Плодородный слой почвы
55. Плодородный слой почвы
Верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами
2. Плодородный слой почвы
Плодородный слой почвы – верхняя часть почвы, обладающая благоприятными для роста растений свойствами (плодородием).
3.3 плодородный слой почвы: Верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (пункт 19 приложения 6 [12]).
8. Плодородный слой почвы – верхняя часть почвы, обладающая благоприятными для роста растений свойствами (плодородием).
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое “Плодородный слой почвы” в других словарях:
плодородный слой почвы — Верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. [ГОСТ 17.5.1.01 83] Тематики рекультивация земель … Справочник технического переводчика
Плодородный слой почвы — 19. Плодородный слой почвы верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами. Источник: Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995… … Официальная терминология
Плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного покрова, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
Плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растения химическими, физическими и биологическими свойствами … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Нарушенный плодородный слой — Плодородный слой почв, снятый при нарушении почвенного покрова, а также подлежащий снятию. Используется для землевания малопродуктивных и рекультивируемых земель. Временно может быть складирован в бурты для хранения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Потенциально-плодородный слой почв — 20. Потенциально плодородный слой почв нижняя часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений физическими, химическими и ограниченно агрохимическими свойствами. Источник: Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от… … Официальная терминология
слой — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? слоя, чему? слою, (вижу) что? слой, чем? слоем, о чём? о слое и в слою; мн. что? слои, (нет) чего? слоёв, чему? слоям, (вижу) что? слои, чем? слоями, о чём? о слоях 1. Слоем называют форму… … Толковый словарь Дмитриева
Почвы Курортного района Санкт-Петербурга — Содержание 1 Почвы Курортного района Санкт Петербурга 1.1 Фотогалерея … Википедия
ГОСТ 17.4.2.02-83: Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания — Терминология ГОСТ 17.4.2.02 83: Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания оригинал документа: Азот доступный и легкогидролизуемый Органические и минеральные легкомобилизуемые… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Закон 31: О городских почвах — Терминология Закон 31: О городских почвах: 17. Восстановление городских почв меры, осуществляемые при проведении рекультивации земель, санации (очистки) и реабилитации загрязненных, захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам деградации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Верхний плодородный слой земли, его характеристика
Земля состоит из разнообразных компонентов. Сверху остаются разложившиеся растения и животные. Это и есть верхний плодородный слой земли. Его именуют гумусом, который занимает 10-20 см земли. Это активный слой, где растут все растения. Какие же особенности гумуса?
Особенности плодородного слоя земли
Верхний плодородный слой именуют почвой. Если ее прокалить в жестяной емкости, используя газовую горелку, начнет выделяться неприятный аромат. Это происходит, так как растительные и животные остатки, которые перегнили, начинают гореть. Именно они придают верхнему слою земли характерный оттенок.
Если начать в любом месте копать ямку, можно увидеть, что слой почвы имеет отличие по цвету от той земли, которая находится под ним. Неважно, что будет под плодородным слоем, песок или глина, он в любом случае будет иметь темнее оттенок. Это связано с тем, что в нем находится перегной.Именно перегной представляет собой необходимую часть земли, в которой нуждаются растения.
Как образовывается почва?
Почва не состоит из одного перегноя. В ее составе есть та порода, на которой она образовалась. Существуют такие виды плодородного слоя земли:
- Песчаные
- Глинистые
- Суглинистые и т. д
Но как происходит образование почвы? Это можно понять на конкретном примере. К примеру, как образовывается песчаная почва? На конкретном участке планируется стройка. Сюда люди привезли множество речного песка. После окончания строительства его часть остается на грунте. Изначально на нем ничего не растет. Но постепенно появляются растения, а их количество ежегодно увеличивается. Перед зимой трава сохнет и перегнивает. В результате формируется почва.
Видео о полезном слое почвы:
Если через 5 лет изучить данный песок, можно заметить, что верхний слой уже отличается от песка по цвету. Здесь уже появились личинки или жучки, корни растений. На песке образовывается песчаная почва. Она небогатая, поэтому прорастают тут только определенные разновидности растений. Но это уже не песок, а бедная почва.
