Деревянная вагонка в доме: секрет популярности материала
Деревянная вагонка – универсальный материал для внешней и, как правило, именно внутренней отделки стен, представляет собой доску, которая идеально отшлифована со всех сторон. Сами доски соединяются при помощи специального пазогребневого соединения. Обычно вагонкой обшивают изнутри балконы, террасы, бани и так далее. Вариантов применения множество. Сами деревянные панели могут изготавливаться из различных пород древесины. К примеру, сосновая вагонка в качестве материала для внутренней отделки дарит уют и тепло, при этом сохраняет приемлемую стоимость. А ведь это натуральный, экологически чисты материал. Аромат хвои можно сравнить с посещением леса, не выходя из помещения. Это отличные ощущения, вызывающие положительные эмоции. А между тем, слово «вагонка» присутствует только в русском языке, это не удивительно, так как связано с историей применения материала. Несколько десятилетий назад деревянными досками обшивали вагоны для защиты их от природных явлений. Они были дешевле листового металла и противодействовала парниковому эффекту. В странах Европы лучше не использовать термин «вагонка», вас просто не поймут. У них этот отделочный материал носит название профилированная доска.
Область применения вагонки
Вагонка из дерева используется достаточно давно в качестве отделочного материала. Она хорошо подходит для внешних и внутренних работ. Ее популярность можно объяснить непередаваемой аурой, которую дарит древесина. Ведь невозможно повторить рисунок древесины, и каждое помещение будет уникально. Современную деревянную вагонку зачастую используют для внутреннего оформления. Обшивка зданий деревянной вагонкой встречается намного реже. Изначально, при применении вагонки отсутствовали шиповые соединения, впоследствии они появились для удобства. Монтаж упростился, уменьшился и риск деформации.
Важно различать вагонку и МДФ. МДФ изготавливается из древесной стружки и существенно проигрывает по качеству и внешнему виду. Для отделки парной, сауны или бани, деревянная вагонка является, пожалуй, единственным подходящим материалом. Разве что стоит задуматься над породой древесины. Но вагонка также популярна для отделки коттеджей, кухонь, мансард, веранд. Дом с такой отделкой будет дарить уют и тепло. Внутреннюю отделку обычно производят хвойными породами, бани и парные – липовыми, ольховыми, кедровыми породами, ванные комнаты обычно облагораживают дубовой вагонкой.
Преимуществ вагонки множество, вот некоторые из них:
- Кроме отличного внешнего вида, можно упомянуть еще и хорошие звуко- и теплоизолирующие свойства. Это объясняется наличием воздушной прослойки между панелями и зашиваемой поверхностью. Также эта прослойка обеспечивает циркуляцию воздуха, соответственно, уменьшаются процессы гниения и образования грибка. А это напрямую влияет на срок службы. Обычно вагонку меняют не от того, что она пришла в негодность, а зачастую от желания сменить внешний вид. Она может служить десятилетиями.
- В сравнении с пластиковой вагонкой, деревянная более долговечна, и способна выдержать воздействия, от которых пластик просто расколется.
- Производить облицовку вагонкой достаточно просто, все панели без труда стыкуются между собой благодаря пазам.
- Применение вагонки дает простор фантазии для дизайнеров – существует большое количество оттенков и текстур. При вертикальном расположении светлых панелей происходит зрительное увеличение помещения, а вагонка из темных пород дерева, расположенная горизонтально, – визуально сужает внутреннее пространство.
- В парной вагонка полезна тем, что при нагревании выделяются полезные для организма вещества. В плюсы можно записать, что горячая вагонка не обжигает кожу как другие материалы.
- Ну и соответственно, главным достоинством будет натуральность и экологичность материала. Дерево способно создать неповторимую ауру в комнатах загородного домика. В принципе, вагонку можно считать универсальным материалом для внутренней обшивки помещения. Пока еще не существует альтернативного материла, который бы превзошел по экологическим параметрам.
Но кроме достоинств вагонка в качестве материала для отделки помещений обладает и негативными особенностями. Среди недостатков вагонки числятся:
- Дерево – материал горючий. Крайне нежелательно использовать вблизи открытый огонь.
- Высокая цена, обсловленная натуральным происхождением материала.
- Требуется регулярная антибактериальная обработка, чтобы предотвратить образование грибка и плесени.
- Демонтаж вагонки весьма кропотлив, потребуется тщательная подготовка поверхности.
- Эфирные масла древесины могут быть опасны для аллергиков.
- Вагонка весьма восприимчива к древесным вредителям и паразитам.
- Тяжела. При обшивке потолка требуется обратить внимание на качество крепежа.
