Что такое художественная ковка
Как придать захоронению уникальные черты? Добавьте художественную ковку! Она превратит любое изделие в произведение искусств. Ковка используется в создании оград, скамеек, столов, цветников и элементов декора.
Металлические узоры стали применять еще с древних времен. Кельты в Китае, Месопотамии и Египте наносили их на доспехи и кинжалы. В средневековье рисунки стали проще, напоминали классические геометрические фигуры. Эпоха Возрождения возродила искусство художественной ковки. В массовом виде она появилась в 17-18 веках. Ажурные на окнах, оградах парков и особняков стали привычным явлением.
Особенности художественной ковки
Преимущества изделий с элементами художественной ковки:
- Уникальность. Кузнец каждый раз создает неповторимый рисунок.
- Долгий срок эксплуатации.
- Возможность использования на маленьких участках и в больших погребальных комплексах.
- Устойчивость к перепадам температур.
- Отсутствие сложного ухода.
- Широкий выбор узоров.
- Сочетание с любым материалом – гранитом, деревом, кирпичом и т.д.
Для создания кованых предметов используется металл, который соответствует требуемым показателям пластичности и вязкости. Это может быть латунь, сталь, железо, медь, серебро или золото. Такие материалы сгибаются и образуют любую форму, при этом не рвутся и не трескаются.
Например, алюминий отличается небольшим весом и привлекательным внешним видом. Однако в чистом виде он используется редко, так как со временем теряет свои прочные характеристики.
Медь применима для создания украшений в винтажном стиле. Материал со временем покрывается налетом, который придает старину изделию. Чаще для создания кованых изделий мастера соединяют медь и цинк, образуя латунь. Полученный состав отличается желтым оттенком, повышенной прочностью и антикоррозийными характеристиками.
Сплав меди и никеля называется мельхиор. Он выделяется серебристо-молочным цветом, поэтому часто применяется для создания узоров с имитацией серебра.
Из полнотелых прутков различного сечения кузнецы создают составные элементы, которые в дальнейшем превратятся в витиеватые узоры. Перед установкой готовое изделие обязательно обрабатывается специальным составом, который защитит поверхность от образования ржавчины.
В архитектуре известны два вида художественной ковки в зависимости от обработки:
Горячая ковка
Такой метод – самый популярный. Его применяют для создания уникальных декоративных элементов. Исходник нагревают до конкретной температуры, сделав его мягким и пластичным. Здесь важно не перегреть материал. В противном случае основа станет хрупкой и потеряет привлекательный внешний вид.
После теплообработки кузнец придает изделию нужную форму с помощью специального пресса и молотка, а затем охлаждает конструкцию в воде.
Холодная ковка
Такая обработка применяется реже. Она используется для массового производства, а соединяются элементы с помощью сварки. Такие изделия красивые, но не уникальные.
Детали из холодной ковки создаются без нагрева. Металл видоизменяют под воздействием пресса, а уже потом обжигают под высокими температурами. Такой способ актуален для драгоценных материалов, которые обладают необходимыми характеристиками для щадящей обработки.
Стоимость кованых изделий зависит от размеров рисунка и сложности проделанных работ. В любом случае, ограда с художественной ковкой будет стоить дороже, чем металлические или гранитные аналоги. Еще в античной мифологии кузнецов сравнивали с богами. Например, таким искусством ковки увлекались Гефест, Вулкан, Тор и Амацумара. Такое элитное направление требует соответствующей цены.
Основные кованые узоры
Несмотря на индивидуальность изделия, все же можно выделить наиболее популярные элементы в художественной ковке:
- Завитки. Спирали направлены в одну сторону или в несколько. Из прута 1-2 см можно сделать до 5 витков.
- Китайский фонарик. Такая конструкция из двух или трех элементов представлена в виде спирали в два ряда.
- Волюта. Это односторонний или двухсторонний завиток, который чаще применяется для украшения балюстрад или решеток.
- Крутень. Узор представляет собой скрученный пруток и применяется для украшения балясин, каминов, элементов декора.
- Навершие. Это завершающий элемент на прутьях решеток. К пике крепится ряд завитков, которые создают красивое сочетание.
Узоры чаще делают с помощью холодной художественной ковки, так как горячая требуют больше времени, классификации и, соответственно, стоит дороже в несколько раз.
Кованые ограды
Художественная ковка в «РитуалГранит» чаще применяется для создания кованых оград на могилу. Они защищают территорию от животных или случайных посетителей, а также придают захоронению законченный внешний вид.
Ограда с художественной ковкой в Минске не боится перепадов температур, погодных изменений и не требует сложного ухода.
Кроме того, кованые ограды можно наделить индивидуальными чертами усопшего. Например, добавить якорь на лавровую ветвь или звезды, если покойный был морским военным. Музыканту актуален металлический скрипичный ключ или силуэт любого музыкального инструмента.
Ходите заказать изделие с художественной ковкой в Минске? Оставляйте заявку и мы в ближайшее время позвоним Вам для уточнения деталей!
