Основные принципы работы откатных ворот
В этой статье мы рассмотрим основной принцип работы, а также классификацию откатных ворот, что может помочь с выбором окончательного варианта.
Главным отличием откатных ворот от остальных является уход створки в сторону, параллельно плоскости проёма, что позволяет не освобождать территорию ворот и въезда, поскольку отсутствует необходимость распахивать створки. При этом вся кинематика движения створок построена на качении роликов, при помощи которых створки и перемещаются.
Отличия разных откатных ворот, принципы классификации.
Главным моментом в классификации откатных ворот является силовой элемент, несущий основную нагрузку. Тот, на который приходится вес створки, отсюда и типы ворот, которые можно разделить на четыре основные группы.
- Рельсовые (монорельсовые), где вся масса створок равномерно распределена между роликами, жёстко закрепленными на нижней балке створки. При помощи этих роликов створка перемещается по направляющему рельсу, открывая, или закрывая проём. Данный тип откатных ворот почти не имеет ограничений по ширине и высоте проёма, массе створки и вариантов выбираемых материалов. Принцип равномерного распределения массы, позволяет использовать такой тип ворот в самых сложных условиях, даже при необходимости закрытия криволинейного проёма (если створка будет состоять из гибко соединённых секций, наподобие секционных подъёмных ворот).
- Консольные ворота, с нижним расположением роликов. Принцип работы этого типа откатных ворот – уравновешивание створки на неподвижных роликах таким образом, что створка свободно перемещаясь по ним, не касается земли в проёме, постоянно находится в стоянии устойчивого равновесия и не требует усилий при открывании и закрывании. На сегодня, для приусадебных и дачных участков наиболее востребованный вид перекрытия проёмов. В сравнении с другими типами ворот имеет меньше всего недостатков, но и больше всего ограничений – от ширины проёма до веса створки.
- Подвесные створки. У таких откатных ворот принцип работы немного отличается. Створка подвешена к верхней балке, по которой и перемещается створка. Стандарт – ролики, жестко закреплённые на створке, наиболее распространенные ворота. Реже встречаются варианты, когда ролики закреплены на балке, а сама створка при помощи направляющих по ним перемещается. Обычно такие схемы ворот применяются в промышленных условиях, где не требуется особый уход за верхней частью (закрытые зоны ангаров и пр.). Таким образом, подвесные виды ворот, это «шторка» перемещающаяся по верхнему карнизу. Отсюда недостатки и ограничения – высота проёма ограничена высотой верхней балки, а вес створки ограничен прочностью балки. Но такая конструкция позволяет использовать двух и даже трёх створчатые варианты, при которых створки откатывают в разные стороны, или собираются одна за другой наподобие дверей лифта, что исключено в других вариантах откатных ворот (особенно консольных).
- Консольные виды откатных ворот подвесного монтажа. Хотя принцип работы совпадает с подвесными воротами, такой вариант лишён ограничений по высоте, не имеет опоры на поверхность в проёме и не требует фундамента. Но использовать эти виды можно только для нешироких проёмов (не более 3,5 -4 метров), лёгкой створке и при наличии двух надёжных опорных столбов, к которым подвешивается конструкция. Внешне такие створки выглядят как обычные консольные, перевёрнутые «вверх ногами». Используют их, как правило, для дач и небольших участков с возможностью прямого въезда (ограничение ширины проёма сужает степень манёвра).
Таким образом, для откатных ворот есть два главных правила, они же основной принцип работы:
- правильная балансировка перемещающейся створки, для исключения усилий при открытии – закрытии;
- правильный подбор фурнитуры как движущихся частей (роликов, несущих и направляющих конструкций), так и стопорных элементов (ловители, фиксаторы, запорные элементы).
При соблюдении этих условий даже большие ворота открыть будет не сложнее, чем двери обычного шкафа-купе.
Именно правильный расчет конструкции, монтаж и настройка, позволят Вам отказаться от механических приводов и автоматизации, хотя распространено заблуждение, что для откатных ворот это обязательный элемент. На самом деле, откатить створку ворот в сторону при сильном ветре куда проще, чем открыть распашную.
Немного экзотики, или что делать, если вариантов не нашлось.
Сам принцип работы откатных панелей таков, что приводить в движение их можно вручную, механическим приводом (при помощи зубчатых реек, цепей, или иным образом). Но бывают ситуации, когда такие варианты использовать сложно. Тогда стоит вспомнить о том, что ролики можно приводить в движение самостоятельно. У таких ворот ролики являются ведомыми, вращаясь как колёса автомобиля, что позволяет перемещать очень массивные ворота.
Конечно, это гораздо более дорогое решение, но оно же является единственно верным, если створки велики, или требуется перекрыть очень высокий проём. Принцип работы у таких конструкций сродни балочному цеховому крану, грузоподъёмность которых велика. По направляющим рельсам движется каретка, с колёсами, приводимая в движение собственным двигателем, который перемещает всю конструкцию.