Использование вагонки в строительстве
В строительстве вагонка себя также зарекомендовала с положительной стороны. Она используется при постройке беседок, парных, бань. Этот вид строительного материала дает весьма комфортные условия для эксплуатации помещений и жилья. Предварительно требуется произвести антисептическую обработку стен, чтобы исключить появление плесени и грибка. Вагонкой обшиваются только ровные стены и потолки. При наложении на бетон или кирпич применяется обрешетка. Ее размеры зависят от применяемой вагонки. Первый шип должен быть направлен к стене, последующие панели вставляются в пазы. Они не должны плотно прилегать, должен оставаться небольшой зазор, так как будут присутствовать температурные сжатия и расширения. Это особенно важно в неотапливаемом помещении или при внешнем монтаже. Гвозди желательно использовать оцинкованные. В принципе, можно использовать и обычные, но они со временем поржавеют, а это ухудшит эстетику помещения.
Правила работы с вагонкой
Обшивка вагонкой не так сложна, как может первоначально показаться. Небольшую пошаговую инструкцию я предоставлю вам в этой статье.
- Первоначально следует определиться со способом укладки вагонки – вертикально или горизонтально. Это зависит от вкусов и размера помещения. Также следует определиться с материалом и размерами. Очень важно, чтобы материал к началу монтажа был полностью сухой.
- Работа начинается с монтажа каркаса, на который будут крепиться деревянные панели. Каркас должен располагаться в одной плоскости. Первая панель устанавливается по отвесу. Рейки каркаса должны располагаться на расстоянии 50-60 см друг от друга. Обычно следуют правилу, паз направлен вниз, шип идет сверху. Перед монтажом деревянную вагонку желательно продержать сутки в помещении, где она будет монтироваться. Это необходимо, чтобы она приспособилась к микроклимату. Если для крепежа используются гвозди, то желательно использование добойника. Подойдет и гвоздь меньшего диаметра. Между панелями допускается оставлять зазор около миллиметра. Это предотвратит деформацию.
- На завершающем этапе устанавливаются декоративные элементы – плинтуса, в некоторых случаях применяют декоративные планки.
- После того, как монтаж вагонки завершен появляется вопрос о защите поверхности. Защита вагонки важна для долгой службы отделочного материала. Если каких-либо особых условий нет, то можно просто покрыть лаком. Если речь идет о парной (бане или сауне), то обязательно использовать защитные средства, которые смогут минимизировать вред повышенной влажности и температуры.
Уход за сооружением из вагонки
Здесь можно в целом порекомендовать классические способы ухода за деревянными изделиями. Есть три основных врага вагонки: неправильный уход (или его отсутствие), повышенная влажность, микроорганизмы. Уход за вагонкой заключается в защите материала от этих неприятностей.
- Для саун и бань лучше использовать влагостойкую вагонку. Можно просто обработать ее лаком, устойчивым к влаге. Ни в коем случае для мытья деревянных панелей нельзя применять моющие средства, абразивы и растворители. Вагонка должна быть уложена на сухие стены. Желательно наличие вентиляции между несущей стеной и внутренней поверхностью панелей.
- Обрабатывать вагонку необходимо специальным антисептиком. В продаже имеется вагонка, которая им уже пропитана. Не желательно смачивать деревянные поверхности, если они не были обработаны водоотталкивающими средствами. Для восстановления внешнего вида и фактуры можно использовать лаки, воск, специальные растворы.
- Чистка от пыли производится пылесосом, либо сухой тряпкой.
Подведем итоги, вагонка – это универсальный безвредный материал для строительства и отделки. Служит она долго, но требует соответствующего ухода и правильного монтажа. Использование деревянной вагонки позволяет создать богатый, уютный интерьер внутри любого помещения. В настоящее время она является наиболее востребованным материалом для обустройства загородного дома, благодаря своей экологичности и внешнему виду.
Вагонка ее виды. Свойства вагонки.
Что такое вагонка и ее происхождение
Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.
Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.
Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.
Виды и классы вагонки
Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)
Виды вагонки по классу
По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:
- Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
- Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
- Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.
Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины
- Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
- Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.
Виды вагонки по материалу
В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.
- Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
- Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.
Виды вагонки по профилю
Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.
По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт
Техническая характеристика вагонки
В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.
Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:
- Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
- Размеры.
Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.
Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.
- Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
- Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
- Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
- Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
- Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.
8 советов по выбору деревянной вагонки
Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?
№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.
Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:
- отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
- небольшой коэффициент температурного расширения;
- за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
- за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
- внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
- прочность и долговечность;
- экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.
Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.