Ведь песчаная порода практически не держит влагу, поэтому слой такой земли сухой. А в таких условиях растут только неприхотливые растения. Они не вырастают большими, поэтому от них получается небольшое количество перегноя. Он за короткий период углубляется в землю.
Если кто-то был в сосновом бору, то мог заметить, что сосны растут практически на песке. Ежегодно они усыпают землю своей хвоей, которая постепенно перегнивает. Такое же перевоплощение происходит с глиной. Отличие в том, что на такой земле будут расти абсолютно другие растения. Нередко глинистая почва образовывается на склонах дорог.
В таких условиях отлично растет бурьян, мать-и-мачеха и другие растения, которые способны развиваться на почве, где небольшое количество воздуха и влаги.
На протяжении долгих лет на глине появляется тоненький слой почвы. Он состоит из перегноя и песка, который случайно попал на территорию. Но растениям намного легче развиваться в таких условиях, чем на песке. Перегной на песчаной земле углубляется под грунт, с глинистых территорий он смывается талой водой.
В чем разница богатых и бедных почв?
Если плодородный слой земли только начал формироваться, или он содержит мало перегноя, тогда на нем будет развиваться только определенная растительность. Эти растения в процессе своей жизнедеятельности образовывают небольшое количество перегноя, поэтому появление почвы происходит медленно.
Но ведь не все почвы формируются на глинистой или песчаной земле. Если бы это было так, тогда человечество не смогло бы получить хороший урожай. Существуют территории, где на поверхности земли лежит чернозем, который имеет глубину даже больше метра. Если разобраться, то можно сделать вывод, что это и есть почва, которая насыщена перегноем. В таких условиях могут прорастать разнообразные растения. Но и чернозем не бывает одного вида. Выделяют такие его разновидности:
Особенно ценится легкий вязкий чернозем. Он превращается в грязь, когда пройдет хороший дождь. Все виды такой почвы насыщены перегноем, поэтому на таких территориях можно вырастить отличный урожай. К счастью, чернозема много на территории нашей страны. Это и есть богатая почва. Но интересно, как произошло ее образование?
В черноземе много перегноя. А он образовывается от перегнивания растений. Поэтому можно сделать вывод, что там, где сейчас находится чернозем, когда-то было много растительности. Кроме этого, в лесу образовывается больше перегноя, чем на лугах. Ежегодно от деревьев отпадает листва, хвоя, которая преображается в перегной.
Кроме этого, перегнивают разнообразные травы. Но мало лесов, которые растут на черноземе. Такая почва образовалась на степях, лугах. А сейчас на этих территориях люди делают поля, где сажают разные огородные культуры. В лесу зачастую плодородный слой земли бедный. Если выкопать ямку, то темного грунта будет на 10-20 см, а далее начинается глина или песок.
Если на плодородной почве будет дефицит воды, тогда она начнет усыхать, на ней не будут расти растения, что приведет ее разрушению. Итак, по всей планете на суше есть земля. Но каждая территория отличается между собой. Существует верхний плодородный слой. Именно он позволяет расти разной растительности на земле.
Что такое верхний плодородный слой земли. Почва – это верхний плодородный слой земли Почва –
ПЯТЬ СЛОЁВ ПЛОДОРОДНОЙ ПОЧВЫ.
Уважаемые члены клуба, земледельцы. Предлагаю своё мнение о почве и Земледелии. О Земле, как носителе почвы
Слово ” Земледелец” в русском языке сложилось из словосочетания делать землю. Не выращивать, а делать плодородную землю. Слово «Земля» применяют как географический, исторический, математический, символический, литературный символ.
Под термином «Почва», понимают биологическую, биофизическую, биохимическую среду или почвенный субстрат. Почва, это живое существо. Почва это желудок растений. Почва это лёгкие растения. Почва это среда нахождения корневой системы растения.
Благодаря почве, растение удерживается в вертикальном положении и определяет где верх, где низ. Почва, это часть организма растения. Почва это среда обитания нано и микрофлоры и микрофауны, усилиями которых создаётся естественное плодородие почвы.