Художественная ковка — история и интересные факты
Автор: Смит · Опубликовано 26.10.2014 · Обновлено 26.10.2014
Художественная ковка — это самый распространенный способ художественной обработки металла. Тысячи лет человек делает и пользуется коваными изделиями. Даже в 21 столетии высоких технологий трудно придумать что-либо более красивое и надежное, нежели кованые решетки, ограды, лестницы и т.д.
Именно это сочетание эстетики и прочности «металлического кружева» позволило древнему ремеслу не просто пережить века, но и вернуть себе заслуженную популярность.
Термин «художественная ковка» очень часто связан с кузнечным делом, то есть обработкой железа. Потому что железо меньше других металлов поддается обработке и для получения нужной формы железо необходимо разогревать до температуры около 1000 °С.
Еще во времена Киевской Руси кузнецы искусно ковали из железа и стали предметы быта, сельскохозяйственные орудия, инструменты, оружие, доспехи, конскую сбрую. Все эти изделия предназначались для практического использования, а поэтому они делались добротно, хорошо отвечали своим функциям. В полную силу художественные возможности железа раскрылись позднее, XVII-XVIII столетии.
Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, парки и сады оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами.
Богато оформленные железные двери с элементами художественной ковки украшали храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла.
В 17 столетии художественная ковка часто используется для выполнения оград усадеб, садов, особняков, церковных дворов. В Петербурге с ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя художественную ковку как дорогостоящую и трудоемкую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.
Если для литья рисунок и разработку всей декорации делал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование и доработку деталей кузнецом.
Трудолюбие, фантазия, мастерство и изобретательность, отличное владение технологией ковки, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные кованые произведения искусства, безгранично большого и прекрасного мира кованого металла.
В XX веке на смену художественной ковке пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, ковка становилась проще.
Однако, возрождение художественной ковки для современного искусства имеет огромное значение.
В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры, офиса ковкой стало очень популярным у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивая и стильная ковка . Именно художественная ковка является одним из последних сохранившихся «живых» ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
Интересные факты из истории художественной ковки
На Руси художественная ковка представляла собой уникальное искусство, овладеть которым в совершенстве мог только очень целеустремленный и способный мастер. Пиком развития художественной ковки на территории нашей страны принято считать 6-8 века н.э., поскольку именно к этому периоду мастера овладели всеми необходимыми технологиями обработки металла. Уже в 6 веке нашей эры специалисты, изготавливающие изделия художественной ковки, могли похвастать навыками термической обработки, горновой пайки и др. технологиями изменения формы и совершенствования характеристик металла.
Примечателен тот факт, что умение создавать изделия художественной ковки оттачивалось в течение многих лет, поскольку обработка металла требовала от специалиста серьезного опыта в данной сфере. Так для определения типа металла мастера изучали разломы изделия, следили за типом выбиваемой искры. В отсутствие высокотехнологического оборудования, тепловая обработка изделий всегда осуществлялась «на глаз». То есть, изготавливая изделия художественной ковки с термической обработкой, специалист следил за цветом раскаленного металла. Это сейчас для определения температуры нагрева используют градусники, а раньше мастеру было достаточно мимолетного взгляда, чтобы определить готовность металла.
Среди самых популярных изделий того времени, которые изготавливались по технологии художественной ковки, можно выделить всевозможные украшения, сбрую и предметы интерьера. В частности, уже в то время была популярна ковка на заказ, когда опытные мастера изготавливали эксклюзивные изделия для богатых вельмож. Ковка на заказ доверялась только опытным мастерам, которые зарекомендовали себя многочисленными работами.
Ближе к 15 веку художественная ковка становится одним из самых востребованных искусств в сфере эксклюзивного строительства. Художественная ковка ограды, дверей, оконных решеток, ручек, элементов украшения заборов и ворот — все это имело место в древней Руси. Многие изделия сохранены и по сей день, поскольку являются культурным достижением нации.
Особый вклад в развитие отечественной художественной ковки сделали архитекторы, развивавшие такой стиль как русское барокко. Эксклюзивная ковка великолепно представлена на улицах современной культурной столицы России, которой является Санкт-Петербург. Многочисленные ограды, заборы и распашные кованые ворота, преисполненные легкостью художественной ковки, — все это достижения отечественных мастеров, об искусности которых было известно во всем мире.
Художественная ковка: особенности, материалы и преимущества
Художественная ковка — это метод обработки металла, посредством которого опытные мастера из грубого железа создают воздушные и изящные элементы интерьера и экстерьера. Она используется при изготовлении перил, ограждений, мебели, беседок, качелей, скамеек и т.д. Кованые изделия с оригинальным орнаментом способны кардинально изменить внешний вид жилых, административных, торговых и других строений, придать им индивидуальность. Их применяют для ландшафтного оформления территорий, а также используют в качестве декоративных элементов при обустройстве различных помещений.