№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:
- размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
- замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
- наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
- влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
- внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
- евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.
Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.
№3. Какого размера вагонка нужна?
Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.
Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.
Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.
При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.
№4. Какая древесина лучше?
Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.
Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:
- вагонка из хвойных пород древесины;
- вагонка из лиственных пород древесины.
Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.
Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:
- сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
- ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
- лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
- кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.
Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:
- дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
- липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
- ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
- черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.
Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.
№5. Какой профиль вагонки лучше?
Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.
На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:
- традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
- вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
- штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
- лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
- вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
- двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.
№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?
Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.
Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:
- экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
- класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
- класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
- класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.
Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.
№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?
Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.
Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.
№8. Каким производителям можно доверять?
Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.
LUNAWOOD
Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.
«Астар»
Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.
«Карелия»
Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.
«Вятская сосна»
Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.
PromMax
Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.
Описание видов вагонки
Изобилие разнообразных современных материалов для отделки помещений не затмило давно известную всем вагонку.
Технология производства деревянных планок многократно совершенствовалась и в настоящее время обеспечивает изготовление продукции, которую можно использовать как для внешних, так и внутренних строительных работ.
Обшивка поверхностей упрощена благодаря удобному оформлению стыковочных мест планок. Ассортимент, представленный на рынке, позволяет выбрать вид вагонки с приемлемой для каждого заказчика ценой, подходящим под интерьер внешним видом.
Общее представление
Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.
Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.
Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:
- разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
- широкие, удобные для соединения шипы;
- удачное соотношение толщины и других размеров планок;
- идеально отшлифованная поверхность;
- показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.
Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.
Виды профилей и размеры
За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.
Стандарт
Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.
Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.
В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.
Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.
Евровагонка
Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.
Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.
Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.
Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.
«Штиль»
Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.
Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.
«Софтлайн»
Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.
«Американка»
Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.
«Блок-хаус»
Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.
«Ландхаус»
Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.
Двусторонняя вагонка
При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.
Срощенная вагонка
Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.
Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:
- продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
- D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
- D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
- D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.
Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.
На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.
Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.
Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.
Сорта
Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.
При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.
Экстра
Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.
Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.
А (первый)
Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.
Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.
В (второй)
Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.
Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.
С (третий)
Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.
На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.
При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.
Выясняем, что такое вагонка: виды, сорта и основы монтажа
Не секрет, что такой материал, как вагонка, обрел чрезвычайную популярность. Ее можно использовать в любых целях – для обшивки стен и потолков, а также для отделки дверей и полов. Возможно это благодаря необыкновенным качествам этого материала. Чтобы узнать все эти особенности, давайте вместе выяснять, что это такое — вагонка.
Вагонка представляет собой материал для отделки, выполненный в виде доски из древесины. Доска имеет определенные размеры, отличается гладкой и ровной поверхностью, а также имеет аналогичный профиль, что позволяет получить надежное соединение элементов материала между собой по принципу шип-паз. С одной стороны доски имеется выпуклая поверхность, шип, а с другой – вогнутый паз.
Справочно! Само название материала берет свое начало из его первоначального предназначения, когда деревянные доски использовались исключительно для оформления стен вагонов. Отсюда и название – вагонка. Тем не менее, высокий класс древесины позволил использовать вагонку для любой отделки внешней и внутренней.
Плюсы материала
Варианты
Вагонка делится сегодня на два вида, в зависимости от качества:
- Классический вариант
- Вагонка класса Евро (евровагонка).
Отличительным моментом этих двух вариантов является различие качественным показателей, которые наиболее высоки в евровагонке. В этом виде применяется самое качественное сырье, а древесины сама по себе не имеет дефектов, а если и имеет, то они совершенно незначительны. Различаются у видов вагонки и качественные показатели, в частности, это будет касаться соединительных составляющих шип-паз.
Вагонка, имитирующая оцилиндрованный брус
Тем не менее, стоит учесть, что на настоящем строительном рынке разделение вагонки на классы является чисто условным. Нередко можно увидеть материал сомнительного качества, который, тем не менее, называется производителем вагонкой с приставкой евро. А среди обшивочного материала, отнесенного к варианту простой вагонки можно встретить вполне качественные варианты.
Главные показатели вагонки
Главные параметры обшивочного материала из дерева идентичны показателям, характерным для всех остальных подобных – длина, ширина и толщина.
Важно! В зависимости от колебания параметров используемых отделочных материалов будет колебаться и цена отделки в целом. Логично, что стоимость доски будет увеличиваться с увеличением ее длины. Связано это, как правило, с тем, что поиски древесины больших размеров с минимальным количеством изъянов являются затруднительной задачей.