Плодородие почвы зависит от её физического и биофизического состояния: рыхлости, плотности, пористости. Химического и биохимического состава, наличия первичных химических элементов и химических элементов входящих в состав углеводородных минерально органические цепей. Плодородие почвы может быть искусственным, минеральным, химическим. И естественным биологическим плодородием.
Почва – это тонкий слой, уникальный компонент биосферы, разделяющий газовую и твёрдую среду биосферы планеты. В плодородной почве, начинаются все процессы жизнеобеспечения растений и животных. Направленные на создание здоровой, полноценной, стабильной жизни. Значит от состояния почвы, зависит полноценная жизнь всех земных растений и животных.
Естественное, безграничное, плодородия почв, создают: отжившая (останки) растительная органика (сено, трава, солома, опад и опилки, ветки), и останки, отжившей, покойной, животной органики. (микроорганизмы, бактерии, водоросли, микрогрибы, черви, насекомые и другие животные организмы). Нано и микрорастения (водоросли). Эти животные микроорганизмы, не отъемлимые представители плодородной почвы, не видимые нашему взору. Вес, живой части почвы, доходит до 80% от её массы.
Всего 20% процентов почвенной массы это мёртвая минеральная часть почвы. Живая микрофлора и микрофауна плодородной почвы, создаёт живое органическое вещество растений, из мёртвых химических элементов и мёртвой минеральноорганической части.
Живая микрофлора и микрофауна находящаяся в составе плодородной почвы, объединена одним наименованием: «Почвообразующая микрофлора и микрофауна». Вместе почвообразующая микрофлора и микрофауна, объединены одним названием почвообразующего микробиоценоза. Почвообразующий микробиоценоз, является ключевым звеном восстановительных биопроцессов, создающих безграничное, естественное, плодородие почв.
Природа создаёт поддерживает из растительно животных останков,с помоью почвообразующей микрофлоры и микрофауны, безгранично плодородную, многослойную почвенную структуру.
Безгранично плодородная почва состоит из пяти последовательных взаимозависимых слоёв. Последовательные слои почвы, ежегодно утолщаются, расширяются, растут, перемещаются друг в друга. Создают плодородный слой чернозёма и минеральной глины.
Первый почвенный слой. Мульча. Состоит из растительно животных останков. Прошлогодняя трава, стерня, лиственный опад. Различные, многообразные микроорганизмы, грибы, плесени, и мёртвые микроживотные и животные.
Под слоем мульчи, природа устроила отхожее место для разнообразных микроживотных и микронасекомых. Червей, жуков, мошек, блошек. Количество микроживотных в плодородной почве достигает нескольких тонн на одном гектаре земли. Вся эта живая рать, двигается, перемещается, пьёт, ест, справляет свои естественные надобности, размножается, и помирает. Мертвые тела животных организмов, бактерии, микробы, вирусы, черви, насекомые, животные живущие в почве, после смерти разлагаются до своего первичного биогазового, и биоминерального состояния.
Все животные тела состоят из большого количества азотных соединений. Аммиака выделяющегося при их разложении и поглощаемого корневой частью растений.
Вопрос. Надо вносить в почву азотные удобрения, если в её составе имеется большое количество живых и разнообразных бактерий, микрогрибов, насекомых, различных червей и множество других растительных и животных организмов?
Второй почвенный слой; Биогумус. Биогумус это выделения, отходы жизнедеятельности, фекалии, разнообразных микроживотных и насекомых. Толщина биогумусного слоя плодородных почв, доходит до 20 и более сантиметров. (Биогумус, это, переработанные, в желудках, разнообразных червей и насекомых, останки покойной корневой системы растений, растительные и животные, органические останки. Это останки пищи микроживотных и микронасекомых. Различных мошек и блошек).Биогумус служит для растений молозивом. Даёт растению, через его корневую систему, полноценное питание, которое способствует активизации развития, стимулирует иммунную систему и развивает иммунитет растения. Предохраняет появившийся из зерна проросток от стрессов. Зерно, посеянное в холодную, плотную и тёмную землю, с первых минут прорастания, попадает неестественную для него ситуацию не предусмотренную эволюционным процессом развития, и сразу впадает стрессовую ситуацию.
Биогумус, это молозиво растений. Биогумус необходим растениям, в первые часы их жизни, для успешного роста и здорового развития. Так и животные, не получившее в первые минуты своего рождения материнского молока (молозива), растут и вырастают хилыми, слабыми, больными. Так и семена растений, посаженные в перепаханный, перекопанный, мёртвый слой холодной почвы, без Биогумуса, вырастают хилыми и слабыми.
Третий почвенный слой. Биоминеральный.
Биоминерализованный почвенный слой, состоит из природных останков растительно животного органического вещества и биогумуса. Биоминерализованный почвенный слой почвы, в течение многих лет, постепенно, создаётся микроорганизмами, микрорастениями, микроживотными, из верхнего, мульчирующего слоя и слоя биогумуса. В верхний мульчирующий слой почвы, свободно проникает атмосферная влага (туманы, росы, морось), атмосферная вода (дождь, растаявший снег, вешние воды), и растворённые в них атмосферные газы. (Водород, кислород, азот, окислы азота. Углерод. Окислы углерода). Все, атмосферные газы, легко поглощаются атмосферной влагой и атмосферной водой. И вместе (вода и растворённые в ней газы) проникают во все нижележащие почвенные слои. Мульчирующий слой почвы, предотвращает высыхание, выветривание, почвы. Предотвращает процессы эрозии почвы. Дает возможность поверхностной, мочковой, корневой системе растений, свободно развиваться в, на, большой площади мягкой, рыхлой, почвы. Получая из почвы обильное, усваемое, естественное биопитание, влагу и растворённые в ней атмосферные газы.
Микроорганизмы живущие в верхнем, мульчирующем слое почвы, постепенно, в течении многих лет, разрушают останки влажной растительной животной органики, до её первичного биогазового и биоминерального состояния. Биогазы улетучиваются или поглощаются корневой системой растений. Биоминералы остаются в почве, и постепенно, в течение ряда лет, усваиваются растениями, как биодоступное, биоминеральное питание растений. Различные микроэлементы попадают в этот биоминеральный слой из космоса, атмосферы, и с грунтовой влагой. Грунтовая влага собирается растениями с помощью главных, стержневых, водных, корней. Длина водных, корней растений равна высоте самих растений и более. К примеру, у картофеля, в зависимости от его сорта, длина водного, главного корня, доходит до 4х метров длины. Масса корневой части растений, больше надземной массы в 1, 6 – 1,7 раза. Поэтому, растениям не нужны удобрения. Растения растут в течение многих последующих лет, без удобрения почв. За счёт останков своих предшественников и космическо атмосферного минерального снабжения.
Четвёртый почвенный слой. Гумусный.
Гумус создаётся разнообразными микроорганизмами, из покойной растительноживотной органики, при ОГРАНИЧЕННОМ ДОСТУПЕ в нижележащие, уплотнённые, почвенные слои, атмосферной влаги и воды с растворёнными в них атмосферными газами.
Процесс образования гумуса в почве называется биосинтезом с образованием растительного перегноя, гумуса. В процессе биосинтеза гумуса, образуются энергонасыщенные УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, горючие биогазы; углекислый газ и метановый газовый ряд.
Гумус, для растений, исполняет роль источника углеводородной энергии. Накопления гумуса в нижележащих слоях почвы, обеспечивают растения теплом. Углеводородные соединения гумусных кислот, согревает растения в холода. Углекислый газ и метан поглощаются корневой системой растений, почвообразующей, азотофиксирующей микрофлорой и микрофауной, стелящимися и низкорослыми растениями. Создавая биоазотные накопления в почве.
Пятый слой плодородной почвы. Подпочва, глина. Это слой глины расположенный на глубине от 20см и глубже. Глинистый слой подпочвы обеспечивает регуляцию влагообмена и газообмена почвенных слоёв и нижерасположенных грунтов.
Окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь, Ответы на задание стр. 27-31. Почва, проект
В задании потребуется уточнить, что собой являет почва, что в ней может содержаться, а также вспомнить про связь почвы с живой природой.
Верхний плодородный слой Земли, на котором растут растения, называется одним словом, которое мы сейчас детально рассмотрим. Итак, принято считать, что почва — это и есть верхний слой, на котором произрастает большинство растений. Это, кстати, краткий ответ на задание. Но в слое земли, который считается почвой, существуют свои разные слои: нижний грунтовый, глинистый или песчаный (в зависимости от региона России) посередине, гумус и перегной — самые верхние слои того, что в общем понимании и является почвой. Но это вы будете проходить в старших классах.
На картинке изображены горелка, подставка с металлической решеткой, емкость с почвой и стекло над ними. При нагреве обычной почвы в такой емкости происходит ускоренное испарение влаги, которая содержится в разных слоях почвы. Мельчайшие капельки воды конденсатом (водяным паром) оседают на нижней стороне стекла.
Запиши вывод: в любой почве, пригодной для жизни растений, содержится влага. Это вода, образованная природными осадками (талые воды, снег, дожди, туманы). В пористой и сильно впитывающей структуре почвы может содержаться много воды, которая питает растения.
Для примера можно вспомнить самое обычное явление: полив грядки или деревьев, цветов и других культурных растений, когда почва слегка суховата. Вспомните тихое шипение и пузырьки воздуха, которые наблюдаются при поливе почвы — это как раз выделяется воздух, проходя сквозь водяную пленку (пробку).
В старших классах вы еще не раз вернетесь к этой теме. Вспомните этот раздел, когда будете проводить (проходить) опыт с мышью и цветочным горшком, накрытых стеклянным колпаком. Значительную часть кислорода, потребляемого мышью, выделяет грунт из горшка, а не растение.
Ученые подсчитали, что для образования почвы толщиной 5 см требуется около 2 тысяч лет. Такой слой почвы очень тонок. Для нормального развития растений требуется слой толщиной не менее 50 см. Сколько лет потребуется образования такого слоя?
Здесь рассчитать количество лет, необходимое для образования 50-сантиметрового слоя почвы, несложно: в 50 см содержится десятикратное количество лет, необходимое для слоя в 5 см. Таким образом, потребуется двадцать тысяч лет.
На деле, в условиях континентального климата, где нет обильных сезонных дождей и иссушающего зноя в теплое время года, на образование такого слоя (5 см) уходит не более 5-10 лет. Это при учете остатков трав и растений, перегноя, и относительного покоя почвы (без вспахивания).
На рисунке А нарисованы поперечные борозды, направление вертикальное. На втором рисунке, Б, изображена продольная распашка, борозды идут вдоль склонов холма. Обвести следует букву Б.
Напиши: самым простым способом восстановить почву (плодородный слой) будет сбор высушенных водорослей и смешивание их с морским песком. Морские водоросли, также как и наземные растения, образуют перегной, и могут обогащать почву. Но можно применить и другие способы.
Если смешать с песком на острове уголь и пепел сожженных деревьев, растений, водорослей, то можно получить хороший плодородный слой. При условии, что это не потребует уничтожения значительной части флоры (сообщества растений) острова.
Еще один способ — это сбор помета птиц (многие острова в океанах являются местами обитания десятков и сотен тысяч морских птиц), и смешивание его с песком, оставшимся после шторма. Но в этом случае важно помнить, что помет птиц может навредить, если его будет слишком много.
Можно закапывать или посыпать песок остатками пищи, погибшими животными и рыбой, сгнившими плодами и ягодами. Затем перекопать, чтобы размешать это все. Органика — главный элемент плодородия почвы.Слово «органика» здесь употреблено для обозначения всего, что раньше было живым (организмом), или его остатками (отходами) — деревья и водоросли, птичий помет, погибшие животные, и так далее.
В горных породах может произрастать небольшая группа растений, мох, некоторые виды лишайника. Но все они зависят от влаги или от грунта (песка, например). Таким образом, это не нужный нам ответ. Горные породы не содержат необходимого слоя почвы.