Преимущества художественной ковки:
- уникальность (каждое творение мастера неповторимо и оригинально, у кузнеца не бывает идентичных предметов);
- красота (обработка металла под давлением, делает его пластичным и податливым, позволяя создавать изящные изделия с витиеватым узором и сложной формы);
- долгий эксплуатационный срок (кованые детали интерьера и экстерьера покрываются специальным антикоррозийным средством, благодаря чему они служат своим владельцам в течение длительного времени);
- прочность (высокие показатели прочности обуславливаются твердостью металла).
- сочетание как с традиционными, так и с современными материалами, используемыми в строительстве и в отделке (предметы ковки можно совмещать с кирпичом, древесиной, камнем и т.д., что позволяет выдержать стиль, воплотить неординарные дизайнерские решения).
Материалы, используемые при ковке
Для изготовления изящных кружевных интерьерных и экстерьерных предметов кузнецы выбирают металлы, которые имеют определенные показатели пластичности, текучести и вязкости. К таким материалам относятся латунь, медь, сталь, железо, золото и серебро. Данные металлы при силовом воздействии на них изменяют свою первоначальную форму, при этом не разрываются и не образуют трещин. Они отлично сохраняют вновь полученную форму.
Холодная и горячая ковка элементов интерьера и экстерьера
Горячая ковка
Данный метод обработки металла является наиболее популярным. Он используется для изготовления эксклюзивных архитектурных и декоративных элементов. Горячая ковка подразумевает нагрев исходной заготовки (процедура придает изделию мягкость и пластичность) до определенной температуры. Не соблюдение мастером температуры нагрева может привести к материальным потерям (при перегреве металл становится хрупким, изменяется его структура и внешний вид). После теплового воздействия на заготовку, кузнец придает ей необходимую форму посредством гидравлического пресса, пневматического или паровоздушного молотка, а затем охлаждает металл в воде. Процесс может осуществляться как на специальном оборудовании, так и вручную.
Холодная ковка металла
Второй метод обработки металла используется редко. Его применяют для серийного производства элементов, соединение которых осуществляется посредством сварки. Готовые изделия, изготавливаемые по методу холодной ковки, хоть и красивы, но не уникальны. Такие предметы не относятся к подлинным художественным ценностям.
Холодная ковка — это обработка металла без его нагрева. Материал деформируют под воздействием пресса, после осуществляют его отжиг. Данным способом обрабатывают драгоценные металлы, они обладают всеми необходимыми для холодной ковки характеристиками.
Как отличить сварные конструкции от художественной ковки?
Дизайнеры при обустройстве жилищных пространств часто используют кованые изделия. Уникальные металлические предметы мебели и обихода придают домам индивидуальность. Они гармонично вписываются в любой интерьер и экстерьер. Порой изделие из ковки становится главным декоративным элементом помещения или приусадебного участка.
Но некоторые недобросовестные работники мастерских предлагают клиентам продукцию, соединенную методом сварки, выдавая ее за художественную ковку. Отличить подлинные художественные кованые изделия от сварных не сложно. В оформлении первых — обязательно присутствует хотя бы одна из перечисленных ниже деталей:
- гнутые или скрученные элементы;
- наконечники, листья или другие декоративные детали в орнаменте;
- коронки;
- элементы, соединенные хомутами.
Художественная ковка металла
В результате обработки металла ковкой кузнецы получают предмет мебели или же обихода, который имеет художественную ценность.
Металлические изделия украшались орнаментом с давних времен. Древние кельты наносили узоры на доспехи, кинжалы, кубки. В Киевской Руси мастера изготавливали предметы, которые удивляли своей прочностью, надежностью и красотой. Обработка металла ковкой получила широкое распространение в ХVII-ХVIII веках. В то время оконные решетки, ограды парков, дворцов и особняков, двери храмов были украшены ажурными коваными элементами.
С развитием технологий в ХХ веке возрос спрос на изделия, изготавливаемые методом штамповки. Но интерес к художественной ковке не угас. В настоящее время многие владельцы частных домов, коттеджей, квартир украшают помещения и земельные участки оригинальными коваными элементами. Заказать высококачественные изделия можно у мастеров кузнечного дела дизайн-студии интерьеров «РублевЪ».
Методы обработки металла
Мастера дизайн-студии создают предметы из ковки с использованием различных методов:
- горячей ковки (путем нагрева заготовки и ее обработки на специальном станке);
- холодной ковки (посредством механического воздействия на металл).
Специалисты имеют навыки работы с металлом и обладают всеми необходимыми познаниями в кузнечном деле. Они используют как традиционные способы обработки материала, так и современные методы, благодаря чему выпускают высококачественные кованые предметы, характеризующиеся оригинальностью, прочностью и практичностью.
Мастера применяют специальные средства для защиты изделий от негативного воздействия окружающей среды. Предметы, изготавливаемые ими, служат своим владельцам в течение длительного времени.
Способы ковки: может ли холодная быть альтернативой горячей
Люди давно подметили, что разогретому в кузнечном горне металлу можно придать практически любую форму. Кованые изделия отлично смотрятся в любом интерьере. Они могут быть элементом декора как деревянных, так и каменных коттеджей.