Сорт вагонки
Сортность определяется в зависимости от наличия изъянов, наиболее используемым сейчас является стандарт немецкого происхождения DIN 68126/86. Согласно ему, сорт вагонки определяется по наличию плесени, наличию и количеству трещин и т.д.
Соответственно, за самый высокий сорт принято брать «Экстра», а далее сортность снижается по мере использования букв алфавита – «А», «В» и дальше.
Сорта древесины
Для производства вагонки может использоваться любая порода древесины без ограничений. Самое главное, чтобы качественные показатели той или иной породы полностью совпадали с показателями, которые определяются для отделочного материала ГОСТом.
Будет намного легче, если потенциальный потребитель, перед тем как сделать тот или иной выбор, следует предварительно изучить требования, которые обычно предъявляются к этому материалу.
Вагонка, дерево дуб
Критерии, по которым следует делать выбор отделочного материала:
- Размеры помещения, подлежащего отделке;
- Назначение комнаты;
- Характеристики поверхностей, подлежащих облицовке;
- Сорт;
- Планируемый бюджет, который можно потратить на отделку.
Не менее важным моментом является процесс сушки дерева, перед тем как собственно оно станет облицовочным материалом. Только правильно выполненный процесс сушки будет гарантировать высокое качество продукта на выходе.
Основы монтажа вагонки
Монтирование облицовочного материала должно осуществляться непосредственно на обрешетку, прибивание досок непосредственно на стену является устаревшим способом. Особенно удобна обрешетка в том случае, если основание не является ровным.
Поскольку встретить в современном строительстве идеально ровную стену достаточно проблематично, заготовка – идеальный вариант для оформления внутренней поверхности дома.
Обрешетка под обшивку балкона вагонкой
Сложность процесса будет зависеть от выбранного способа укладки вагонки, который бывает либо вертикальным, либо горизонтальным, в зависимости от расположения элементов. Внутренняя отделка может проводиться любым способом, в то время как отделка внешняя желательна с горизонтальным расположением досок. Более подробно читайте в статье как обшивать внешние и внутренние стены.
Самым важным критерием ремонта является установка каркаса в вертикальной плоскости, благодаря чему получается идеально ровная стена. Элементы обрешетки будут устанавливаться перпендикулярно этой плоскости. В противном случае обшивка поверхности не будет выглядеть ровной.
Работы по облицовке
Самым сложным моментом в установке вагонки, как гласит инструкция, является выстраивание ровной обрешетки. Если основание не слишком ровное, то для качественной работы потребуется работа отвесом и уровнем. При этом установка непосредственно самих досок и креплением их проблем не возникнет.
Несколько советов
В том случае, если расчет будущего облицовочного материала был выполнен неверно, могут возникнуть излишки материала. В результате возникает вопрос, что сделать из остатков вагонки?
Вариантов решения данной задачи может быть несколько:
- Использовать его для отделки других помещений.
- Использовать в качестве основы для создания элементов декора – фоторамок, картинных рамок и т. д.
- Оформить мебель посредством деревянных досок.
- Сделать скамейку или табурет. Также вагонка подойдет для создания столешницы.
При грамотном использовании фантазии вагонка в интерьере может использоваться в различных целях, поскольку материал является универсальным.
В качестве итога
На этой странице размещены видео и фото, благодаря которым можно убедиться в том, что вагонка – прекрасный материал, отличающийся великолепными характеристиками техническими и эксплуатационными. Кроме того, данный материал вдохновляет своей натуральностью, что делает его более популярным среди синтетических конкурентов.
Все, что нужно знать о деревянной вагонке
Существует много облицовочных материалов, но вагонка остается классикой. Этот материал не дорог, экологичен и прост в монтаже.
Выбирая между обшивкой и штукатуркой, большинство застройщиков предпочитает первый способ отделки. Причина кроется в том, что конструкции многослойного типа имеют множество преимуществ по сравнению с монолитными массивами.
Поэтому деревянная вагонка – классика облицовки – не только не теряет, но с каждым годом приобретает все большую популярность.
Деревянная вагонка для внутренних и для внешних работ
Практичный, эффектный и при этом экономически выгодный материал с одинаковым успехом может применяться как для внутренних, так и для внешних работ.
Что такое вагонка
Вагонкой называется обрезная тонкая доска со строгаными поверхностями. Ее главная особенность – присутствие гребней и пазов, которые дают возможность проводить монтаж ламелей быстро и качественно.
Пазогребневый метод сборки панелей позволяет изготавливать обшивку без щелей, которая не изменяет своего внешнего вида даже после длительной эксплуатации в условиях перепадов влажности и температуры.