В воде живет множество растений, как подводных (водоросли, некоторые другие виды), так и надводных (как пример — ряска, кувшинка). Но деревья на воде не растут. Значит, и этот ответ нам не подходит.
В организме дождевого червя могут расти только микробы и бактерии, это очевидно.
В почве (правильный ответ) начинается жизнь миллионов видов растений, от микроскопических и гигантских. Только почва может обеспечить необходимыми питательными веществами значительную часть растений планеты.
Когда на поле выращивают культурное растение, то ему требуется много микроэлементов, питательных веществ из почвы.Так как почва не может быстро восстанавливать потерянные вещества, она обедняется (так говорят агрономы), и становится непригодной для следующего посева растений.
На определенное время такое поле раньше оставляли «под паром», то есть — ничего не сеяли и не сажали 2-3 года. Но и этого срока для восстановления почвы мало. Сейчас принято удобрять почву разными химическими соединениями, чтобы она была плодородной, но это не совсем правильно.Химические соединения не всегда разлагаются, и часто попадают в грунтовые воды, отравляя целые водоемы.
Самый правильный способ восстановления почв на полях — 5-летний перерыв, или удобрение исключительно природными компонентами.
В почве водится много видов земляных и дождевых червей, ползающие насекомые (сороконожки, мокрицы, медведка, жуки), некоторые животные (кроты, слепыши).
А) польза: обычно кроты прокапывают длинные ходы в почве, и это хорошо для поступления влаги, воздуха в нее. Иногда кротовые норы помогают осушить почву после обильных ливней, кротовые норы хорошо проветривают нижние слои.
Б) вред: для многих растений, чьи корни оголяет крот, когда копает свою нору, это становится причиной гибели. Если значительная часть корня культурного растения окажется открытой, то растение высыхает и погибает.
Работа над проектом
Проект от нашей редакции может быть и другим, если возьмете за основу особенности зимнего сезона в вашем регионе. Но данная тема сравнительно проста, и можно провести такое несложное наблюдение почти в любом городе России.
Что мне интересно об этом узнать: мне интересно будет узнать о том, как растения переносят зимний период.
Я могу прочитать об этом в книгах: М. Пришвина, В. Бианки.
Мне могут рассказать об этом (кто)?: учитель по окружающему миру, старшие друзья, родители.
Чтобы больше узнать, я могу пойти: в сквер, в ботанический сад, на улицу.
Еще я могу об этом узнать (где)?: в библиотеке, в сети Интернет, из научно-познавательных телепрограмм на ТВ.
Проект
Что я буду делать: информационный лист (плакат).
Порядок моих действий (план): найти информацию о почве и растительности Московской области, составить схему будущего проекта, подготовить все и собрать (склеить, описать) на листе бумаги.
Вместе со мной этот проект будут делать: старший брат, родители (любой старший родственник, кто вам может помочь).
Будут нужны такие материалы: бумага формата А4, картинки (изображения), трафарет для текста.
Будут нужны такие инструменты: ножницы, клеевой карандаш, фломастеры (маркеры), линейка.
Комментарии
Здравствуйте! Планета знаний. Окружающий мир 3 класс проект на тему «Освоение воздушного пространства человеком.» Московская область
Уточните учебник, рабочую тетрадь, автора и страницы.
Учебник Ивченковой, Потапова окружающий мир 3 класс стр 74-75. Планета знаний в редакции 2015 года
Хорошо, будем готовить. Ожидайте.
Еще про почву будет интересен факт такой: многие ученые-агрономы убеждают, что столетиями поля распахивались неправильно. Вкратце это можно описать следующим образом. Когда полевая техника вспахивает борозды, то особый металлический нож режет грунт и переворачивает его набок. Вот это, по мнению агрономов, и является ошибкой. Они предлагают внедрить повсюду так называемый безотвальный способ распашки. Это тоже прорезание почвы, но при этом линия борозды ровная, земля не переворачивается, в ней просто делается продольное углубление. Это помогает сохранить гумус, главный компонент плодородного слоя, который при переворачивании отвала грунта выветривается и разлагается.