Также к малораспространенным типам ворот относятся конструкции бесконтактной опоры перемещаемой балки. Сегодня это ноу-хау, самое дорогое решение. Балка ворот не опирается на несущую балку (электромагниты), а движение обеспечивает маломощный двигатель. Несмотря на стоимость, данное решение самое долговечное, поскольку в отключенном состоянии износ отсутствует вовсе. Зазор между балкой и направляющей появляется только при включении, всё остальное время вся масса равномерно распределена по конструкции, в состоянии покоя.
Можно сказать, что это завтрашний день, фантастика. Но напомним, что ещё в конце 80-х, в стране в частных владениях, откатных ворот вообще практически не было, а цены на востребованный товар падают быстрее, чем кажется.
В заключение отметим, что выбранный Вами вариант может быть любым, но рекомендуем придерживаться простого правила, основанного на главном принципе кинематики ворот – сбалансированность и запас прочности движущихся деталей (роликов). Это позволит обеспечить длительную эксплуатацию без доделок, вроде колесиков, приделываемых к слишком тяжёлым створкам распашных ворот, или использованию лома для снятия откатных створок с фиксаторов.
Устройство и принцип работы автоматики для ворот
Под воротами понимается механическая конструкция, вмонтированная в стене для ограничения и регулирования доступа на контролируемую территорию.
По устройству их можно условно разделить на:
механическую оградительную часть, прикрепляемую к строительным элементам здания или забора в составе стационарной и подвижной конструкции;
привод, осуществляющий операции открытия или закрытия створок ворот с фиксацией выполненного положения;
автоматику, управляющую работой основных частей приводной системы.
Строительные элементы ворот
По своему техническому исполнению современные конструкции, применяемые для установки в коттедже, даче, гараже монтируются по одному из следующих принципов:
1. распашные, выполняемые, как правило, двумя створками;
2. откатные, изготавливаемые единой сплошной дверкой, двигающейся по нижнему металлическому тавру или другому опорному профилю и поддерживаемые верхней направляющей;
3. подъемные, основанные на подъеме, чаще всего, с поворотом цельной двери;
4. секционные, состоящие из отдельных секций, собираемых в единую подвижную систему, перемещаемую по направляющим траверсам;
5. роллетные, создаваемые из относительно узких пластин, которые при обеспечении доступа сворачиваются в рулон, расположенный в коробе над входом.
Общий принцип работы каждой их этих систем показан на схеме.
Внешний вид и конструктивное исполнение всех типов демонстрируют фотографии.
Все подвижные элементы должны легко, без излишних усилий перемещаться по своим направляющим. Они требуют периодического контроля со стороны хозяина и отчистки, смазывания движущихся частей при необходимости.
Если створки будут тяжело перемещаться, то они создадут увеличенную нагрузку на привод и электродвигатель. В результате возникнут поломки системы.
Привода автоматических ворот
Во всех без исключения подобных конструкциях применяется два варианта управления створками:
1. вручную за счет мускульной силы человека;
2. автоматически с использованием электрической энергии.
Первый способ является резервным и применяется в исключительных случаях при неисправностях с поставкой электроэнергии, а второй — основным.
В конструкции привода в обязательном случае входят:
электродвигатель переменного тока 220 или постоянного 24 вольта;
механический червячный редуктор с коническими шестеренками для реализации самотормозящей системы блокировки от проворота извне;
кинематическая система передачи движения от электродвигателя на подвижные створки на основе шестеренчатых, цепных или ременных механизмов.
Для каждого типа ворот создаются свои индивидуальные привода, обеспечивающие различные виды движения исполнительного механизма на индивидуальные расстояния.
По принципу работы они подразделяются на:
линейные, стационарно закрепленные в одной точке и сдвигающие свой подвижный кронштейн по прямой линии внутри собственного корпуса. С этой целью часто используется вращение винта по двигающейся гайке либо ременная или цепная передача;
телескопические, состоящие из двух или более секционированных элементов, оборудованных внутренними ползунами, обеспечивающих раздвижение секций для перемещения конечного держателя;
рычажные, собранные системой блоков с рычагами;
гидравлические, используемые для наиболее ответственных конструкций с тяжелыми створками весом порядка 900 кГ или более и шириной 4,5 м, которые подвергаются интенсивной работе.
Привода, как и стационарная часть ворот с направляющей системой, жестко устанавливаются на поверхности надежно вмонтированных в фундамент строительных элементов. Поскольку люфты и перекосы подвижной системы при эксплуатации недопустимы, то углубление фундаментов под ворота и привода должно превышать глубину промерзания грунта в зимнее время.
Это обязательное требование для обеспечения качественной работы ворот. На него следует обращать внимание до начала монтажа и наладки автоматики. Иначе каждой весной придется исправлять строительные ошибки.
Система автоматики ворот
Управление работой створок в автоматическом режиме надежно происходит только тогда, когда все механизмы хорошо отлажены и проверены вручную. Поэтому ей занимаются на заключительном этапе строительства.
Автоматика может функционировать:
1. от стационарного пульта управления, расположенного, например, на стене здания;
2. дистанционно на основе передачи радиокоманд от мобильного пульта-брелока на приемник, управляющий выходными сигналами работой электродвигателя и других элементов;
3. от комбинации первого и второго способов.