Среди владельцев частных домов вряд ли найдётся такой человек, который не хотел бы иметь кованую ограду, перила или лестницу. Но, несмотря на множество плюсов, изделия, полученные при помощи горячей ковки – процессе, при котором металл под действием высокой температуры становится пластичным, из-за высокой цены доступны не всем. Есть альтернатива – холодная ковка металла. Главный её плюс не только низкая цена, но и доступность технологии для самостоятельного повторения.
Некоторые специалисты считают название «холодная ковка» не совсем правильным. По их мнению, ковкой можно назвать только процесс пластичной деформации раскалённого металла. Но название этого способа металлообработки прижилось. Более того, пользователи FORUMHOUSE считают, что в ряде случаев, холодная ковка металла может стать достойной заменой ковке горячей. Так ли это на самом деле мы расскажем в сегодняшнем материале.
Особенности холодной ковки
Существует расхожее мнение, что изделия полученные методом гнутья выходят однообразными, больше похожим на фабричную штамповку, поставленную на поток. Однако практика показывает, что при надлежащем подходе, с помощью холодной ковки можно создавать настоящие авторские работы.
Чаще всего методом холодной ковки металла делают:
- решётки на окна;
- элементы козырьков, перилл и навесов для входной группы;
- декоративные элементы для заборов ворот и калиток;
- фигурные ножки для столов и стульев;
- элементы декора: подставки под цветы, каминные решётки, обрамление картин, зеркал и т.д.
Под художественную – горячую ковку металла, выдаются изделия полученные методом холодной деформации на специальном оборудовании, в дальнейшем сваренных в одно целое: элементы забора, ограды или калитки. Причём, непосвящённый человек, сразу и не поймёт, каким способом ковки было изготовлено это изделие.
На мой взгляд, кованые элементы выполненные методом холодной деформации (гнутья), смотрятся ничуть не хуже тех же элементов выполненных вручную – горячей ковкой. А стоят дешевле.
Холодная ковка металла позволяет с помощью достаточно простого набора оборудования, создавать типовые элементы – торсионы, раскатанные пики, волюты, элементы пространственной гибки. И затем, комбинируя этот набор, (примерно из 10-15 видов типовых элементов) создавать сложные узорчатые изделия. Освоить процесс гнутья может любой человек владеющий слесарным инструментом, было бы желание.
Существенное преимущество холодной ковки металла перед ковкой горячей – высокая производительность. Для работы не требуется много места. Нет необходимости обустраивать и разжигать горн, ковать, стучать молотом по наковальне. Меняя только оснастку, можно быстро создавать разнообразные элементы, но для соединения узлов потребуется хорошо освоить сварочное дело.
Я когда-то я занимался холодной ковкой и научился варить полуавтоматом за два дня.
Форумчане рекомендуют начинать практиковаться в холодной ковке с простых изделий. Необходимо «набить руку», понять, как ведёт себя металл при гнутье, а потом переходить к более сложным и масштабным работам.
Для получения хорошего результата, процесс холодной ковки металла следует разбить на ряд последовательных этапов:
- Идея и постановка задачи.
- Схематический набросок идеи от руки на бумаге.
- Точная прорисовка изделия, либо от руки, либо в графической программе.
- Разбивка всего изделия на отдельные простые элементы.
- Прорисовка, или распечатывание на принтере, узлов изделия в натуральную величину.
- Расчёт количества необходимого материала.
- Изготовление отдельных элементов.
- Шлифовка и сборка (сваривание) отдельных элементов в единую конструкцию.
Несмотря на кажущуюся простоту, занятие холодной ковкой металла требует вдумчивого подхода и грамотного расчёта всех деталей будущего изделия. Эксперты FORUMHOUSE советуют – для визуализации идеи, предварительно изготовить отдельные узлы из проволоки в натуральную величину. Это поможет понять, как будут сочетаться различные элементы друг с другом и вовремя исправить ошибки, либо найти более удачное комбинацию узоров и отдельных элементов.
К основным элементам, получаемым при холодной ковке металла, относятся:
- Лапки и пики. Эти элементы раскатываются из металлического прута.
- Завитки. Включают в себя: волюту, червонку и улитку. У волюты, или, как её ещё называют баранки, концы загнуты в одну сторону. Червонка похожа на знак $. Улитка напоминает запятую.
- Кольца делаются из прута, круглого или квадратного сечения, намотанного на специальную оправку. Получается своеобразная металлическая пружина, которую затем нарезают на кольца.
- Торсион. Один из самых распространённых элементов. Получается путём скручивания одного или нескольких прутов.
Все вышеперечисленные элементы можно сделать, комбинируя всего три технологических процесса.
1. Вытяжка. Благодаря этому процессу, за счёт уменьшения сечения заготовки, она увеличивается в длину. Таким образом, обычно получают лапки и пики, для чего металл помещают в специальный раскаточный или опрессовочный станок. За счёт пропускания заготовки через вальцы, и постепенного уменьшения расстояния между ними, материал раскатывается. Также на вальцах могут быть нанесены рельефные насечки, которые придают поверхности заготовки определённую текстуру.