Примеры использования полезных ископаемых:
- Из нефти делают резину и пластик, полиэтилен и компоненты для кровельных материалов, смазочные материалы для техники и спред, который в супермаркетах называется «сливочным» или «пальмовым» маслом;
- Из железной руды производится все, что содержит в своем составе металл (это относится к ферросплавам);
- Из застывших осадочных пород мергеля и доломита делают цементы и другие смеси;
- Из полезных ископаемых меди и никеля делаются современные деньги, монеты;
Плодородный слой почвы: состав и характеристики
Под словом почва подразумевается биофизическая, биологическая, биохимическая среда или почвенный субстрат. Многие биологи утверждают, что почва представляет собой живое существо, называя ее желудком растений. Некоторые же привыкли называть ее легкими всего растительного мира. Почва является средой, в которой находится корневая система большинства растений. При помощи нее они способны держаться в вертикальном положении.
Особенности
Плодородный слой почвы будет зависеть от биофизического и физического состояния, куда следует отнести плотность, рыхлость, пористость. Биохимический и химический состав, наличие первичных химических элементов и тех элементов, которые входят в состав минеральных органических углеводородных цепей, также отражается на плодородности грунта. Плодородный слой почвы может быть также минеральным, искусственным, химическим. Также принято выделять естественное биологическое плодородие.
Почва является тонким слоем, уникальным компонентом биосферы, который разделяет твердую и газовую среду биосферы нашей планеты. В плодородном слое почвы происходят все процессы жизнеобеспечения животного и растительного мира. От состояния почвы будет зависеть полноценная жизнь всего живого на Земле. Безграничное, естественное плодородие создают:
- останки растительной органики, например, трава, сено, опилки, солома, ветки;
- останки покойной, отжившей животной органики, например, бактерии, микроорганизмы, микрогрибы, насекомые, черви и другие организмы;
- микро- и нанорастения, куда относятся водоросли.
Около 20 % почвенной массы представляет собой мертвую минеральную часть. Живая микрофауна и микрофлора плодородного слоя почвы формирует живые органические вещества растений.
Если же говорить о верхних плодородных слоях почвы, то их имеется пять. Каждый год эти слои утолщаются, растут, расширяются, перемещаются от одного в другой. Благодаря этому создается плодородный слой из чернозема и минеральной глины.
Мульча
Мульча, как правило, состоит из животных и растительных останков. Если произвести снятие плодородного слоя почвы мульчи, то можно заметить там траву, лиственный опад, плесень, мертвых микроживотных и животных. Помимо этого, там имеются различные микроорганизмы, грибы.
Под слоем мульчи живут разнообразные микронасекомые и микроживотные: черви, блохи, жуки и мошки. Количество этих особей в плодородном слое почвы может доходить до нескольких тонн при расчете на 1 гектар земли. Вся эта живность перемещается, передвигается, ест и пьет, справляет свои естественные нужды, размножается и умирает. Мертвые организмы, микробы, бактерии, черви, вирусы, насекомые и животные, которые живут в почве, начинают разлагаться до своего изначального биоминерального и биогазового состояния.
При этом стоит отметить, что трупы насекомых и других живых организмов состоят из большого количества азотных соединений. Также в состав тел входит аммиак, который начинает выделяться при разложении и поглощается корневой системой растений. Поэтому при использовании плодородного слоя почвы для выращивания каких-либо культур не всегда надо вносить удобрение, так как в грунте может уже содержатся большое количество разнообразных и живых бактерий, насекомых, микрогрибов.
Биогумус
Биогумус представляет собой выделения, фекалии, отходы жизнедеятельности, принадлежащие различным насекомым и микроживотным. Толщина этого плодородного слоя почвы может составлять от 20 и более сантиметров. Биогумус – это переработанные в желудках различных насекомых и червей останки отмершей корневой системы растений, животных и растительные органические останки. Сюда также следует отнести останки еды микронасекомых и микроживотных.
Биогумус является для растений некем молозивом. Этот тип почвы дает культурам через их корневую систему хорошее питание, которое поспособствует развитию, а также стимулирует и развивает иммунную систему растения.