Управление на основе дистанционных методов базируется на тех же принципах, что и для стационарно установленного пульта с обычными кнопками запуска и отключения простого электродвигателя. Только оно усложнено за счет решения дополнительных технических задач.
Работа автоматики от стационарного пульта управления
Привод ворот двигает створки на открытие или закрытие при подаче напряжения на электродвигатель и прекращает свое действие сразу после его отключения. Этот принцип заложен в работу блока автоматики.
Для своевременного и правильного управления приводом учитывается:
направление вращение ротора двигателя (до подачи напряжения);
момент остановки вращения по достижению створками конечного исходного положения;
безопасность движения створок в отношении появляющихся объектов внутри зоны их перемещения работающими фотоэлементами, например, предотвращение ударов створками по кабине въезжающего автомобиля;
превышение величины нагрузки на механизмы привода, способной вызвать их повреждение. Например, отодвигание выпавшего снега усилием привода перед распашными воротами может деформировать металлические детали рамы створок. Поэтому включенные в цепь нагрузки двигателя датчики тока зафиксируют излишнее усилие и снимут напряжение питания.
Дополнительными функциями стационарного пульта с блоком автоматики могут быть задачи:
включения источников искусственного освещения в зоне перед воротами или внутри гаража при плохой видимости;
подача сигналов о начале манипуляций со створками;
другие технические решения.
Для практической реализации этих задач на самом простом стационарном пульте устанавливают:
две кнопки с самоблокировкой подачи напряжения на пускатель (реле) с замыкающими контактами, через которые включается двигатель на открытие или закрытие створок (одна прямой полярности, а вторая — противоположной);
кнопку отключения «Стоп», создающую разрыв цепи питающего напряжения двигателя для остановки его вращения;
пускатель или реле с замыкающими силовыми контактами, через которые подается напряжение питания;
выходные контакты датчиков конечных положений створок, фотореле, контроля нагрузки и других.
Нажатие кнопок открытия или закрытия позволяет начать указанную операцию, а кнопки «Стоп» — прервать ее выполнение. Поскольку напряжение на схему подается через замыкающие контакты пускателя, то при обрыве цепей его питания любым из последовательно подключенных датчиков контроля процесс движения створок немедленно останавливается. В современных моделях блоков управления все чаще применяются фотоэлементы безопасности, постепенно вытесняющие контактные механизмы.
Подобные схемы могут создаваться на различной элементной базе, иметь незначительно отличающиеся алгоритмы.
Работа автоматики от дистанционного пульта управления
В этом случае применяется небольшое усложнение предыдущей схемы, которое состоит в подключении параллельно с кнопками управления электронных ключей. Они работают от сигналов приемника, который получает радиокоманды с передатчика пульта-брелока.
Эти приборы выпускаются весьма большим ассортиментом с различными функциями, внешним видом и элементами управления, но схожими принципами работы.
Расположение датчиков контроля и элементов силовой системы зависит от конструкции ворот и конкретных условий местности. Например, для использования распашных конструкций может быть принята следующая схема.
Фотоэлементы безопасности со всех сторон контролируют качество рабочего пространства. Для этого их устанавливают на столбе крепления стойки, стене, опорном столбике и настраивают для четкого охвата зоны въезда, контроля достижения створками конечных положений хода и исключения ими удара по внезапно появляющимся людям, животным или транспортным средствам.
Электрические привода каждой створки монтируются на крепежных опорах. Ключ выключателя схемы расположен с внутренней стороны стены около ворот.
Световая сигнальная лампа устанавливается для удобного освещения въезда. Приемник сигналов от передатчика, вмонтированный в блок управления, вместе с отдельным электроприводом закреплен на одной из опор стоек. Около него находится закрытая распределительная коробка с электрическими кабелями, соединяющими все вышеперечисленные объекты со стационарным пультом и вводным электрощитом с защитами.
Электропроводка прячется в кабельные каналы и защищается от случайных механических повреждений.
Передатчик команд, встроенный внутрь малогабаритного брелока, управляется от нажатия кнопок на корпусе и выдает в эфир через свою антенну закодированный радиосигнал определенной частоты, который воспринимает только приемник, вмонтированный в стационарный блок управления.
Принятая команда после обработки приемником поступает на один из электронных ключей и принимается им к исполнению. Дальше схема работает так же, как и от стационарного блока управления.
Чтобы с пультом-брелоком было удобно работать, его можно заранее настроить под разные алгоритмы. Например, открыть и закрыть створку ворот можно одинарным нажатием на кнопку управления или только двойным, выполняя повторные действия.
Для этого приемник и передатчик включают и программируют определенными манипуляциями кнопок на налаженном оборудовании. Электроника запоминает полученный алгоритм действий и впредь строго его выполняет.
В систему встраивается возможность отключения работы автоматики для управления воротами только в ручном режиме. С этой целью используется механический замок и ключ блокировки, располагаемые в удобном для пользования, но закрытом от посторонних месте.