Толщина ламелей невелика, поэтому масса облицовки небольшая. Это существенно облегчает ее монтаж, который при желании можно выполнить в одиночку. Кроме того, несущие конструкции не получают значительной дополнительной нагрузки.
Для изготовления вагонки используется различное сырье. Чаще всего это наиболее доступная для производителя древесина. Однако покупателю нужно точно знать, в каких условиях будет эксплуатироваться обшивка и выбирать дерево «под них».
Какая бывает вагонка
Всю вагонку можно разделить на два типа: из лиственных и из хвойных пород. Последняя содержит большие количества эфирных масел и смолы, что позволяет ей успешно противостоять высокой влажности и различным грибкам. Благодаря этому свойству вагонку из хвойных пород выбирают для внешней обшивки.
Сосна легка в обработке и имеет красивый рисунок на спиле. Ель славится отличными теплоизоляционными характеристиками. Но для саун и для бань эти материалы не годятся, поскольку на их поверхности выделяется смола.
Для внутренней облицовки, в том числе банных помещений, используют лиственницу, липу и ольху. Они отличаются меньшей долговечностью, без особой обработки быстро загрязняются и могут утратить первоначальный цвет.
Однако при этом лиственные породы имеют высокую пористость, что дает им возможность выдерживать повышенные температуры. Березовая вагонка очень чувствительна к влаге, поэтому используется только в сухих помещениях. Самым долговечным и прочным материалом считается облицовка из дуба.
Монтаж
Хорошие эксплуатационные свойства вагонки сохраняются только при условии правильного монтажа. Его основной особенностью является свободное крепление. Это означает, что панели фиксируются с помощью специальных элементов – кляймеров, которые надежно придавливают нижнюю часть замка к основе.
Такой метод обеспечивает свободное расширение ламелей по всей длине. Кляймеры на облицовке не видны. Они закрываются каждой последующей панелью. Таким образом отсутствует необходимость использования для их маскировки заглушек или декоративного шпаклевания.
На правильно обшитых вагонкой поверхностях отсутствуют щели, трещины, подъемы в виде домика и любые другие деформации.
При монтаже ламели чаще всего располагают горизонтально или вертикально. В первом случае попадание влаги внутрь замка полностью исключено, что идеально для фасадной облицовки.
Вертикальное расположение панелей позволяет компенсационным пазам, расположенным на тыльной стороне вагонки, эффективно отводить влагу. Такой вариант особенно хорош для парилок и саун.
Эффектно выглядит обшивка из ламелей, собранных по диагонали. Однако это достаточно трудоемкий и неэкономичный вариант.
Для обшивки вагонкой на основании собирается каркас, расстояние между несущими профилями которого составляет от 0,4 до 0,6 м. Система может быть изготовлена из древесины или из оцинкованного профиля.
В первом случае для крепления кляймеров можно будет использовать гвоздики, для профилей потребуются саморезы по металлу или заклепки. Ламели монтируются на каркас с небольшим компенсирующим зазором относительно ограждающих конструкций.
По окончании монтажа все примыкания, а также внутренние и наружные уголки накрывают специальными доборными элементами. В некоторых случаях для этого можно использовать канат из льна, пеньки или джута.
Он особенно хорош для герметизации криволинейных поверхностей, поскольку легко повторяет очертания любой конфигурации.
В продажу поступает разновидность материала, именуемая евровагонкой. Это высококачественный продукт, производящийся в нашей стране по европейским стандартам. Он более сложен в изготовлении и, соответственно, имеет более высокую стоимость по сравнению со стандартной вагонкой. Однако изделия под маркой евро более долговечные, качественные и практичные.
Их сечение имеет более сложную форму. Шип длиннее, достигает в длину 0,8-1 см, что позволяет предотвратить появление щелей даже в условиях серьезных влаго-температурных перепадов. Стандартная толщина евро ламелей составляет 12,5 мм.
На их обратной стороне обязательно присутствуют компенсирующие/вентиляционные канавки. Панели выпускаются в нескольких вариантах профиля. К евровагонке предъявляются более высокие требования качества. Она более гладкая, соединяется плотно и легко. Кроме того, такие ламели подвергают принудительной сушке.
Их влажность варьируется в пределах от 10 до 15%. Это делает невозможным возникновение биологических повреждений или деформаций в процессе эксплуатации, установки или хранения.
Вагонка из дерева отличается высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами, небольшим коэффициентом температурного расширения и хорошей пластичностью.
Ее легко обрабатывать и при необходимости ремонтировать. Специалисты уверены, что деревянная вагонка – одно из лучших решений для отделки строительных конструкций. опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: