделения средств — кредит, заем, участие в уставном капитале;
- при кредитовании — предельный срок 8 лет, процентная ставка 5%.
Для инвесторов выставлены презентации инвестиционных площадок с описанием объекта и условий софинансирования (рис.5).
Рисунок 5. Презентация инвест-проекта «Промышленный парк Развитие», Набережные Челны.
Частное мнение
Деятельность «Фонда развития моногородов» напоминает знакомый российский подход к решению проблем, называется — «латание дыр». Так, что такое создание 11,3 тыс. рабочих мест за 6 лет по проектам стоимостью 44 млрд. рублей? Положительный результат в Германии достигнут за счет системного подхода. За время переориентации в Рурской области было создано 300 тыс. рабочих мест! Распыление почти всегда приводит к опасности «распила» бюджетных средств. По отчету Фонда за 2015 год, новую работу получили 782 (?) человека, а на обучение 52 новых «командиров» было потрачено 36 млн. рублей — почти по 700 тысяч на каждого (!).
Моногорода России: Развитие возможно
253 тысячи рабочих мест, 285 отремонтированных центральных улиц, 761 миллиард рублей привлеченных инвестиций. Таковы результаты действия федеральной программы “Комплексное развитие моногородов”.
Сегодня в Москве награждали глав лучших моногородов России, развитие которых заметнее остальных. В их число вошли Мирный, Кумертау, Елабуга, Таштагол, Полысаево и другие.
Город – трудяга, город – угольщик. Именно так говорят о Полысаеве – небольшом населенном пункте на 26 тысяч жителей, расположенном в Кемеровской области. Он был образован в 1952 году на землях Кольчугинского рудника и стал одним из крупнейших угледобывающих промышленных центров страны. Ежегодно в городе производилось продукции на сумму до 19 млрд рублей. Так было до кризисного 2008-го, когда в стране один за другим стали консервировать угольные предприятия.
“Очень серьезный кризис в угольной отрасли, в результате чего было закрыто множество предприятий. Появились целые города, в которых полное отсутствие перспективы развития”, – заявил и. о. губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв.
Полысаево начал стремительно умирать. Люди стали покидать город в поисках лучшей жизни. Перед руководством региона встала сложнейшая задача – оживить территорию, привлечь инвестиции, создать комфортную для жизни инфраструктуру. В кратчайшие сроки в Полысаево был возведен бетонный завод. В планах – завершение строительства предприятия по производству гидравлики для горно-шахтного оборудования. В российский Детройт пришли немецкие инвестиции.
г.Полысаево, Кемеровская область. Фото: www.globallookpress.com
“Теперь у нас появляется предприятие прямо здесь, под рукой. Это, конечно, очень удобно для угольщиков. Это понижает себестоимость приобретенного оборудования, позволяет быстро производить замену и ремонт без простоев оборудования, потому что очень часто доставка какого-то узла занимает от нескольких недель и может быть даже больше месяца. Конечно, простой техники очень негативно влияет на экономику предприятия, – отметил господин Цивилёв. – И теперь у нас такое предприятие прямо в Кузбассе в Полысаево”.
Отечественные моногорода с каждым годом становятся всё более привлекательными как для российских, так и для иностранных инвесторов. Об этом говорили на пресс-конференции в столице. Только в прошлом году было привлечено извне 761 млрд рублей.
“Для инвесторов, которые приходят в моногород, мы можем построить инженерную инфраструктуру бесплатно. Эта субсидия идет субъекту. 95% со стороны федерации и 5% платит либо субъект вместе с муниципалитетом, либо просто регион, – рассказала зампредседателя Внешэкономбанка, руководитель программы “Комплексное развитие моногородов” Ирина Макиева. – Второе – это льготный займ. 5% годовых в рублях на 8 лет – стоимость до миллиарда рублей. Для среднего и крупного бизнеса это хорошие длинные и дешевые деньги”.
Всего в России насчитывается 319 моногородов, в которых проживает 10% населения страны. Чтобы сохранить эти населенные пункты на карте, была разработана программа об их комплексном развитии. Помимо создания благоприятных условий для работы бизнеса, она включает существенные инвестиции в городскую инфраструктуру.
г.Мирный, Республика Саха (Якутия). Фото: www.globallookpress.com
“Это просто цех, который отвечал за размещение рабочих вокруг завода. И в такой концепции, в такой психологии они создавались. И, конечно, им трудно было превратиться не только в умный город, а просто в город. Они должны были из ЖКХ-цеха превратиться в нормальный город, – отметил президент Московской школы управления “Сколково” Андрей Шаронов. – Всё-таки в современном мире в городе главенствуют не рабочие места, а среда. Если раньше люди были очень жестко закреплены за рабочими местами, то теперь они смотрят на среду, а не только на рабочее место”.
За два года действия программы в российских моногородах было отремонтировано около 300 улиц и создано более 250 тысяч новых рабочих мест. Руководителей лучших моногородов России, развитие которых опережает остальных, наградили в Москве. В ТОП-10 моногородов России вошел и Полысаево, который получил путёвку в новую жизнь. Главным индикатором развития этого города Кемеровской области стали показатели рождаемости. В прошлом году в Полысаево на свет появилось на 18% малышей больше, чем годом ранее.