Если же применяется другая система открытия створки, например, откатные ворота, то места расположения привода и автоматики претерпевают незначительные изменения, а принцип их взаимодействия остается прежним.
Надо только учесть конкретные условия конструкции, местности и запросы пользователя. Для откатных створок достаточно расположения всего двух фотоэлементов безопасности, а останов привода можно обеспечивать концевыми механическими выключателями.
Во всех схемах автоматики предусматривается система дублирования отдельных рабочих процессов, позволяющая резервировать защитные функции. Например, при отказе концевого выключателя остановки створки должна работать защита от перегрузки двигателя, которая прекратит работу привода и предотвратит поломку.
Автоматика ворот производственных предприятий
Организации, осуществляющие большой объем грузоперевозок и ограничивающие доступ постороннего транспорта на свою территорию, могут эффективно использовать описанные выше схемы, соединив их с системой охраны и видеонаблюдения.
Пример такой автоматики, работающей в комплексе системы управления допуска, показан на картинке.
За несколько десятков метров до подъезда к воротам в дороге устанавливается контрольная железобетонная плита, оснащенная датчиком давления. Последний срабатывает при наезде на плиту легкового автомобиля и другого более тяжелого транспорта. На вес проходящего человека и животных датчик не реагирует.
Информация о сработанном контакте датчика передается на блок управления ворот. Для этого может использоваться кабель-канал или радиосигнал. Первый способ реализуется чаще.
Сигнал в блоке управления обрабатывается и посылается на пункт охраны и должностному лицу администрации предприятия звуковой сиреной либо световым табло. При этом постоянно работающая видеокамера системы наблюдения фиксирует действия водителя. Информация доступна вахтеру и контролирующему лицу на мониторах компьютеров.
Водитель транспортного средства, подъехав к закрытым воротам, прикладывает свой служебный документ на право проезда к лобовому стеклу. Вахтер визуально проверяет разрешение на въезд и открывает автоматические ворота нажатием кнопок на стационарном пульте или использует для этого брелок. После проезда машины ворота закрываются.
При выезде автомобиля с территории предприятия вахтер проверяет документы на груз у водителя и выпускает его в рейс открытием створок.
В любой момент администратор имеет техническую возможность вмешаться в деятельность вахтера и открыть или закрыть ворота своим пультом дистанционно.
В результате использования автоматических ворот в системе контроля доступа разрешаются вопросы:
оперативной проверки документов у посетителей;
быстрого пропуска автомобильных средств на территорию, что исключает образование транспортных пробок;
хранения видеоинформации в компьютерной памяти о пропуске транспортных средств через ворота и действиях водителя и охраны;
организации контроля работы вахтера со стороны администрации.
Особенности выбора моделей
Среди производителей оборудования для автоматических ворот отсутствует единая терминология, существуют разногласия в технических терминах выпускаемой продукции. В маркетинговых целях часто элементы силовых частей, включая электропривода, относят к системам автоматики.
Это позволяет успешно продавать готовые комплекты приводов, пультов и всевозможных датчиков.
Секционные автоматические ворота и роллетные модели производители сразу выпускают в комплекте с приводами и настроенной системой автоматики, которые довольно просто монтируются на подготовленном здании. Вся их установка и настройка осуществляется в короткое время по разработанным инструкциям.
Однако, какие функции управления и автоматики заложены в конкретную модель, следует заблаговременно уточнять у продавца до покупки. Это позволит оптимально использовать их возможности без лишних трат денежных средств.
Откатные ворота своими руками
Откатные ворота являются очень популярными в нынешнее время, хотя ещё в недалёком прошлом мало кто мог позволить себе установить такую конструкцию на участке, ввиду дороговизны фурнитуры и механизмов. Сейчас их стоимость куда ниже и доступность выше, а также человек, обладающий навыками сварки может изготовить их своими руками. Отсутствие верхней и нижней направляющих в откатных воротах, даёт преимущество проезду транспорта почти любых габаритов.
Откатные ворота — принцип работы и конструкция
Принцип работы ворот: створка движется на двух роликовых тележках, установленных на забетонированном швеллере. Для защиты от падения и перекоса служат верхние ролики. В закрытом состоянии для снятия нагрузки с роликовых опор на направляющей устанавливается концевой ролик, который заезжает в нижний улавливатель при закрытии ворот. Верхний улавливатель устанавливается для более надёжной фиксации ворот в закрытом состоянии. Полный размер ворот составляет 150% ширины проёма, то есть если проём у нас 4 м, то полная ширина створки ворот будет 6 м и соответственно место для отката должно быть не меньше 6 м. Пожалуй, это главный недостаток такого типа ворот и если не хватает места то стоит рассмотреть другие варианты.
Схема откатных ворот с основными элементами
Проектирование чертежа и схемы
Перед изготовлением ворот необходимо определиться с размерами будущих ворот сделать чертёж с указанием этих размеров. Ворота состоят из силовой рамы и обрешётки (внутреннего каркаса). Рама обычно выполняется из профильной трубы прямоугольного сечения 60*30 мм и толщиной 2 мм, а также можно использовать трубы 60*40 мм или 50*50 мм если нужного размера нет в наличии. Для внутреннего каркаса подойдёт профильная труба 40*20 или 30*20 в зависимости от того какая имеется в наличии.
Пример схемы соединения деталей ворот:
Схема соединения деталей
Выбор и расчёт материалов с фурнитурой
Возьмём для примера чертёж выше. Для рамы будем использовать профилированные трубы прямоугольного сечения 60*30 толщиной 2 мм. Высчитываем общую длину трубы для рамы исходя из размеров на чертеже 4200*2+1800+1865=12065 мм, длину гипотенузы треугольной части высчитываем по формуле c=√b 2 +a 2 √1800 2 +1865 2 =2591 мм, 12065+2591=14656 мм. Итого получилось в метрах 14,66 м, это что касается рамы.
Для внутреннего каркаса возьмём трубу 40*20 и теперь посчитаем общую длину 4200*3+1865*4= 2060 мм или 20,6 м. Все размеры взяты с небольшой накидкой.
Фурнитура сложна и невыгодна в самостоятельном изготовлении и обычно покупается в магазинах соответствующего профиля. При выборе фурнитуры нужно знать приблизительный вес будущей конструкции для грамотного подбора роликов способных беспроблемно этот вес выдерживать.
Для внутренней зашивки ворот можно использовать практически любой материал, но чаще всего для этих целей используется профильный лист, в народе его называют «профнастил». Профнастил можно заказать любых размеров и расцветок, он довольно лёгок и имеет антикоррозийное покрытие. Для ворот в нашем примере понадобится лист размерами 7,833 м 2 . Для крепежа профнастила будут нужны саморезы со сверлом или заклёпки. Для закладной нужно приобрести отрезок швеллера шириной 16–20 см и длиной равной половине проёма ворот, в нашем случае не менее 2 метров. Арматуру для каркаса фундамента следует брать диаметром 12–16 мм и длиной 15. Для замеса бетона для фундамента понадобится цемент песок и щебень в пропорции 1:2,1:3,9. Для фундамента ворот из примера нужно 0,5м 3 бетона.
Необходимый инструмент
- Сварочный аппарат, желательно полуавтоматический.
- Болгарка с отрезным и шлифовочным дисками.
- Шуруповёрт или клёпочник.
- Молоток, рулетка, маркер белый.
- Бетономешалка, штыковая и совковая лопаты.
- Защита для глаз и рук.
Инструкция по изготовлению и монтажу откатных ворот своими руками
Сначала необходимо нарезать трубы по размерам, данным в чертеже, воспользовавшись болгаркой. Обязательно используйте средства защиты.
Устройство откатных ворот
На нашем сайте опубликованы несколько статей, посвящённых сдвижным воротам. В статье «Автоматические откатные ворота» даётся общее представление об этом виде пропускных устройств. В других статьях мы рассматривали автоматику , которой они оснащены, и ремонт механизмов.
Сегодня мы расскажем подробно об устройстве откатных ворот. Познакомимся с особенностями конструкции, принципом действия основных механизмов и расскажем об их достоинствах и недостатках.
Принцип действия и конструкция откатных ворот
Принцип действия откатных (или сдвижных) ворот предельно прост. Дверное полотно сдвигается в сторону (вручную или при помощи электропривода). Двигается оно на тележках по направляющим. Простота конструкции обеспечивает её высокую надёжность и популярность этого вида.
Схема откатных консольных ворот.
Видео
Посмотрите небольшой видеоролик, где можно наглядно пронаблюдать простоту устройства и работы таких ворот:
Конструктивно сдвижные ворота делятся на три класса, определяемые размером проёма перекрываемых ими ворот:
- ≤ 4,5 метров. Консольная лёгкая сварная конструкция. Устанавливается на въездах дворовых территорий не промышленного назначения;
- ≤ 12 метров. Усиленная консольная конструкция с мощным несущим каркасом. Устанавливается на въездах промышленных предприятий, в которых предусмотрен пропуск не ограниченного по высоте транспорта;
- > 12 метров. Подвесные откатные. У них предусмотрено верхнее расположение направляющей несущей балки. По ней движутся роликовых тележки, которые могут нести дверное полотно весом несколько тонн. Ворота такой конструкции применяются, чаще всего, в дверных проёмах в стенах зданий. В этом случае несущая направляющая монтируется на верхнем срезе проёма, что значительно упрощает её конструкцию.
Консольные откатные ворота.
Подвесные откатные ворота.
Фундамент откатных ворот
Фундамент для сдвижных ворот имеет первостепенное значение. Даже лёгкие сдвижные ворота устанавливаются на фундамент, т.к. малейший перекос приведёт к заеданию, а в холодное время и выходу из строя электропривода. Причём, чем тяжелее створка ворот (некоторые конструкции створок весят несколько тонн), тем более мощный должен быть фундамент.
Конструкция фундамента и предъявляемые к нему требования подробно описаны в находящейся на нашем сайте статье «Фундамент для откатных ворот» .
Фундамент откатных ворот.
Достоинства и недостатки откатных ворот
Главные достоинства сдвижных ворот:
- не чувствительны к качеству установки столбов;
- для их эксплуатации не требуется очистка проезжей части дороги от снега;
- для консольных нет ограничений по высоте;
- повышенная устойчивость к ветровым нагрузкам;
- высокая взломостойкость.
К недостаткам относятся следующие факторы:
- требуется место для отката дверной створки;
- необходим мощный железобетонный фундамент.
Где купить
- Компания «РоллСтандарт»;
- откатные ворота 4 х 2 м с электроприводом «An-motors» и 2 пультами ДУ по цене 49 900 руб.;
- откатные ворота 3,5 х 2 м с электроприводом «An-motors» и 2 пультами ДУ по цене 47 900 руб.
Принципы функционирования откатных ворот
Откатные ворота по праву считаются настоящей визитной карточкой для любой современной дачи или коттеджа.
В некоторых случаях представленные изделия настолько органично вписываются в архитектурную композицию ландшафта, что становятся настоящим украшением загородного дома, внушая уважение к хозяевам жилища.
Тем не менее такие конструкции имеют ряд уникальных особенностей, преимуществ и недостатков, о которых подробнее пойдет речь далее.
Принцип работы и сфера применения
Откатные ворота чаще всего устанавливаются в местах, где необходимо создать широкий въезд для автомобильного транспорта. Поэтому данное наименование продукции можно встретить не только на дачах, но и на контрольно-пропускных пунктах промышленных предприятий, складов, воинских частей и т. д.
Нередко они монтируются при въезде в гаражи, автосервисы или охраняемые стоянки. Где бы ни применялись эти конструкции, они везде доказали свою универсальность, долговечность, а также неприхотливость эксплуатации.
Принцип функционирования данного вида ворот такой же, как и у шкафа-купе. Другими словами, полотно отъезжает в сторону, оперативно освобождая зону для проезда или прохода.
В холодное время года не следует забывать о своевременной расчистке участка вдоль забора, иначе конструкция может упереться в сугроб, что станет непосредственной причиной износа механизма или его преждевременного выхода из строя.
С помощью откатных ворот для дачи экономится огромное количество полезного пространства, поскольку для их открытия (закрытия) не требуется много места на участке.
При этом большинство владельцев предпочитает оснащать описываемые изделия удобной автоматикой, что позволяет эксплуатировать конструкции без дополнительных физических усилий.
На некоторых моделях автоматических откатных ворот устанавливаются инновационные датчики, способные улавливать приближение объекта, мгновенно запуская привод открытия.
В итоге пользователю не придется даже нажимать кнопку на портативном пульте управления, ведь изделие работает без посторонней помощи.
Конструктивные особенности
Стандартные откатные ворота представляют собой прочную самонесущую конструкцию, изготавливаемую из различных металлических сплавов (крайне редко – из профилей ПВХ).
Узнайте из нашей статьи, от чего зависят цены на установку шлагбаума.
В перечень главных элементов, в обязательном порядке входящих в состав различных моделей рассматриваемой продукции, необходимо включить:
- раму;
- полотно;
- несущую балку;
- зубчатую рейку;
- «ловушки» полотна;
- роликовые платформы;
- опорные ролики (каретки) и др.
Основной деталью изделия стала рама, изготавливаемая из стальных труб, выполняющих функцию противовеса. На раму закрепляются специальные профили, образующие полотно конструкции.
К нижней ее части крепится несущая балка, а в специальной полости этого элемента монтируются опорные ролики, обеспечивающие легкость передвижения ворот по роликовым платформам. По обе стороны дверного проема фиксируются «ловушки» с ограничителями, попадая в которые ролики больше не могут продолжать движение.
В качестве деталей, предотвращающих шатание конструкции во время качения, применяются держатели-пластины. Зубчатая рейка необходима для мгновенной передачи крутящего момента от электропривода всему полотну.
Еще одним немаловажным условием для нормальной работы передвижного механизма станет заливка глубокого фундамента, до застывания которого на определенной глубине нужно зафиксировать роликовые платформы.
Ширина основы, зависящая от величины и высоты проема дверей, должна быть указана в плане подрядной организации, которая занимается установкой конструкции.
Ключевые преимущества
К списку основных преимуществ данного изделия стоит отнести:
- удобную зону открытия;
- эстетичный внешний вид;
- максимально простое управление;
- низкий уровень производимого шума;
- огромное количество вариантов материалов отделки;
- возможность установить дополнительный набор безопасности и др.
Поскольку механизм ворот открывается либо вправо, либо влево, то транспортное средство можно ставить вплотную к полотну без риска повреждения кузовных элементов.
Это весьма удобно при заезде в маленький двор, когда машину нужно припарковать только на ограниченном участке пространства. Управиться с такой конструкцией сможет и ребенок, ведь физическое участие человека здесь сведено к минимуму.
Тихая работа механизма на многих моделях обеспечивается за счет внедрения специальных роликов с резиновым покрытием, а также нейлоновой зубчатой рейки, которая более долговечна, нежели обычный железный аналог.
Разнообразие материалов отделки полотна позволяет подобрать оптимальную цветовую гамму, идеально вписывающуюся в ландшафтный дизайн участка или архитектурный стиль здания.
Вместе с тем при заказе откатных ворот многие компании предлагают закрепить на них эффективный набор безопасности, включающий такие устройства, как фотоэлемент или датчик движения:
- Первое приспособление предотвращает закрытие створки, если на пути движения механизма находится автомобиль, человек, а также любое другое габаритное препятствие.
- Датчик движения, наоборот, гарантирует моментальное открытие двери после того, как транспортное средство приблизилось на заданное расстояние.
Еще одним плюсом откатных ворот является оперативность их ремонта. Любой элемент конструкции может быть заменен владельцем самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов.
Сильные ветра также не страшны изделию, ведь его стойки вкапываются глубоко в землю, а демонтировать их можно только при помощи спецтехники.
Цена и недостатки
Тот, кто желает купить откатные ворота для дачи, должен понимать, что они, как и любой другой сложный механизм, имеет свои немногочисленные минусы, которые стоит учитывать при выборе такого наименования продукции.
В перечень недостатков конструкции входят:
- высокая стоимость;
- сложность установки;
- ограничение по высоте проема;
- необходимость в дополнительном уходе;
- наличие специфических требований к поверхности окружающего забора.
Монтаж откатных моделей будет просто невозможен, если не освободить пространство вдоль забора, которое позволит полотну беспрепятственно открываться. Также не должно быть никаких возвышенностей рельефа в месте открытия (закрытия) изделия, в противном случае механизм будет испытывать чрезмерные перегрузки и часто выходить из строя.
Поверхность забора рядом с откатной конструкцией имеет ключевое значение в бесперебойной работе устройства. Если она будет слишком рельефной или содержать выступающие элементы, то повышается риск зацепления полотна, его деформации и последующей поломки.
У владельца откатных ворот в зимнее время наверняка прибавится забот. К примеру, рельсы, по которым движутся ролики, очень часто забиваются снегом или наледью, поэтому чистить их необходимо практически каждый день.
Счищать снег следует и с полотна, чтобы не утяжелять конструкцию и не создавать излишней нагрузки на открывающий механизм.
Ну а в этой статье — вы найдете примерные цены на данное оборудование оснащенное электроприводом.
Высокая стоимость – последний недостаток откатных ворот, ведь не каждый потенциальный покупатель готов отдать 35-40 тысяч рублей за изделие без автоматики управления.
Модели с автоматическим механизмом и фотоэлементами обойдутся как минимум в 50-60 тысяч рублей, а цена продукции, выполненной из высокопрочных материалов, может достигать 100 тысяч рублей и выше.
Безусловно, на некоторых деталях можно сэкономить, но существенного понижения стоимости при этом ожидать не стоит.
Какую можно заказать отделку изделия
Авторитетные специалисты утверждают, что монтаж стандартного металлического каркаса без отделки не имеет никакого смысла, поскольку в таком случае ворота будут выглядеть неорганично, создавая дисбаланс с окружающим пространством.
Поэтому для дачи лучше всего покупать уже эстетически оформленные ворота, которые идеально подходят по дизайну и цветовому оформлению.
Отделка откатных ворот должна соответствовать ряду требований, в частности, быть достаточно износостойкой, ведь во время эксплуатации конструкция подвергается огромному количеству негативных факторов.
Ветер, осадки, воздействие агрессивных кислотно-щелочных сред не должны влиять на внешний вид изделия, иначе оно будет только портить общее впечатление от дачи.
Удачным материалом для отделки откатных ворот станут панели ПВХ или специально обработанная древесина. Они отлично противостоят внешним факторам, долговечны и практичны, поэтому их все чаще советуют квалифицированные специалисты своим заказчикам.
Выбирая в качестве отделки такую продукцию, потребитель продлевает срок службы механизма как минимум на несколько лет.
Учесть нужно размер изделия, сложность его рабочего механизма, а также множество дополнительных факторов, от которых будет зависеть бесперебойная работа приобретаемой продукции. Только в этом случае вы останетесь довольны функциональностью, надежностью и качеством сделанной покупки.
С примерным ассортиментом раздвижных ворот, которые имеются сегодня в продаже, и вариантами их отделки можно ознакомиться из следующего видео:
Механизм откатных ворот своими руками
На сегодняшний день по распространенности откатные ворота уступают распашным. Но это только потому, что у последних ниже стоимость и очень простая конструкция, состоящая из двух створок для открывания и двух петель на каждую из них.
Чтобы смонтировать откатные ворота, необходим комплект фурнитуры, а это существенные затраты, которые могут позволить себе не все.
Преимущества откатных ворот
Механизм откатных ворот в своем арсенале имеет больше достоинств, чем недостатков.
Основными приоритетами являются:
- Установка на объектах всех видов.
- Большой выбор размеров, дизайна и цветовой гаммы.