2. Кручение. Металл (полоски или прутья) закручиваются вдоль своей оси. Закручивать можно одну, две, три, и более заготовок. Для этого один конец заготовки (или заготовок) помещают в тиски, а другой начинают поворачивать вдоль оси. Если скрутить несколько прутков, а затем сжать их, приложив усилие вдоль оси, то они разойдутся по дуге. Получится утолщение из сплетённых прутьев под названием «Фонарик» или «Корзинка».
3. Гнутьё. Металл гнут на специальном станке, используя шаблоны.
Чтобы гнуть металл в разных плоскостях, необходима простейшая оснастка и нехитрое станочное оборудование. На рынке представлено множество станков для холодной ковки. Но из-за высокой цены, их приобретение оправдано только в том случае, если планируется дальнейшее получение прибыли. Начинающий мастер, занимающийся холодной ковкой «для себя», вполне может обойтись самодельными станками для гнутья металла.
Все инструменты для холодной ковки (кроме сварочного аппарата) можно сделать из подручных средств.
Для холодной ковки металла чаще всего используются следующие инструменты:
- Гнутик. С его помощью заготовка изгибается под определённым углом.
- Улитка. С её помощью заготовка загибается по спирали. Меняя шаблоны можно изменять радиус изгиба.
- Фонарик. Это приспособление напоминает оснастку для токарного станка. С помощью этого инструмента, металлические заготовки переплетаются друг с другом для получения одноимённого элемента.
- Волна. Принцип действия этого инструмента понятен из названия. С его помощью металлу придаётся волнообразная поверхность. Расстояние между «гребнями» волн, и их высоту, можно регулировать в зависимости от настройки станка.
- Твистер. Скручивает полосу или пруток вдоль продольной оси.
Принцип работы всех вышеперечисленных станков весьма прост. Он основан на прикладывании определённого усилия к заготовке через рычаги, приводящего к деформации металла. Гнутьё металла на станках происходит вручную. Для облегчения труда, некоторые станки оснащаются электродвигателями, что увеличивает их цену. Многие домашние мастера предпочитают изготавливать станки для холодной ковки самостоятельно. Также с приходом опыта, и увеличения сложности изделий, приходится дооснащать станки разнообразной оснасткой – шаблонами, кондукторами, упорами, ограничителями.
Здесь открывается большой простор для творчества. Каждый мастер делает приспособления под свои задачи. Важно соблюдать принцип разумной достаточности. Самые красивые изделия можно сделать, используя минимум приспособлений.
Секреты холодной ковки
Один из главных вопросов начинающих мастеров: «Какой металл подходит для холодной ковки». По мнению форумчан нужно не пожалеть времени и обойти местные металлобазы, и ознакомится с тем перечнем, который они предлагают. Для холодной ковки используется самый обычный «чёрный» металл. Ходовой размер для полос – ширина 14 и 16 мм, толщина 2-4 мм. Пруток – квадрат со стороной до 10 мм. Такой материал проще гнуть. Более толстый материал, полосу 20х4 мм и т.п., придётся сначала разрубить.
Квадрат сейчас катается из кругляка на холодную, поэтому на выходе имеем нагартованный, очень жёсткий металл. Приходится его отжигать. Также при холодной ковке нужно обязательно учитывать тот факт, что при накрутке металл может «отыграть», изменив свою форму.
После того как все заготовки сделаны, их собирают и сваривают, для чего удобно использовать специальный сборочный стол. Перед сваркой готовые изделия необходимо зачистить.
Я рекомендую сборочный стол разлиновать подобно тетрадке «в клеточку». Это поможет быстро и правильно, без излишних трудоёмких замеров, разложить все детали. Наличие струбцин обязательно! Хорошо себя зарекомендовали так называемые – струбцины с параллельными губками. Они позволяют «подлезть» в труднодоступные места.
Финальным штрихом становится окраска готового изделия. Этот этап очень важен. Даже самый красивый узор может быть испорчен небрежной финишной отделкой. И здесь есть свои рецепты.
Изделия, полученные методом холодной ковки, советую покрыть патиной. Это подчеркнёт фактуру материала.
Но фирменная патина дорого стоит. Поэтому форумчанин предложил свой – «бюджетный» рецепт патины. Он берёт в порошке серебряную или золотистую краску, заливает её лаком для металла или дерева. Далее берём маленькую кисточку, и, размешав смесь, (пока серебрянка не осела) круговыми движениями, слегка касаясь заготовки патинируем её.
Ещё один секрет форумчанина: декорировать изделия полученные методом холодной ковки помогает ржавчина, но при условии, что металл не прогнил насковзь.
Тронутый коррозией, он приобретает эффектную фактуру и не требует дополнительной декоративной обработки поверхности.
Такое изделие выглядит «под старину», словно ему не один десяток лет, а не новоделом.
Холодная ковка увлекательный процесс, стоит только попробовать, вложить труд и силы. Если заболел металлом – это навсегда. Наградой же станет уникальные предметы декора, сделанные собственными руками!