Биоминеральный слой
Биоминеральный почвенный слой включает в себя природные останки растительного и животного органического биогумуса. Этот плодородный слой почвы на протяжении многих лет формируется микрорастениями, микроорганизмами, микроживотными из верхних матирующих слоев и слоя биогумуса. В верхний слой мульчи свободно попадает атмосферная влага, например, роса, туман, морось, а также атмосферная вода в виде растаявшего снега, дождя.
Помимо этого, здесь содержатся растворенные атмосферные газы: азот, кислород, водород, углерод, окислы углерода и азота. Все эти газы способны хорошо поглощаться атмосферной влагой и водой. Растворенные газы и вода совместно начинают проникать во все низнаходящиеся почвенные слои.
Гумусовый слой
Гумус образуется благодаря различным микроорганизмам, покойной растительной и живой органике при ограниченном доступе в уплотненные, низнаходящиеся почвенные слои. Также в гумусе присутствует атмосферная влага и вода, в которой имеются растворенные атмосферные газы.
Процесс формирования гумуса в почве принято называть биосинтезом с образованием перегноя из растений. Во время биосинтеза также образуются энергонасыщенные углеводородные соединения и некоторые горючие биогазы, например, метановый газовые ряд и углекислый газ.
Гумус для культур играет роль источника углеводородной энергии. Гумус, находящийся в нижних слоях почвы, обеспечивает культуры теплом. Углеводородные соединения способны согревать растения от холода. Метан и углекислый газ поглощаются корневой системой культур.
Подпочва и глина
Пятый слой плодородной почвы включает в себя глинистый грунт, который располагается на глубине от 20 см и больше от поверхности. Глинистый слой участвует в регулярном влагообмене и газообмене других слоев, а также ниженаходящихся грунтов.
Снятие и сохранение плодородного слоя почвы
Если на территории планируется производить какие-либо работы, то снимать плодородный слой рекомендуется в теплое время года. Если слой почвы будет сниматься в мерзлом состоянии, то необходимо в обязательном порядке его разрыхлить. Снимается плодородный слой почвы при помощи бульдозера, после этого перемещается в отвал, где будет находиться некоторое время.
Рабочим проектом удаление слоя почвы предусматривается на участках при:
- разработке траншеи при строительстве нефтепровода;
- размещении отвалов минеральных грунтов;
- долгосрочной аренде, которая необходима для размещения знаков, опор КИПов и постоянных переездов.
Чтобы избежать выветривания и размыва, рекомендуется укрыть снятый слой почвы какими-либо подручными средствами, например, нетканым или тканым материалом, ветками от деревьев.
Рекультивация плодородного слоя почвы
Рекультивация земель осуществляется для того, чтобы восстановить их для лесохозяйственных, сельскохозяйственных, строительных, водохозяйственных, природоохранных, рекреационных и санитарно-оздоровительных целей. Эта процедура требует восстановления плодородия почвы, а осуществляется последовательно в 2 этапа: технический и биологический.
Первый при этом представляет собой планировку, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, формирование откосов, обустройство мелиоративных и гидротехнических сооружений, захоронение токсичных грунтов, а также осуществление других работ, которые создают требуемые условия для дальнейшего применения рекультивированных почв по целевому назначению или же для организации мероприятий, которые направлены на улучшение плодородия.
Биологический этап подразумевает проведение фитомелиоративных и агротехнических мероприятий, которые направлены на улучшение агрохимических, агрофизические, биохимических и других свойств грунта.
Земли, подлежащие рекультивации
Рекультивироваться могут те земли, которые были нарушены при добыче нефти, разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом. Также это может делаться при закладке трубопровода, проведении мелиоративных, строительных, лесозаготовительных, испытательных, геологоразведочных, эксплуатационных, проектно-изыскательных и других работ, которые связаны с нарушением земляного покрова.
Рекультивация может проводиться и при ликвидации военных, промышленных, гражданских и других объектов и строений, а также при захоронении и складировании промышленных, бытовых и иных отходов.
Целью проведения рекультивации считается восстановление продуктивности водоемов и нарушенных грунтов, а также улучшение состояния окружающей среды.
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы – довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур – зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.