- Пространственная экономия. Для открывания нужно минимум пространства, поэтому их можно устанавливать там, где плотная застройка.
- Очень удобны в эксплуатации – легкое открывание/закрывание, независимо от того, установлена на нем автоматика или нет.
- Достаточно долговечный механизм, даже если он оборудован электроприводом.
- Поперечные балки и верхняя направляющая у них отсутствуют, что дает возможность проезда любому транспорту.
Принцип работы механизма откатных ворот
Полотно ворот навешивают на рельс на роликовых каретках, которые дают ему возможность перемещаться вдоль рельса. Ролики в верхней части держат створку вертикально, рельс, находящийся внизу, является направляющей, приводя ворота в движение.
Концевой ролик как часть конструкции заезжает на улавливатель, при этом происходит блокировка механизма, и нагрузка на каретки снижается.
Каркас делают с помощью сварки. Материалом служат трубы, и главным требованием к каркасу является правильная геометрия.
После этого ворота обшивают металлом или профнастилом. Затем механизм оборудуется электрическим приводом. Для этого приваривают зубчатую рейку, на которой будет находиться шестерня мотора.
Наличие электропривода может исключить врезку замка, так как даже отсутствие электроэнергии не повлияет на надежность удержания створки.
Комплект фурнитуры
Механизм для откатных ворот представляет собой необходимые детали, которые, отвечая за разные функции, являются единым комплектом, обеспечивающим работу всей конструкции.
Ошибкой является мнение, что для обустройства откатных ворот необходимы только направляющая и ролики.
Итак, основными составляющими являются:
- ролики с основанием для крепления, состоящие из двух кареток;
- балка (шина) – самая крупная деталь. Ее приваривают на трубу у основания каркаса, устанавливая внутри ролики, которые основанием крепятся к фундаменту. Благодаря этому происходит движение створки, т.е. она является направляющей;
- ролик верхний – придерживает полотно горизонтально, не давая ему раскачиваться;
- ролик концевой – находится в торце балки, препятствует провисанию открытию створки;
- уловители верхний и нижний – при закрытии ворот «встречает» створку и не дает ей провиснуть;
- заглушки – находятся на торцах рельса, защищая консоль от грязи, воды и пыли;
- электрический привод – механизм, приводящий ворота в действие;
- зубчатая рейка – передает движение с шестерни механизма на привод;
- фотоэлементы – необходимая деталь для любых откатных ворот, контролирующая безопасность путем выявления помех при движении створки. Ее наличие является гарантией того, что в процессе открывания ворот автомобиль не поцарапается, а его хозяин не получит травму;
- пульт дистанционного управления – с его помощью возможна функция открывания двери на расстоянии;
Механизм откатных ворот своими руками
Совсем недавно разработаны абсолютно новые, усовершенствованные механизмы откатных ворот, без верхней и нижней направляющей.
Они не требуют абсолютно никакого ухода за собой, тогда как конструкции, которые использовались раньше, нуждались в постоянной очистке от грязи и смазке подшипников и роликов.
Прежде чем приступить к самостоятельной установке откатных ворот, необходимо приобрести фурнитуру в специализированном магазине, ведь она нужна для того, чтобы изготовить механизм.
Работу начинают с фундамента.
Фундамент для ворот
Фундамент, который требуется расположить вдоль забора, необходимо забетонировать на глубину не менее 1 м. Поэтому для начала нужно сделать траншею шириной 40 см и длиной, которая равняется половине длины проема будущих ворот.
Металлическая часть фундамента состоит из швеллера, равного длине фундамента, к которому приваривают 8-10 ножек из металла диаметром около 15 мм. Этот швеллер нужно аккуратно ножками вниз уложить в вырытую траншею и забетонировать.
Подготовка полотна
С помощью болгарки и металлической щетки очищаются металлические трубы и направляющая от следов коррозии и отложений.
Затем они обрабатываются бензином или специальным растворителем, подвергаются грунтовке и оставляются для высыхания.
Дальше нужно изготовить раму. Для этого с помощью сварки к направляющей, расположенной вниз разрезом, приваривают профильную трубу, на которую привариваются вертикальные стойки.
Затем верхняя труба заваривается. После проверки угольником углов приваривают противовес. В конце работы раму нужно покрасить обычной краской для наружных работ.
Установка механизма
После того как фундамент выстоится, можно устанавливать откатные ворота. Для этого нужно установить на швеллере роликовые тележки. Чтобы сделать это максимально точно, роликовые тележки закрепляются на швеллере боком.
Далее делают установку верхней направляющей, затем выставляется полотно и прихватывается сваркой. Далее закрепляются верхние и нижние улавливатели ворот, причем, если опорные столбы изготовлены из металла, то они непосредственно крепятся сваркой к столбу.
Стоит обратить внимание, что при работе обязательно нужно использовать строительный уровень. В противном случае перекосов не избежать, и такой механизм очень быстро может сломаться.
После того как ворота установлены, остается только обустроить автоматику и наслаждаться комфортом, используя новые качественные ворота.
.