Художественная ковка
Художественная ковка — это изготовление изделий, выполняющих не только практические, но и эстетические функции, способом горячей или холодной ковки. Главное отличие художественной ковки от обычной в том, что создаваемые поковки обретают художественную значимость, превращаясь в произведение искусства.
С помощью художественной ковки делают предметы интерьера, элементы декора, каминные и садовые решетки, мебель, скамейки, самые разнообразные бытовые изделия.
Владение изделиями художественной ковки во все времена являлось признаком высокого статуса и богатства. Мастер-кузнец, или, как их сейчас называют, художник по металлу, долго приобретал свои знания и навыки, развивал художественный вкус. Трудиться ему приходилось в очень тяжелых условиях, работа требовала больших затрат на материалы и была сопряжена с риском увечий и пожаров.
Античная мифология даже приравнивала кузнецов к богам — кузнецами были греческий Гефест и римский Вулкан, скандинавский Тор и японский Амацумара. Поэтому художественная ковка и в прошлом, и сегодня стоит дорого.
История художественной ковки
История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.
Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.
Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность
Инструменты для ковки
Набор инструментов античного кузнеца был нехитрым, но стоил по тем весьма дорого. В него входили:
- Кузнечный горн — приспособление для разогрева заготовки до высокой температуры.
- Ручные меха для раздувания углей.
- Наковальня — массивная металлическая отливка или поковка, на которой заготовке придают желаемую форму.
- Кузнечный молоток и молот.
- Клещи.
- Оправки, зубила и т.п.
- Емкость с жидкостью для охлаждения поковок.
С этим минимальным набором кузнец мог ковать несложные изделия хоть под кустом. Походные горны и наборы инструментов возили с собой кочевники и любая армия древности. Технологических возможностей походных кузниц хватало на то, чтобы выковать наконечник для стрел, подкову и другие детали конского снаряжения, починить металлические детали повозок, выправить поврежденный клинок или доспех.
Но для того, чтобы выковать корабельный якорь или тележную ось, требовалась уже стационарная кузница. В ней устанавливали тяжелую большую наковальню, большой горн и закрепленные рядом с ним меха с ручным или ножным приводом. Ставился также прочный верстак и большие тиски. В состав инструмента добавлялись также большое количество оснасток, подкладок, пробойников, струбцин, а также измерительные инструменты сообразно эпохе. Кузнец работал не один — обладающий большой физической силой и выносливостью подмастерье сначала раздувал меха, чтобы болванка в горне раскалилась докрасна, а потом с размаху бил большим кузнечным молотом в то место, которое намечал маленьким молоточком — ручником мастер — кузнец.
В современной мастерской художественной ковки принципиальных изменений в составе инструмента не произошло, разве что измерительный инструмент стал точнее, а вместо установки громоздкого горна и мехов появилась возможность нагревать заготовки в муфельных печах или индукционным способом.
Особняком стоит группа оборудования для холодной ковки — изменения формы металлических прутков, проката или труб в холодном состоянии путем приложения механической силы. В нее входят различные станки для холодной формовки прутковых и профильных заготовок
Технология холодной ковки получила большое распространение, поскольку позволяет без длительного обучения и сложного оборудования получать недорогие художественные изделия начального уровня.
Виды кузнечных работ
Кузнечные работы подразделяются на несколько подвидов:
- Свободная ковка — нагретая до температуры пластичности болванка одной стороной лежит на наковальне, а по другой наносятся формующие удары молотом или специальными инструментами
- Штамповка — нагретая или холодная заготовка помещается в специальную форму — штамп, ограничивающую ее со всех сторон, и уже эта форма подвергается ударам молота или статическому давлению.
- Холодная ковка — холодная прутковая заготовка изменяет форму на специальных станках.
Свободная ковка подразделяется в свою очередь на подвиды:
- Обыкновенная ковка — происходит придание болванке формы готового изделия за один или несколько последовательных циклов ковки
- Сварка – соединение двух или более нагретых деталей в одно изделие
- Обжимка криц — подготовительная операция, в ходе которой проходит уплотнение и сваривание пастообразной железной массы в единый слиток.
Виды современного кузнечного оборудования
Современное кузнечное оборудование для художественной ковки по форме и назначению практически не отличается от античного или средневекового. Изменились материалы — молоты и наковальни, молотки и пробойники, тиски и струбцины делают из современных высокопрочных сплавов, что существенно поднимает их долговечность и эффективность.
Другое важное изменение — это способ нагрева. Традиционный горн с ручными или ножными мехами уступает свое место муфельным печам для мелких заготовок и системам индукционного нагрева. Это существенно снижает трудоемкость, вредность и опасность для здоровья и имущества
Кузнечные станки
Кузнечные станки применяются для холодной ковки – изменение формы прутковой или профильной заготовки под механическим воздействием. К ним относятся:
- Гнутики — общее название станков для изгиба заготовки в одном или нескольких направлениях по заданному радиусу.
- Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки, с заданным шагом и радиусом волны
- Твистеры, или торсионы — для скручивания заготовки (или группы заготовок) по продольной оси
- Улитки — для формирования спиралевидных завитков на конце прутка.
Холодная ковка прекрасно подходит для изготовления элементов оград и решеток, балясин, завитков, предметов декора помещений и ландшафтного дизайна. Станок для холодной художественной ковки несложно сделать своими руками, если мастер владеет навыками слесарных и сварочных работ.
Индукционные нагреватели
Индукционный нагреватель предназначен для разогрева болванки до температуры пластичности. Нагрев происходит вследствие того, сто в поверхностном слое металла, помещенного в сильное переменное магнитное поле, наводятся вихревые токи, или токи Фуко. С их помощью можно разогреть болванку намного равномернее, быстрее и безопаснее, чем с помощью традиционного кузнечного горна.
Индукционный нагреватель промышленного производства даже небольшой мощности стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Поэтому в Сети публикуется много схем типа «Как сделать индукционный нагреватель своими руками». Важно понимать, что в конструкции устройства применяется высокое напряжение и большие мощности. Для самостоятельного изготовления потребуются инженерные знания в области токов высокой частоты и навыки электромонтажника.
Технологические особенности художественной ковки
Процесс ручной художественной ковки металла разбивается на несколько отдельных операций. Начинается он с разогрева болванки в горне или другом типе нагревателя. В зависимости от качества угля, подачи воздуха в горн и массы заготовки разогрев может занять от нескольких минут до нескольких часов. При изготовлении изделий, имеющих сложную форму, большое количество деталей или отверстий, изделие может остыть. Тогда его возвращают в горн и повторяют нагрев.
Собственно ковочные операции бывают следующие:
- Осадка. Удары молотом наносятся сверху вниз, исходная высота уменьшается, а ширина увеличивается. Это подготовка заготовки для вытяжки.
- Вытяжка. Удары по заготовке наносятся вдоль продольной оси вдоль, и заготовка плющится в направлении ударов, и длина ее таким образом увеличивается.
- Раздача — подвид вытяжки, применяется для увеличения диаметра пустотелых заготовок.
- Прошивка – получение отверстий, углублений или пазов.
- Закручивание – многократный поворот одной части заготовки относительно другой. При этом используются тиски, клещи, а при значительном сечении заготовки — и специальные вороты.
- Рубка — процесс разрубания изделия на две или более части. Применяется также для коррекции формы и размеров изделия. Иногда из заготовки вырубают готовое изделие, пользуясь для этого фигурными штампами.
- Гибка – проводится для изменения формы изделия при изготовлении деталей кольцевой или гнутой формы.
- Сварка — соединение в единую деталь двух или нескольких частей.
При ковке металла своими руками следует соблюдать общую последовательность операций, при этом при изготовлении каждой конкретного изделия в части из них необходимость может и не возникнуть.
По окончании ковки изделие окунают в емкость с жидкостью для охлаждения и закалки. Традиционно используют воду, однако при ковке специальных сортов стали, таких например, как булат, применяют различные кислоты и масла. Легенда гласит, что некоторые мастера после ковки меча охлаждали его, втыкая в тело раба.
Разновидности художественной ковки металла
Наиболее сложные и изысканные изделия получают способом традиционной, горячей ковки. Этим способом можно выковать как обычные прутья решетки, таки элементы ажурной ковки, такие, как листья и цветы, стилизованные фигурки животных и замысловатые орнаменты.
Горячая художественная ковка металла
Холодная ковка не позволяет достичь таких же высот художественной выразительности, но имеет свои явные достоинства: низкую себестоимость и высокую повторяемость изделий в серии.
К холодной ковке иногда относят и технику чеканки. В этом случае на тонкий лист металла с помощью набора остроконечных инструментов и молотка наносят узор, состоящий из множества вмятинок и черточек, складывающихся в высокохудожественное изображение.
Элементы кованых узоров
Изделия холодной ковки можно отнести к одному из типовых элементов:
Элементы кованых узоров
- Завиток.Спиралевидный завиток может быть однонаправленный и двунаправленный- то есть с изменением направления закручивания спирали. На практике при использовании прутка 10-12 мм можно получить до 5 витков спирали
- Двойной завиток, или китайский фонарик. Это пространственная конструкция из двух или более элементов, каждый из которых является обычной двухрядной спиралью. Изготовляется на твистере
- Волюта.Завиток односторонний или двухсторонний, используется для отделки решеток, балюстрад, мебели.
- Крутень.Скрученный вдоль продольной оси пруток (или несколько прутков). Используется для балясин, элементов декора, рукояток каминных инструментов
- Навершие. Используется как конечный элемент на прутьях решеток, Это пика, к которой прикрепляется ряд завитков.
Все эти элементы можно получить и методами горячей ковки, однако трудоемкость работ и потребная квалификация кузнеца, а, следовательно, и стоимость, возрастет при этом многократно.
Последовательность окончательной сборки отдельных кованых элементов
Для соединения объемных деталей изделий художественной ковки в окончательную конструкцию, применяют несколько способов:
- Сварка. Горячая сварка требует нагрева места соединения, что не всегда возможно. Для соединения элементов, полученных способом холодной ковки, применяют электросварку или газосварку
- Клепка. Для этого в месте соединения в каждой детали необходимо проделать отверстие, в которое будет вставлена заклепка и расклепана.
- Кольцом. Два пересекающихся прутка, например, в решетке, часто соединяются разогретым кольцом, концы которого свариваются. Так же соединяются и куски кованых цепей.
Плоские детали соединяются своими способами:
- Фальцовка — смежные кромки скручиваются вместе.
- Чеканка – смежные кромки изделий счеканиваются, путем вытеснения части одной детали в объем другой.
- Сварка.
На практике могут применять и различные комбинации перечисленных методов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 фактов о художественной ковке
Что такое художественная ковка?
Небольшой исторический экскурс. Ковка как древний способ обработки металла возникла во времена первых государств Ирана , Месопотамии и Египта . Собственно, искусство обработки металла – это и был один из признаков государственности. Ковка применялась в изготовлении оружия, предметов быта, орудий труда. А вот художественная ковка появилась значительно позже. Ее распространение начинается только в XIV-XV веках. Она становится предметом роскоши, позволить себе который мог далеко не каждый.
А в России?
В этом плане наша страна мало отличалась от других. В Древней Руси кузнецы пользовались почетом и уважением. Они изготавливали мечи, шлемы, кольчуги и другое оружие. А еще вместе с ювелирами – разные украшения. Со времен Петра I художественная ковка применялась в архитектуре дворцов и домов богатых вельмож. Лишь в XX веке в нашей стране ковка уступает свои позиции литью из-за того, что развивается прокатное и штамповочное производство.
И что сейчас?
А сейчас художественная ковка вновь популярна. Более того, она заняла достойное место в нашей жизни в виде изделий предметов интерьера и ландшафтного дизайна. Но здесь нужно отметить, что наряду с ручным трудом кузнецов художественных мастерских, изготовление изделий ведется и индустриальными методами.
Что заказывают для дач?
Руководитель проектов компании «Ковкабург» Гарик Адамян говорит, что в основном популярны изделия для досуга в бюджетном исполнении.
– Дача, в отличие от загородного дома, не место постоянного проживания. Поэтому популярны мангалы в разных вариациях с небольшим декоративным оформлением. А еще наборы для каминов, столы, стулья, скамейки. Разные предметы интерьера, которые мы можем увидеть на даче.
Сколько это может стоить?
Цена всегда индивидуальна и зависит от проекта. Если говорить не об индустриальном производстве, то небольшой сварной мангал на четырех ножках, без какого либо декоративного оформления, с огнестойкой покраской может стоить в среднем порядка 4 тысяч рублей. Далее идет уже удорожание в зависимости от конструктивных и эстетических требований заказчика.
– Понимаете, мы считаем свою работу искусством. Поэтому стоимость изделий не привязана к их размеру и весу. Ведь цена картины не зависит от количества потраченной краски и размеров. Поэтому небольшой кованый стул может стоить вполне приличных денег в зависимости от исполнения и идеи, – рассказывает Гарик Адамян. – Сложность оценки стоимости в том, что тот же рисунок можно выполнить по-разному, из разных сечений и обработки металла, и в итоге получить эстетически абсолютно разные изделия с большой разницей в цене. Стоимость зависит и от объема предполагаемых работ.
Точной оценке, как правило, поддаются серийные сварные конструкции с использованием штампованных и литьевых декоров. Там заказчик сам «собирает» необходимое изделие и его узор из заранее изготовленных деталей. Только помните, что это уже ничего общего с художественной ковкой не имеет. Кузнецы любят приводить пример: как различаются картина, выполненная маслом и картина, напечатанная в типографии, так же различают художественную ковку и серийное производство деталей.
Сколько времени в среднем занимает работа над заказом?
Специалисты говорят, что средний мангал с небольшим декором можно сделать за 2 недели. А вообще сроки сильно зависят от дизайн-проекта. Если он сложный, работа может затянуться на многие месяцы. Как правило, сначала дизайнерами создается эскиз, затем проводится компьютерное моделирование. И только потом, после согласования всех нюансов с заказчиком, приступают к своему делу мастера ковки.
Можно ли заказать что-то необычное?
Тут все зависит от вашей фантазии, мастерства кузнеца и, конечно, ваших финансовых средств. Настоящие умельцы выковывают модели парусных кораблей в самых мельчайших деталей. Или же создают настоящие скульптурные группы. Впрочем, все-таки это редкость, которую кузнецы делают не на заказ, а «для души».
Я тоже хочу себе кованый мангал! Где это можно заказать?
В Петербурге хватает мастерских, занимающихся художественной ковкой: «Ковкабург» на Воздухоплавательной улице, 13 (777-20-80), «Петровский стиль» на Якорной улице, 10, кузница «Тор» на улице Ватутина 17Б. Можно обратиться и к частным кузнецам. Их объявлениями пестрит интернет. Наконец, если вас не устраивают эти варианты – более экономичное промышленное литье – это по плечу компании «Мир металла» (телефон: 334-91-33).